Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕКСТ § 17. Строение текста






®> 143. Расскажите о том, как строится текст; какие способы развития мысли и средства связи предложений в нём использу­ются. При подготовке к ответу вам помогут схемы.

Возьмите на заметку!

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

_ последовательная

Связь предложении в тексте С

^ параллельная

Схема последовательного строения текста: «данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

I

«данное» — «новое» Схемы параллельного строения текста:

1) «данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

I

«данное» — «новое»

2)

общая тема —

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Лексические:

«новое» «новое» «данное» — «новое»

слова одной тематической группы; слова со значением «целое и его части»;


 

прямой повтор; синонимы; антонимы.

Морфологические:

союзы, союзные слова, частицы; местоименные слова, в том числе наречия; видовременные формы глаголов; степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические:

порядок слов; соположенность предложений; синтаксический параллелизм; антонимическая организация текста; расчленённые конструкции; неполные предложения; вводные слова и предложения.

Синтаксический параллелизм — это такое постро­ение, при котором все предложения, входящие в дан­ный отрезок текста, строятся по одной и той же синтак­сической схеме. Например: обстоятельство места — сказуемое — подлежащее. Тогда каждое слово первого предложения оказывается связанным с соответствую­щим ему по месту словом других предложений; образу­ется «связь по вертикали» (упр. 144, пример 1).

Расчленение конструкции, или парцелляция, — выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Де­лается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и таким образом усилить вырази­тельность всего текста (упр. 144, пример 2).

Соположенность предложений — объединение не­скольких предложений с одним и тем же типовым зна­чением в синтаксическое целое; связь предложений параллельная; используется чаще всего в описаниях состояния окружающей среды. Синтаксический парал-


 

лелизм, соположенность предложений, расчленённые конструкции выполняют в тексте две функции — это и средство связи предложений, и стилистический приём, усиливающий выразительность речи.

O

S> 144. Спишите примеры, укажите, какие средства связи, ис­пользованные в них, придают текстам экспрессию.

1) Но в камине дозвенели

Угольки. За окошком догорели

Огоньки. И на вьюжном море тонут

Корабли. И над южным морем стонут Журавли.

(А. Блок)

2) Во всём мне хочется дойти

до самой сути. В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте. До сущности протекших дней,

до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины.

(Б. Пастернак)

3) Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи. Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

(Н. Некрасов)

4) Михайловские серые цапли. Их много — около полусотни гнёзд. Живут большой колонией в больших гнёздах, на самых больших соснах.

(С. Гейченко)


 

5) Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Вер­хушки вековых елей, призрачно освещённые звёздами, блестели и дымились, словно были натёрты фосфором.

(В. Катаев)

Ш> 145. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Ле­витана «Весна. Большая вода» (1895 г.).

Напишите небольшое сочинение-этюд, создав в нём лириче­скую зарисовку картины пробуждающейся природы.

Передать особую, поэтическую интонацию, присущую лири­ческому этюду, вам помогут такие средства связи, как сополо- женность предложений, расчленение конструкции, повтор.

146. Прочитайте фрагмент из повести Л. Н. Толстого «Отро­чество»; понаблюдайте, как построен текст. Назовите, какие способы и средства связи предложений использует автор.

Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и от­дыхать. Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровля­ми, резными тесовыми крылечками и маленькими ок­нами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашон­ках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, непо­движно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взоб­раться на чемоданы, привязанные сзади. Вот и рыжева­тые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед дру­гим стараются заманить проезжающих. Тпрру! ворота скрипят, вальки цепляют за воротища, и мы въезжаем на двор. Четыре часа отдыха и свободы!

1. Назовите простые и сложные предложения в данном текс­те (сколько простых? сколько сложных?).

2. Определите вид сложных предложений; из скольких час­тей они состоят; как соединяются — с помощью союзов или без


 

союзов? Какова стилистическая роль сложных предложений в данном тексте?

3. Расскажите об изобразительной функции однородных и обособленных членов предложения в художественной речи (опираясь на языковой материал текста).

©> 147. Вернитесь к упр. 48 и найдите в нём фрагменты, иллю­стрирующие последовательную связь предложений в тексте и два варианта параллельной связи (см. схемы на с. 104). Выпишите эти примеры, рядом укажите способ и средство связи в них.

Найдите также примеры использования других средств свя­зи (см. с. 104—105).

П

©> 148. Определите, к какому жанру относится текст. Охарак­теризуйте предмет и задачи речи.

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окра­шивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда чело­век откроет форточку и высыплет на крышу пристрой­ки, что расположена под окном, ежедневный привыч­ный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зи­му из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гей- ченко, заработавшись допоздна, разрешает себе под­няться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежли­во, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в си­неве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.


 

Пушкин, открывший для себя здесь русскую приро­ду, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой...

...Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гей- ченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пуш­кинского праздника, верховодил на Михайловской по­ляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незри­мое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, пос­ле тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым ру­кавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колю­чая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не ус­пели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землян­ках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской по­ляне собрался народ. Высокий, стремительный в дви­жениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, при­ходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, до­мик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи рай­онный центр Пушкинские Горы и превратился в совре­менный уютный городок.


 

И уже много раз предлагали Семёну Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо ко­лоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не вы­стывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, ко­нечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему по­слано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскур­сионные группы, в Михайловском становится необы­чайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор запо­ведника вновь садится у окна с видом на Сороть. На сто­ле — очередная рукопись, -письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Алек­сандр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылаю­щей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начав­шаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья бы­ло чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Сте­пановича, подметил, что он живёт в каком-то удиви­тельном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, пове­рял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возмож­ность представить с наибольшей полнотой и достовер­ностью Михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из перво­го стихотворца своего времени вырос в величайшего на­ционального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не слу­чаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного храните­ля музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву)

1. Расскажите о строении текста: охарактеризуйте его ком­позицию (найдите зачин, центральную часть очерка, концовку).

2. Рассмотрите центральную часть очерка (от слов Шестого июня... и до слов Всё это дало...). Какой тип речи является здесь ведущим? Какие типовые фрагменты включены в него?

©> 149. Расшифруйте запись и проиллюстрируйте её примерами. где? куда? откуда?
там туда оттуда

3. Составьте план и напишите выборочное изложение на тему «Хранитель Пушкиногорья».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал