Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
Ш> 158. Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной синтаксической модели. Какие синтаксические признаки объединяют эти предложения? Чем они отличаются друг от друга? Со всеми ли союзами сочетаются указательные слова? Сделайте вывод. когда? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?
когда пока лишь только как только едва
в то время как
®> 159. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы этих предложений. 1) Когда пьёшь воду помни об источнике. 2) Когда на небе солнце звёзд не видно. 3) Когда взбираешься на гору назад не делай ни шагу. 4) Когда дрова горят тогда и кашу варят. 5) Молодость и здоровье ценят тогда когда они уходят. 1. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. 2. Проведите морфологический разбор наречий. 3. Найдите в тексте слово, которое соответствует морфемной модели " " ~^ость| |. Запишите не менее 10 слов той же модели. ©> 160. Прочитайте текст и законспектируйте его. Приведите примеры сложноподчинённых предложений с придаточным времени, выражающих значения одновременности и последовательности. В сложноподчинённых предложениях с придаточными времени действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить или одновременно, или последовательно.
Одновременность действий выражается предложениями с союзами когда, пока, покуда, покамест, как, в то время как. Последовательность действий в предложениях выражается с помощью союзов: а) когда, едва, как только, как, после того как, с тех пор как, только что, только лишь, лишь только, только, чуть, лишь-, б) пока, покамест, покуда, прежде чем, прежде нежели, раньше чем, перед тем как и др. Они могут быть синонимичными и употребляться один вместо другого. Рассматривая союзы в стилистическом аспекте, надо отметить, что простые временные союзы когда, пока, едва, как, только, лишь, как правило, стилистически нейтральны. К союзам с оттенком разговорности относятся покуда и чуть. Все составные союзы (типа в то время как, прежде чем, перед тем как и под.) имеют оттенок книжности, а союзы покамест, как скоро, прежде нежели являются устаревшими. Союз как может придавать речи в одних случаях архаический, а в других — просторечный оттенок. (В. Бондалетов) Выпишите из текста все сложные слова, разберите их по составу, определите способ образования. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Можно ли просторечные слова назвать арго, арготизмы? Подготовьте устный пересказ текста. 161. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения является слово где в каждом примере и придаточное какого вида оно присоединяет к главному. Сделайте вывод. 1) Умолк аул где бе(з, зз)аботно (н..) давно слуш..ли певца. 2) Кругом, в тени дерев м..ндальных, где ряд стоит крестов п..чальных безмолвных сторожей гр..б- ниц спевал..сь хоры лёгких птиц. 3) И пр..зирал он этот
мир (н..) чтожный где жизнь — измен взаимных ряд... 4) Мой дом везде где есть небес(?)ый свод. 5) Юных лет св..тые об..щанья прекратит судьба на месте том где без дум без вопля без р..птанья я усну давно ж..ланным сном. 6) П..чален степи вид где без препон волнуя лишь серебря(н, нн)ый к..выль ск..тается л..тучий аквилон и пред собой свободно гон..т пыль. (М. Лермонтов) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Проведите морфологический анализ пяти существительных (на выбор). 3. Найдите уточняющие члены предложения. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях. ®> 162. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавьте текст. Проанализируйте все сложноподчинённые предложения по схеме (см. с. 84). Маленький дом где я живу в Мещёре заслуживает описания... Каждый раз когда я возвращаюсь с ловли коты всех м..стей— рыжие чёрные серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду. Они шныряют вокруг сидят на заборе на крышах на старых яблонях подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят (н..) отрываясь на кукан с рыбой. Он подвеш..н к ветке старой яблони с таким ра(?)чётом что достать его почти (н..) возможно. Вечером коты ост..рожно перел..зают через ч..сто- кол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы а передними делают стремительные и ло..кие взмахи стираясь зац..пить кукан. (Из) дали кажется что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыг..вает вц..пляется в кукан мёртвой хваткой в..сит на нём к..чается и стирается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем что я выхожу с ф..нарём... Коты з..стигнутые (в) р..сплох броса-
ются к ч..стоколу но (н..) успевают перелезть через него а протискиваются между кольями и застр..вают. Тогда они пр..жимают уши закрывают глаза и начинают от- чая(н, нн)о кр..чать прося п..щады... {К. Паустовский) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Письменно покажите последовательность образования слов частокол, подпалинами. ©> 163. Рассмотрите на вклейке репродукцию знаменитой картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.). Расскажите (устно), что вы знаете о бурлаках. Уточните значение слова по толковому словарику. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные ниже примеры. Дополните описание картины собственными сложноподчинёнными предложениями с придаточными времени и места. 1)Там... напрягая силы тяжело идут бурлаки. 2) Лишь только... надевают они свои лямки. 3) Они безропотно тянут баржу, пока.... 4) Туда... устремлены глаза молодого бурлака. 5) Когда затянут они родную «Дубинушку».... 6) А когда... они пристанут к берегу и заснут тяжёлым сном. 164. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Проведите синтаксический разбор сложных предложений. Счастье (за) ч..стую оказывается совсем (н..) там где его ждёш(?). Оно складывалось для меня из лесной свободы усталости от обычной ходьбы из ржа(н, нн)ого ломтя из смоля(н, нн)ого зап..ха и гулких ударов шишек о родимую землю... Человеку нужно наверное узнать все прел..сти прежде чем прийти к такому пониманию счастья. И свист рябчика (н..) понять пока (н..) набьют оском..ну телефо(н, нн)ые звонки и заполонившая эфир морзянка. (Н..) понять ядрё(н, нн)ой смоля(н, нн)ой лапы в стекля(н, нн)ой банке пока (н..) напокупаешься б..скровных столичных м..моз. (Н..) узна..шь прел..сти
хо..ьбы по лесным тропам пока (до) сыта (н..) налетаешься на звенящих ТУ... (В. Белов) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Выпишите слова, соответствующие морфемной модели ----- ^" -" " N—л ян\ый | (слово может быть употреблено в разных формах). В чём особенность написания суффикса в словах этой группы? 3. Объясните, как образовано и что обозначает слово, придуманное автором, — напокупатъся. ©> 165. Перечислите суффиксы прилагательных, которые имеют одну и две буквы к в своём составе. С каждым суффиксом приведите 3—4 примера слов.
|