Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.
Придаточные уступительные отвечают на вопрос несмотря на что? вопреки чему? и присоединяются к главной части союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что: нес м отря н а что? Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. (М. Лермонтов) Некоторые придаточные уступительные присоединяются к главной части союзными словами с усилительной частицей ни: Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов) Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными близки по значению к сложносочинённым предложениям с противительными союзами. Вот почему в главной части сложноподчинённого предложения могут употребляться противительные союзы но, а, однако, тем не менее, всё же. Они служат для усиления противопоставления: 1) Даром что парню девятнадцать лет, а в работе любого казака за пояс заткнёт. (М. Шолохов) 2) Хоть юность в нём кипит, но не жесток в нём дух державный. (А. Пушкин)
©> 214. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте каждое предложение и составьте горизонтальные схемы. Выполнив задание, сделайте вывод. 1)Куда (бы) путник (н..) сп..шил всегда усердную молитву он у ч..совни приносил. (М. Лермонтов) 2) Хотя было ещё рано но ворота ок..зались запертыми. (В. Короленко) 3) Раскольников молчал и (н..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно сил пр..подняться. (Ф.Достоевский) 4) Ему уже (не) было страшно хотя гром тр..щал (по) прежнему. (А.Чехов) 5) Пусть роза сорва(н, нн)а она ещё цветёт. (С.Надсон) 6) Пускай умру я должен ей помочь. (А. Блок) 7) Пусть себя он не прославил сделал он себя сильней. (А. Твардовский) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Проведите морфемный и морфологический разбор наречий. ©> 215. Запишите предложения в соответствии с нормами пунктуации. Сравните предложения и установите, какие из них являются сложноподчинёнными с придаточным уступительным, а какие — простыми с обособленными членами. Составьте схемы предложений. 1) Несмотря на значительное уменьшение расходов доходы Григория Ивановича не прибавлялись. (А. Пушкин) 2) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны. (М. Горький) 3) Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты я вёл нечто вроде дневника. (В.Каверин) 4) Несмотря на ранний час все улицы были полны народа. (В. Катаев) ©> 216. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите сложноподчинённые предложения и определите их вид. Если бы птицам присваивали воинские чины то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него было адмиральское и выпр..вка и походка и тон каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу он поднимал её к белоснежному кителю соб..рал перепонки подобно тому как складывают веер и под..ржав этак (не) которое время (не) торопливо опускал лапу в грязь. Так он ух..трялся проходить по самой хлюпкой растелёженной дороге (н..) зам..рав (н..) единого пёрышка. Этот гусь (н..) когда (н..) бежал да (же) если за ним пр(е, и)пустит собака. Он всегда высоко и (н..) подвижно держал дли(н, нн)ую шею будто нёс на голове ст..кан воды. Собстве(н, нн)о головы у него казалось и (н..) было. (В) место неё прямо к шее был пр..креплён огромный цвета апельсиновой корки клюв с какой (то) (н..) то шишкой (н..) то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на к..карду. Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутор..метровыми крыльями на воде проб..гала серая рябь и шуршали пр..брежные к..мыши. Если же он при этом изд..вал свой крик в лугах у д..ярок тонко зв..нели подойники. Одним словом Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил б..спечно и в..льготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели которым (н..) было равных по обил..ю тины ряски ракушек и головастиков. Самые чистые прок..лё(н, нн)ые солнцем пе..чаные пляжи то (же) его. (£. Носов) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Проанализируйте, как образовано авторское слово расте- леженная (дорога). Что оно обозначает? 3. В последнем абзаце найдите наречия, причастие, выделите в них морфемы и проведите морфологический разбор. ©> 217. Приведите примеры написания не и ни с местоимениями и наречиями, а также примеры употребления дефиса в словах этих частей речи.
©> 218. 1. Запишите высказывание. Как вы его понимаете? Восстановите пунктуацию предложения; назовите его синтаксические признаки. Писатель может пользоваться не каждым словом хотя бы оно и казалось очень удачным. (К. Паустовский) 2. Замените в данном предложении придаточное на предлагаемые ниже варианты. Установите, что меняется в предложении при такой замене. Сделайте вывод. 1)... потому что он должен производить тщательный отбор языковых средств. 2)... когда он работает над книгой. 3)... чтобы точно выразить свою мысль. 4)... которое приходит в голову в процессе написания книги. 5)... если он стремится как можно точнее и выразительнее передать свои мысли и чувства. ©> 219. Определите, какие виды сложноподчинённых предложений имеют в своём составе следующие сочетания указательных слов и подчинительных союзов (союзных слов): тот — кто, таков — каков, то — что, к тому — что, всякий — кто, к тому — чтобы. Составьте и запишите предложения, соответствующие указанным признакам. @> 220. Сочините небольшой текст на тему «Моё любимое занятие». Используйте в тексте сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных. 221. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Установите, какие виды придаточных присоединяет слово когда. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких — наречием (союзным словом). Сделайте вывод. 1) Когда мы немного погодя вышли из дому на улице было темно и безлюдно. 2) Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на
медвежий мех. 3) Когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений то это грация. 4) Мне хотелось ещё раз испытать то невыразимое чувство когда гуляя в тропическом лесу или глядя на закат солнца в Бенгальском заливе замираешь от восторга и в то же время грустишь по родине. 5) Работая по утрам сапожною щёткой или веником я с замиранием сердца ждал когда наконец услышу её голос и шаги. 6) Я поднимаюсь и жду когда уйдёт гость а он стоит смотрит на окно теребит свою бородку и думает. 7) И не дождавшись когда они кончат злословить я собираюсь уходить домой. 8) Когда он отыскал свою дачу и узнал её уже заходило солнце. (А. Чехов) Ш> 222. Приведите свои примеры сложноподчинённых предложений, в которых слово когда присоединяет разные виды придаточных (времени, изъяснительное, определительное, условия). Ш> 223. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Установите, какие виды придаточных присоединяет слово что. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких местоимением (союзным словом). Сделайте вывод. 1) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 2) А мысли были всё те же что в прошлую ночь однообразные ненужные неотвязчивые. 3) Я должен предупредить вас что в этом лесу охота воспрещается. 4) Вообще он был неразговорчив и любил скрипку быть может потому что во время игры можно было молчать. 5) Мне стало жутко от мысли что я останусь один раздражённый недовольный собой и людьми. 6) В доме что напротив затихла музыка. (А. Чехов) 1. Объясните знаки препинания в предложениях с однородными и обособленными членами. 2. Составьте схемы предложений с однородными членами.
©> 224. С союзом чтобы составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными дели, образа действия, изъяснительными. Используя сочетание что бы ни, составьте сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Сравните предложения и сделайте вывод. @> 225. На основе таблицы упр. 99 составьте другую, включив в неё графу «Примеры». Заполните эту графу соответствующими сложноподчинёнными предложениями, взяв их из художественных текстов. ©> 226. Пользуясь данным планом, подготовьте выступление на тему «Виды сложноподчинённых предложений в русском языке». Подкрепляйте ответ примерами. I. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. II. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. III. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным: 1. Сложноподчинённое предложение с придаточным места. 2. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. 3. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. 4. Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени. 5. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. 6. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. 7. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. 8. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
©> 227. Используя материалы § 12—26, расскажите об особенностях употребления сложноподчинённых предложений в текстах разных стилей речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами. ЗСП-7. (Н..) вдали, а уже совсем рядом раздавались выстрелы. Это был (н..) высокий человек. (Н..) знакомец говорил (н..) громко, но отчётливо. Даже (н..) вдалеке (н..) чего (н..) видно. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение) В Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. (Из «Толкового словаря русского языка») В рецензии обычно даётся анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чём он пишет, — литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма), особенности его построения, особенности авторского языка. В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Выбор стиля зависит от цели рецензии. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача — помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.
По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва — общая оценка произведения; содержание эссе — впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения. Более жёсткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определённому плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишённая особой экспрессии. В> 228. Прочитайте рецензию на кинофильм, помещённую в газете «Вечерняя Москва». Найдите ту часть, в которой автор рецензии раскрывает основную мысль фильма. С помощью каких языковых средств он заставляет читателя задуматься над проблематикой кинофильма? Найдите слова, в которых выражена оценка фильма. Убеждает ли вас рецензия в обоснованности этой оценки? В каком стиле написана рецензия? ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ Как может показаться на первый взгляд, в ситуации, которую взяли для кинорассказа авторы фильма «Остановился поезд», привлёк конфликт сам по себе: кто виноват, что поезд столкнулся с вдруг сорвавшимися с места платформами? Машинист пытался сделать всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу, но при этом погиб. Как вскоре выяснится, столкновение произошло потому, что под колёса платформ был подложен один тормозной башмак вместо полагающихся двух. Но так всегда поступали на этом перегоне с незапамятных времён...
Кто виноват в смерти машиниста? Не только этот конкретный вопрос волнует создателей фильма. Они
ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции? В этом главный нерв художественной ленты, созданной на «Мосфильме». Два характера стоят в центре повествования: следователь Ермаков — он ищет виновника катастрофы, и журналист Малинин, решивший написать о подвиге машиниста, чтобы хоть как-то помочь его семье смягчить горе. А может быть, машинист и сам виноват? Знал же, что локомотив не вполне исправен. А может, жена машиниста — она накануне ссорилась с мужем, тот в дороге нервничал, вот и не заметил вовремя опасности. А может быть, виноват начальник депо? Сценарист А. Миндадзе и режиссёр В. Абдрашитов, думается, ставили перед собой задачу заставить каждого подумать о своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе. О нашей гражданской позиции или отсутствии её. Разные точки зрения на подвиг машиниста высказывают герои фильма, разные обнаруживают позиции. Да и подвиг ли это? Совесть — вот судья каждого из персонажей. В фильме нет ничего бьющего по нервам, задевающего сентиментальные струнки. Есть чёткость позиции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю. Это и помогает создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрителей в происходящем на экране. Нравственность есть правда. Видимо, большинство из нас согласно с этим высказыванием. Но утверждать эту истину надо каждый день: на работе, в семье, на каждом шагу. Решать, как поступить, надо по совести, помня, что от твоих поступков зависят другие люди. Их труд, счастье, а нередко и жизнь. (В. Линов) §@ Ч 1. Выпишите 2-е предложение, дайте его полный синтакси- J ческий разбор. 2. Объясните случаи постановки двоеточия в предложениях этого текста. ©> 229. Вам, наверное, хорошо известны кинофильмы «Чучело», «Вам и не снилось», «Доживём до понедельника». Напишите рецензию на фильм, который заставил вас задуматься. Помните! Вы должны не пересказывать сюжет, а дать анализ содержания, назвать проблему, поднятую в фильме, показать, как она решается авторами, высказать своё мнение, свою позицию.
|