Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения






Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковы­ми конструкциями, которые помогают выразить значе­ние сравнения и отвечают на вопрос как?:

1. Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи.

2. Сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа (эту конструкцию иногда назы­вают творительный сравнения). Творительный сравне­ния употребляется преимущественно в поэтической ре­чи и отсутствует в научном и деловом стилях: 1) Радость ползёт улиткой (= ползёт, как улит­ка), у горя бешеный бег. (В. Маяковский) 2) В груди её птицею пела (= пела, как птица) радость. (М. Горь­кий)

3. Сочетанием сравнительной формы прилагатель­ного и существительного: 1) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов) 2) Правда дороже золота. (По­словица)


 

4. Сравнительным оборотом. С помощью этой син­таксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречив, точно жемчуг, блещет содержанием. (JI. Толстой)

Состоит сравнительный оборот из слова или словосо­четания со сравнительным союзом как, точно, слов­но, будто, как будто, что.

Сравнительный оборот осложняет простое предло­жение, на письме выделяется с обеих сторон запяты­ми: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Маршак)

5. Сложноподчинённым предложением с придаточ­ным сравнения. Придаточное сравнения поясняет со­держание главной части с помощью сравнения и обыч­но располагается после главной части сложноподчи­нённого предложения. Значения сравнения, соответст­вия, уподобления передают сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы:

1) Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто дет­ство моё вернулось. (М. Пришвин) 2) Закружилась ли­ства золотая в розоватой воде на пруду, словно ба­бочек лёгкая стая с замираньем летит на звез­ду. (С. Есенин)

Сравнительные обороты и сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения широко употребля­ются во всех стилях речи. Придаточное сравнения обычно более полно и ярко выражает сходство предметов и яв­лений.

©> 166. Выразительно прочитайте каждое предложение, соблю­дая правильную интонацию.

Выпишите сравнительные конструкции и определите их вид (наречие образа действия, творительный сравнения, сравни­тельный оборот ит. п.).

1) И кудри их белы, как утренний снег. (А. Пушкин)

2) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин) 3) Гарун бе­жал быстрее лани. (М.Лермонтов) 4) Как молоком обли-


 

тые, стоят сады вишнёвые. (Я. Некрасов) 5) Орлам случа­ется и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. (И. Крылов) 6) И сияет роса на траве сереб­ром. (И. Суриков) 7) Цепи гор стоят великанами. (И.Ни­китин) 8) Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком. (И. Тургенев) 9) Широкие тени ходят по рав­нине, как облака по небу. (А. Чехов)

®> 167. Замените, где возможно, сравнительные обороты твори­тельным сравнения. Постарайтесь объяснить, почему невоз­можна такая замена в некоторых предложениях.

Образец. Плывёт над лесом облако, словно белый ле­бедь. — Плывёт над лесом облако белым лебедем.

1) Отблески солнца играли в воде, как золотые нити.

2) Нависла над нами опасность, как свинцовая туча.

3) Глаза его засверкали, как у настоящего волчонка.

4) Земля, как железо, звенела. 5) Она каркает, как во­рона. 6) Вода стекала по листьям деревьев, словно по желобам.

ЗСП-5. Кто (н..) восхищается достижениями космо­навтики!

(Н..) что (н..) нарушало тишины утра. Нельзя (н..) знать произведений А. С. Пуш­кина.

©> 168. Спишите предложения, осложнённые сравнительным оборотом, расставляя недостающие знаки препинания, пропу­щенные буквы и раскрывая скобки.

Выразительно прочитайте каждое предложение, сделайте вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи.

1) И кудри их белы как утре(н, нн)ий снег над слав­ной гл..вою кургана. (А. Пушкин) 2) В той башн.. высо­кой и тесной ц..рица Тамара жила: прекрасна как ангел небесный как демон к..варна и зла. (М. Лермон­тов) 3) В небе та..т обл..ка и, лучистая на зное, в иск­рах катится река словно зерк..ло ст..льное. (Ф. Тютчев) 4) Б..ётся в тесной печурке огонь на п..леньях смола как слеза. (А.Сурков) 5) Черёмуха душистая с весною ра..цвела и ветки золотистые что кудри зав..ла. (С. Есенин) 6) Лес точно терем без призора весь пот..мнел


 

и ПОЛ..НЯЛ. (И. Бунин) 7) Продирается месяц сквозь тучи буд (то) ж..лтое око совы. (С. Островой)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику.

2. Найдите в тексте устаревшие слова, объясните их значе­ние.

3. Разберите как части речи слова, которые в предложении выполняют роль составного именного сказуемого.

4. Как ещё можно написать второе слово с пропущенной бук­вой в 5-м предложении? Какое значение оно будет иметь тогда? Составьте с ним предложение.

Ш> 169. Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», описывающий схватку героя с барсом. Укажите в этом отрывке сравнения, установите, какими языковыми сред­ствами они выражены. Чем, по-вашему, объясняется обилие сравнительных конструкций в этом отрывке?

@> 170. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

Обозначьте сравнительные обороты и придаточные сравне­ния. Объясните, какова их роль в художественном описании.

1) Смутно белели старые берёзы по сторонам ш..ссе буд (то) их ств..лы пр..сыпало снегом. 2) Проборонё(н, нн)ые пр..сторы гладко ул..глись (в) д..ли как буд (то) выр..вняли горы и р..внину подм..ли. 3) Он [ин..й] ле­жал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами. 4) Звёзды бились и св..ркали ч..шуёй как б..ётся в сетях пойма(н, нн)ая камса. 5) Азовское море цветёт (в) н..чале августа как цветут реки и пруды. 6) Кавказ был весь как на ладони. 7) Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполне(н, нн)а соком поэзии чем многие стихи и поэмы. 8) Л..нивый гром потяги­вался за горизонтом как заспа(н, нн)ый силач(?) распр..млял плечи и (не) х..тя потрях..вал землю. 9) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таин­стве^, нн)ый блеск.

(К. Паустовский)

Найдите в данных предложениях примеры причастий с нн и к. Объясните правописание этих слов. Добавьте собственные примеры.


 

©> 171. Напишите небольшой текст, начиная его словами К. Паустовского (см. последнее предложение упр. 170). Какой будет основная мысль вашего текста?

©> 172. Из художественных текстов выпишите примеры прос­тых предложений со сравнительными оборотами и сложнопод­чинённых предложений с придаточным сравнения. Объясните, какую роль выполняют данные синтаксические конструкции в художественном тексте.

Ш> 173. Дополните каждое предложение: а) сравнительным обо­ротом и б) придаточным сравнения. Сопоставьте два варианта каждого предложения. Сделайте вывод: как отличить простое предложение со сравнительным оборотом от сложноподчинён­ного с придаточным сравнения?

1)Засверкали на солнце росинки, будто.... 2) Пух летел с деревьев, как.... 3) Корабль быстро исчез в море, словно.... 4) Оделась ёлка в снежную шубу, буд­то.... 5) Огонёк вдали мелькает, словно....6) Коршун быстро упал вниз, как.... 7) Сердце его замерло, как.... 8) Трещит земля от холода, словно....

Ш> 174. Используя сложноподчинённые предложения с прида­точным сравнения и простые предложения со сравнительными оборотами, опишите снежный буран (лунную звёздную ночь, цветочную клумбу и т. п.).

©> 175. Прочитайте текст и перескажите его.

АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ

Александр Афанасьевич По- тебня (1835—1891) — отечест­венный языковед с мировым име­нем, профессор Харьковского университета, глава Харьков­ской лингвистической школы, член-корреспондент Петербург­ской академии наук.

А. А. Потебня был широко об­разованным человеком, его труды по общему языкозна­нию, по русскому, украинскому и другим славянским



 

языкам, по морфологии и синтаксису, словесности, фольклору, этнографии до сих пор используются учё­ными в своих исследованиях.

Огромное влияние на развитие отечественного язы­кознания оказал труд А. А. Потебни «Мысль и язык». В этом научном труде рассматривались вопросы вза­имоотношения языка и мышления, языка и нации, происхождения языка; было представлено учение о внутренней форме слова.

В трудах по теории словесности А. А. Потебня в поэ­тическом слове, в поэтическом произведении выделял внешнюю форму (звучание), значение (семантику) и внутреннюю форму слова (образ).

Ощутимое влияние на развитие науки о языке оказал самый значительный труд Потебни «Из записок о рус­ской грамматике», в котором рассматриваются осново­полагающие вопросы лексикологии, морфологии, син­таксиса.

Синтаксис рассматривался учёным в его историче­ских изменениях на основе взаимосвязи главнейших грамматических категорий: слово, части речи, члены предложения и предложения.

Труды А. А. Потебни отмечались многочисленны­ми почётными наградами: Ломоносовской премией, зо­лотой Уваровской медалью (дважды) и др.

1. Найдите в одном из лингвистических справочников, что означает понятие внутренняя форма слова.

2. Выпишите предложения, в которых есть однородные чле­ны предложения с обобщающим словом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал