Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как?: 1. Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи. 2. Сочетанием глагола с существительным в форме творительного падежа (эту конструкцию иногда называют творительный сравнения). Творительный сравнения употребляется преимущественно в поэтической речи и отсутствует в научном и деловом стилях: 1) Радость ползёт улиткой (= ползёт, как улитка), у горя бешеный бег. (В. Маяковский) 2) В груди её птицею пела (= пела, как птица) радость. (М. Горький) 3. Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного: 1) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов) 2) Правда дороже золота. (Пословица)
4. Сравнительным оборотом. С помощью этой синтаксической конструкции сравниваются предметы, действия, признаки: Краткоречив, точно жемчуг, блещет содержанием. (JI. Толстой) Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что. Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми: Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Маршак) 5. Сложноподчинённым предложением с придаточным сравнения. Придаточное сравнения поясняет содержание главной части с помощью сравнения и обычно располагается после главной части сложноподчинённого предложения. Значения сравнения, соответствия, уподобления передают сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы: 1) Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М. Пришвин) 2) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. (С. Есенин) Сравнительные обороты и сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения широко употребляются во всех стилях речи. Придаточное сравнения обычно более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений. ©> 166. Выразительно прочитайте каждое предложение, соблюдая правильную интонацию. Выпишите сравнительные конструкции и определите их вид (наречие образа действия, творительный сравнения, сравнительный оборот ит. п.). 1) И кудри их белы, как утренний снег. (А. Пушкин) 2) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин) 3) Гарун бежал быстрее лани. (М.Лермонтов) 4) Как молоком обли-
тые, стоят сады вишнёвые. (Я. Некрасов) 5) Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. (И. Крылов) 6) И сияет роса на траве серебром. (И. Суриков) 7) Цепи гор стоят великанами. (И.Никитин) 8) Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком. (И. Тургенев) 9) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)
®> 167. Замените, где возможно, сравнительные обороты творительным сравнения. Постарайтесь объяснить, почему невозможна такая замена в некоторых предложениях. Образец. Плывёт над лесом облако, словно белый лебедь. — Плывёт над лесом облако белым лебедем. 1) Отблески солнца играли в воде, как золотые нити. 2) Нависла над нами опасность, как свинцовая туча. 3) Глаза его засверкали, как у настоящего волчонка. 4) Земля, как железо, звенела. 5) Она каркает, как ворона. 6) Вода стекала по листьям деревьев, словно по желобам. ЗСП-5. Кто (н..) восхищается достижениями космонавтики! (Н..) что (н..) нарушало тишины утра. Нельзя (н..) знать произведений А. С. Пушкина. ©> 168. Спишите предложения, осложнённые сравнительным оборотом, расставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выразительно прочитайте каждое предложение, сделайте вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи. 1) И кудри их белы как утре(н, нн)ий снег над славной гл..вою кургана. (А. Пушкин) 2) В той башн.. высокой и тесной ц..рица Тамара жила: прекрасна как ангел небесный как демон к..варна и зла. (М. Лермонтов) 3) В небе та..т обл..ка и, лучистая на зное, в искрах катится река словно зерк..ло ст..льное. (Ф. Тютчев) 4) Б..ётся в тесной печурке огонь на п..леньях смола как слеза. (А.Сурков) 5) Черёмуха душистая с весною ра..цвела и ветки золотистые что кудри зав..ла. (С. Есенин) 6) Лес точно терем без призора весь пот..мнел
и ПОЛ..НЯЛ. (И. Бунин) 7) Продирается месяц сквозь тучи буд (то) ж..лтое око совы. (С. Островой) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Найдите в тексте устаревшие слова, объясните их значение. 3. Разберите как части речи слова, которые в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. 4. Как ещё можно написать второе слово с пропущенной буквой в 5-м предложении? Какое значение оно будет иметь тогда? Составьте с ним предложение. Ш> 169. Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», описывающий схватку героя с барсом. Укажите в этом отрывке сравнения, установите, какими языковыми средствами они выражены. Чем, по-вашему, объясняется обилие сравнительных конструкций в этом отрывке? @> 170. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте сравнительные обороты и придаточные сравнения. Объясните, какова их роль в художественном описании. 1) Смутно белели старые берёзы по сторонам ш..ссе буд (то) их ств..лы пр..сыпало снегом. 2) Проборонё(н, нн)ые пр..сторы гладко ул..глись (в) д..ли как буд (то) выр..вняли горы и р..внину подм..ли. 3) Он [ин..й] лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами. 4) Звёзды бились и св..ркали ч..шуёй как б..ётся в сетях пойма(н, нн)ая камса. 5) Азовское море цветёт (в) н..чале августа как цветут реки и пруды. 6) Кавказ был весь как на ладони. 7) Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполне(н, нн)а соком поэзии чем многие стихи и поэмы. 8) Л..нивый гром потягивался за горизонтом как заспа(н, нн)ый силач(?) распр..млял плечи и (не) х..тя потрях..вал землю. 9) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинстве^, нн)ый блеск. (К. Паустовский) Найдите в данных предложениях примеры причастий с нн и к. Объясните правописание этих слов. Добавьте собственные примеры.
©> 171. Напишите небольшой текст, начиная его словами К. Паустовского (см. последнее предложение упр. 170). Какой будет основная мысль вашего текста? ©> 172. Из художественных текстов выпишите примеры простых предложений со сравнительными оборотами и сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. Объясните, какую роль выполняют данные синтаксические конструкции в художественном тексте. Ш> 173. Дополните каждое предложение: а) сравнительным оборотом и б) придаточным сравнения. Сопоставьте два варианта каждого предложения. Сделайте вывод: как отличить простое предложение со сравнительным оборотом от сложноподчинённого с придаточным сравнения? 1)Засверкали на солнце росинки, будто.... 2) Пух летел с деревьев, как.... 3) Корабль быстро исчез в море, словно.... 4) Оделась ёлка в снежную шубу, будто.... 5) Огонёк вдали мелькает, словно....6) Коршун быстро упал вниз, как.... 7) Сердце его замерло, как.... 8) Трещит земля от холода, словно.... Ш> 174. Используя сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения и простые предложения со сравнительными оборотами, опишите снежный буран (лунную звёздную ночь, цветочную клумбу и т. п.). ©> 175. Прочитайте текст и перескажите его. АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич По- тебня (1835—1891) — отечественный языковед с мировым именем, профессор Харьковского университета, глава Харьковской лингвистической школы, член-корреспондент Петербургской академии наук. А. А. Потебня был широко образованным человеком, его труды по общему языкознанию, по русскому, украинскому и другим славянским
языкам, по морфологии и синтаксису, словесности, фольклору, этнографии до сих пор используются учёными в своих исследованиях. Огромное влияние на развитие отечественного языкознания оказал труд А. А. Потебни «Мысль и язык». В этом научном труде рассматривались вопросы взаимоотношения языка и мышления, языка и нации, происхождения языка; было представлено учение о внутренней форме слова. В трудах по теории словесности А. А. Потебня в поэтическом слове, в поэтическом произведении выделял внешнюю форму (звучание), значение (семантику) и внутреннюю форму слова (образ). Ощутимое влияние на развитие науки о языке оказал самый значительный труд Потебни «Из записок о русской грамматике», в котором рассматриваются основополагающие вопросы лексикологии, морфологии, синтаксиса. Синтаксис рассматривался учёным в его исторических изменениях на основе взаимосвязи главнейших грамматических категорий: слово, части речи, члены предложения и предложения. Труды А. А. Потебни отмечались многочисленными почётными наградами: Ломоносовской премией, золотой Уваровской медалью (дважды) и др. 1. Найдите в одном из лингвистических справочников, что означает понятие внутренняя форма слова. 2. Выпишите предложения, в которых есть однородные члены предложения с обобщающим словом.
|