Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
6Э> 192. Используя таблицу упр. 99, составьте синтаксическую модель сложноподчинённого предложения с придаточным цели. Приведите примеры подобных предложений, подобрав их из художественных и научных текстов. Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения:
Придаточное цели обычно относится ко всей главной части и присоединяется посредством союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы: Чтоб чем-ни- будь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) ©> 193. Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия. 1) Мы должны учиться, чтобы.... 2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы.... 3) Надо так выполнить работу, чтобы.... 4) Нужно так относиться к людям, чтобы 5) Для того чтобы..., пиши аккуратно и разборчиво. 6) Надо научиться так распределять время, чтобы.... 194. Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели. 1) С какой целью рыхлят почву вокруг растений? 2) Зачем выпалывают сорную траву? 3) Для какой цели проращивают семена? 4) Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ? 5) Зачем озеленяют города? 6) Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем? Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответы в форме сложноподчинённых предложений с придаточным цели.
©> 195. Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие — только в книжных. В приведённых примерах замените авторские союзы синонимичными. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. 1) В полной темноте, с потушенными огнями флотилия продвигалась малым ходом вдоль самого берега дабы не наскочить на мины. (К. Паустовский) 2) Под огнём перебегая от одного укрытия к другому он осмотрел расположение батальона и отдал приказ отвести шестую роту в лесок на самую маковку высоты с тем чтобы там была подготовлена запасная линия обороны. (К. Федин) 3) Спой нам песню чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли. (В. Лебедев-Кумач) ©> 196. Рассмотрите следующие примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы различия в оттенках значения, в стилистической окраске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. 1) Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г.Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (И. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков) С" 2 ©> 197. Используя союз чтобы, придумайте и запишите слож- ноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
|