Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕКСТ § 17. Строение текста
®> 143. Расскажите о том, как строится текст; какие способы развития мысли и средства связи предложений в нём используются. При подготовке к ответу вам помогут схемы. Возьмите на заметку! СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ _ последовательная Связь предложении в тексте С ^ параллельная Схема последовательного строения текста: «данное» — «новое» I «данное» — «новое» I «данное» — «новое» Схемы параллельного строения текста: 1) «данное» — «новое» I «данное» — «новое» I «данное» — «новое» 2) общая тема — СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Лексические:
слова одной тематической группы; слова со значением «целое и его части»;
прямой повтор; синонимы; антонимы. Морфологические: союзы, союзные слова, частицы; местоименные слова, в том числе наречия; видовременные формы глаголов; степени сравнения прилагательных и наречий. Синтаксические: порядок слов; соположенность предложений; синтаксический параллелизм; антонимическая организация текста; расчленённые конструкции; неполные предложения; вводные слова и предложения. Синтаксический параллелизм — это такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же синтаксической схеме. Например: обстоятельство места — сказуемое — подлежащее. Тогда каждое слово первого предложения оказывается связанным с соответствующим ему по месту словом других предложений; образуется «связь по вертикали» (упр. 144, пример 1). Расчленение конструкции, или парцелляция, — выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и таким образом усилить выразительность всего текста (упр. 144, пример 2). Соположенность предложений — объединение нескольких предложений с одним и тем же типовым значением в синтаксическое целое; связь предложений параллельная; используется чаще всего в описаниях состояния окружающей среды. Синтаксический парал-
лелизм, соположенность предложений, расчленённые конструкции выполняют в тексте две функции — это и средство связи предложений, и стилистический приём, усиливающий выразительность речи.
S> 144. Спишите примеры, укажите, какие средства связи, использованные в них, придают текстам экспрессию. 1) Но в камине дозвенели Угольки. За окошком догорели Огоньки. И на вьюжном море тонут Корабли. И над южным морем стонут Журавли. (А. Блок) 2) Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б. Пастернак) 3) Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи. Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. Некрасов) 4) Михайловские серые цапли. Их много — около полусотни гнёзд. Живут большой колонией в больших гнёздах, на самых больших соснах. (С. Гейченко)
5) Была ночь. По всему лесу потрескивал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещённые звёздами, блестели и дымились, словно были натёрты фосфором. (В. Катаев) Ш> 145. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (1895 г.). Напишите небольшое сочинение-этюд, создав в нём лирическую зарисовку картины пробуждающейся природы. Передать особую, поэтическую интонацию, присущую лирическому этюду, вам помогут такие средства связи, как сополо- женность предложений, расчленение конструкции, повтор. 146. Прочитайте фрагмент из повести Л. Н. Толстого «Отрочество»; понаблюдайте, как построен текст. Назовите, какие способы и средства связи предложений использует автор. Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и отдыхать. Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, неподвижно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы, привязанные сзади. Вот и рыжеватые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед другим стараются заманить проезжающих. Тпрру! ворота скрипят, вальки цепляют за воротища, и мы въезжаем на двор. Четыре часа отдыха и свободы! 1. Назовите простые и сложные предложения в данном тексте (сколько простых? сколько сложных?). 2. Определите вид сложных предложений; из скольких частей они состоят; как соединяются — с помощью союзов или без
союзов? Какова стилистическая роль сложных предложений в данном тексте? 3. Расскажите об изобразительной функции однородных и обособленных членов предложения в художественной речи (опираясь на языковой материал текста). ©> 147. Вернитесь к упр. 48 и найдите в нём фрагменты, иллюстрирующие последовательную связь предложений в тексте и два варианта параллельной связи (см. схемы на с. 104). Выпишите эти примеры, рядом укажите способ и средство связи в них. Найдите также примеры использования других средств связи (см. с. 104—105).
©> 148. Определите, к какому жанру относится текст. Охарактеризуйте предмет и задачи речи. ДОМ НА СОРОТИ Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали. А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гей- ченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!» — Иду, иду, — и открывается форточка. Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.
Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда... В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой... ...Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гей- ченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко. Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда. Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта. Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина. Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.
И уже много раз предлагали Семёну Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой? Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, -письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока. Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости. Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью Михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта. «Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято». Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко. (По В. Воробьёву) 1. Расскажите о строении текста: охарактеризуйте его композицию (найдите зачин, центральную часть очерка, концовку). 2. Рассмотрите центральную часть очерка (от слов Шестого июня... и до слов Всё это дало...). Какой тип речи является здесь ведущим? Какие типовые фрагменты включены в него?
3. Составьте план и напишите выборочное изложение на тему «Хранитель Пушкиногорья».
|