Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Придаточные определительные относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчинённого предложения и отвечают на вопрос определений какой?
К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда: к а к ой? И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова: ^jtajtoe? ^ Детство — это путешествие, которое^ никому не удалось совершить дважды. (В. Санин) Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе, а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части: к а кие? X ^^ датТпГ^ Мне нравятся люди, которым небезразлична х жизнь страны. Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. — Мне нравятся х люди, о которых слагают легенды. Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Ми- китов) 113. Из теоретической части данного параграфа выпишите примеры, составьте вертикальную графическую схему каждого сложноподчинённого предложения. ©> 114. Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Используйте разные союзные слова, составляя предложения. 1) Туристы не спеша подошли к мосту,.... 2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки,.... 3) Мы живём теперь в доме,.... 4) Я в первый раз в жизни увидел море,.... 5) Многие из людей,..., поддерживали меня в трудную минуту. 6) На столе,..., аккуратно были сложены чертежи и учебники. Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они отличаются? Сделайте вывод. ©> 115. Внимательно рассмотрите запись, расшифруйте её. Придумайте и запишите предложения, соответствующие указанным схемам. Сделайте вывод.
Волга — моя любимая река,
®> 116. Преобразуйте данные предложения: на основе двух самостоятельных простых составьте одно сложноподчинённое, используя союзные слова чей, который. 1) На церемонии последнего школьного звонка выпускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей благороден. 2) Я решил обратиться за помощью к другу. Преданность и порядочность друга проверены временем. 3) Волновало расставание с родным городом. Далёкие огни города уже растаяли в тумане. Ш> 117. Закончите предложения, преобразовав их в сложноподчинённые с придаточным определительным. Соблюдайте правила пунктуации. 1) Вокруг развернулось такое строительство.... 2) Известие... взволновало многих. 3) Гнездо... опусте-
ло. 4) Муссоны — это ветры.... 5) Сложноподчинённое предложение — это.... 6) Биссектриса — это такая прямая.... В каких из этих предложений вы использовали указательные слова? Ш> 118. Пользуясь толковым словариком учебника, составьте сложноподчинённые предложения с придаточным определительным, давая толкование слов дилер, коммивояжёр, лицензия, маркетинг. В чём особенность употребления этих слов в речи? 119. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Нарисуйте горизонтальную схему каждого предложения. 1)Мы лучше посп..шим на бал куда стр..мглав в ямской к..рете уж мой Онегин поск..кал. 2) Деревня где скучал Евгений была прелес(?)ный уголок. 3) Берёзки которые при нём были только (что) посаже..ы около з..бора выр..сли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. 4) Была та смутная пора когда Россия молодая в б..рёньях силы напр..гая мужала с ген..ем Петра. 5) Берестов отв..чал с таким (же) усердием с каковым ц..пной медведь кланяе(т, ть)ся господам по приказанию своего в..жатого. 6) Конечно вы (н..) раз в..дали уез(?)ной барышн.. альбом что все подружки измарали (с) конца (с) начала и кругом. 7) Это случилось два дня после вечера описа(н, нн)ого (в) начале этой повеет., и (за) неделю перед той сценой на которой мы остановились. {А. Пушкин) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. Какие из этих слов являются устаревшими? 2. Как вы понимаете значение слова измарали (предложение 6)? 3. Разберите по членам последнее предложение.
©> 120. По данному началу напишите небольшой текст, используя обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Передо мной старая фотография моей семьи. На меня смотрят... Возьмите на заметку! Выделяется группа таких сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Придаточная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопросы кто именно? что именно? Такие предложения некоторые учёные называют местоименно-соотносительными: Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн) Указательное и союзное слова образуют в таких предложениях парные сочетания. Наиболее распространёнными являются следующие модели: [.../пот], (который, кто...). [...тот, всякий, любой, каждый], (кто...). [...таков], (каков...). [...такой], (который, какой...). [...то, всё], (что...). В отличие от определительных придаточных, относящихся к существительному, местоименно-определи- тельные придаточные могут стоять и перед определяемым словом: Кто ищет, тот всегда найдёт. (В. Лебе- дев-Кумач) ©> 121. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, какие структурные особенности объединяют эти предложения. 1) Кто любит всё тот (н..) любит ровно (н..)чего. (Д. Писарев) 2) Уже проходят к..раваны чрез те скалы
где н..сились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермонтов) 3) Ты запой мне ту песню что прежде нап..вала нам старая мать. (С.Есенин) 4) Удивительный вы человечище и как раз из таких в каких Русь нуждается. (М.Горький) 5) Вечер к..зался таким каким его утро об..щало. (М. Горький) 6) Упрёками и слезами (н..) в..рнёшь того что б..зв..звратно потер..но. (А.Чехов) 7) Тот (н..) писатель кто (н..) пр..бавил к зрению человека хотя (бы) (н..) много зоркости. (К. Паустовский) 8) Кто (н..) любит родную пр..роду тот (н..) знает народной души. (Н. Рыленков) 9) Это был тот знаменитый артист которого она видела на сцене в прошлом году. (Ю. Герман) 1. Проведите морфологический разбор слов, которые использованы в качестве указательных в этих предложениях. 2. Найдите 2—3 слова, в которых больше звуков, чем букв. Чем объясняется это несоответствие? 3. Расскажите, как вы понимаете смысл 7-го предложения. ©> 122. Используя модели (схемы) из рубрики «Возьмите на заметку!» (см. с. 91), составьте и запишите сложноподчинённые местоименно-соотносительные предложения. ®> 123. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. В качестве определяемого слова используйте существительные биржа, таможня, контракт (лексическое значение слов уточните по толковому словарику). Присоедините придаточную часть к главной с помощью союзного слова где. ©> 124. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Составьте схемы этих предложений, объясните постановку знаков препинания. Весеннее солнце било тёплыми радостно трепетавшими лучами. В сочной наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, ле-
тало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, йзжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня, а в кладбищенской роще переливалась звонкая перекличка иволги, зябликов, пеночек и малиновок. (По В. Крестовскому) 1. Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте? 2. Проведите морфемный и морфологический разбор причастий. 3. Разберите по членам последнее предложение. 4. Выберите слово для орфоэпического и фонетического разбора и проведите его устно и письменно. Ш> 125. Объясните, какие нормы русского литературного языка нарушены в данных примерах. Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод. 1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга. 2) Которые коровы уже подоены, ложатся спокойно спать. 3) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу. 4) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью. 5) Наступило странное время. Которое можно было бы назвать ещё и незабываемым.
©> 126. Устраните повтор придаточных определительных, заменив одно из них обособленным определением — причастным оборотом. 1) На автобусной остановке, которая находится недалеко от нашего дома, я встретил своего товарища, с которым давно не виделся. 2) Вокруг поляны, на которой мы поставили палатки, растут берёзы, которые уже начали желтеть. 3) Туман, который затянул всё вокруг, принёс с собой сырость, которая пропитала нашу одежду. 127. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения (однородными членами, обособленными членами, сравнительными оборотами, обращениями, вводными конструкциями и т. п.). Мы сидели под старым деревом на простой (н..)кра- ше(н, нн)ой серой от времени скамье где (то) позади вашей станции, рядом со Святым колодц..м, откуда по железной трубке текла слабая перекрученная струйка родниковой воды сбегая потом в очень маленький круглый пруд, на четверть заросший осокой. (Н..) вдалеке стояла сосна совсем (н..) похожая на те мачтовые сосны которые обычно растут в наших лесах стесняя друг друга и безмерно вытягиваясь (в) верх в поисках простора и света а сосна свободная одинокая и прекрасная в своей независимости с толстыми (лиро) подобными развилками (чешуйчато) розовыми и почти чёрной хвоей. И во всём этом п..йзаже было (не) что тонко живописное в игрушечном прудике превращавшемся во время короткого тёплого дождика в картинку кропотливо вышитую бис..ром в четырёх закруче(н, нн)ых облачках которые ползли по голубым линейкам неба как белые улитки на разной высоте и с разной скоростью но в одном направлении. (В. Катаев) 1. Вслух выразительно прочитайте текст. Следите за интонацией, характерной для предложений с обособленными и однородными членами. Чтобы точнее передать интонацию, предварительно обозначьте в тексте паузы, повышение-понижение голоса, логическое ударение.
2. Попробуйте объяснить, почему этот текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями. 3. Составьте горизонтальные схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Проведите синтаксический анализ этих предложений. Ш> 128. 1. Ответьте на вопрос: какие картины К. Ф. Юбна вы знаете? Расскажите о них (устно). 2. Выразительно прочитайте текст. Что нового о художнике вы узнали? Замечательный русский художник Константин Фёдорович Юон (1875—1958) во многих своих произведениях воспевает древние русские города, чья неповторимая, самобытная архитектура привлекает внимание живописцев. Особую любовь Юон питал к Сергиеву Посаду, которому посвятил большое количество полотен. Первые работы относятся к 1903 году («К Троице», «Красные санки»). В течение двух десятилетий К. Ф. Юон неоднократно возвращается к изображению этого полюбившегося ему живописного подмосковного города, который привольно раскинулся среди широкой равнины. Художник пишет его и в ясную, морозную погоду, и в весеннюю распутицу, и в яркие, сверкающие, солнечные майские дни, и в летние лунные ночи. Живописца радует декоративная красочность великолепного архитектурного ансамбля Троице-Сергие- вой лавры, что является образцом бессмертного творения русских умельцев. Среди работ Троице-Сергиевого цикла подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день» (1910 г.). Она проникнута каким-то особым ликованием. Ясное, чистое небо, проплывающие по нему лёгкие облачка, глубокие, синие тени на чистом снегу, весёлая россыпь деревянных домиков посада на фоне виднеющейся вдалеке лавры. Сверкающие на солнце разноцветные крыши, светящиеся в солнечных лучах оранжевые деревянные стены домов, весёлая суета грачей, приветствующих весну...
Удивительное ощущение радости бытия, радости приближающейся весны, которое разлито в природе, ещё усиливается весёлыми жанровыми сценками... От этой торопливо снующей разноликой толпы особенно величественными кажутся мощные башни монастыря. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с определительными придаточными. Составьте горизонтальные схемы этих предложений. Затем перестройте эти предложения в простые с обособленными определениями — причастными оборотами. В каком(их) случае(ях) это невозможно сделать? ©> 129. Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины К. Ф. Юона «Весенний солнечный день» (1910 г.) и ещё раз прочитайте ту часть текста упр. 128, в которой описана картина. Дополните это описание своими наблюдениями, составив и записав несколько сложноподчинённых предложений с определительным придаточным. ЗСП-З. До сих пор (н..) опуще^ая штора. (Н..) опуще^ая штора. Штора до сих пор (н..) опущена. § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?, ^одём? ^ вижу — что? и т.п. 1) Ты говоришь, что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) j^T о? ^ 2) Я считаю, что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский)
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.; прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.; наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.; существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др. 1) Но читаю в испуганном взоре, что ты помнишь и любишь меня. (А. Блок) 2) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо. (К. Паустовский) Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др. Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью: союзов союзных слов что что как как будто сколько чтобы где ли зачем когда куда почему Придаточная часть чаще всего стоит после главной. Этот порядок иногда нарушается для того, чтобы уси- 4 Русский язык 9 класс лить внимание к информации, передаваемой придаточной частью: что? Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов) (В> 130. Перескажите текст о сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным. ©> 131. Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения. где.... куда.... откуда.... Я давно знал, 4 — ---------- что....
когда.... сколько.... какой.... Ученик наконец-то понял, @> 132. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть. Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений. 133. Составьте несколько сложноподчинённых предложений, которые начинались бы со слов Знаете ли вы, что.... Определите вид придаточных. Ш> 134. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными.
Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются. 1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Какие правила о слитно-дефисно-раздельном написании слов вы применяли, раскрывая скобки? 3. Подчеркните обособленные члены предложения. Ш> 135. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной? 1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А. Пушкин) 2) Задумал я узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разобрать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн) Возьмите на заметку! Многие сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным имеют в своём составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении осо-
бую роль и его нельзя изъять: 1) Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький) 2) Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак) ®> 136. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах. 1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошибается тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто время бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ. 1. Объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц (на выбор). В какой речевой ситуации её уместно употреблять? 2. Проведите морфемный и морфологический разбор всех имён прилагательных. Возьмите на заметку! Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь: Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю, и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский) Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным
словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова). В конце предложения с косвенным вопросом н е ставится вопросительный знак: 1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук. Ш> 137. Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной. 1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков) 138. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины Ю. М. Непрйнцева «Отдых после боя» (1951 г.). Художник рассказывал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих весёлого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий друг — Василий Тёркин». Напишите небольшой текст по содержанию этой картины, используя предложения с прямой и косвенной речью. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными.
©> 139. Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным: в бессоюзное предложение; в простое предложение с распространённым дополнением; в предложение с прямой речью; в предложение с вводной конструкцией.
1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет видеть скорее хозяина. (М. Горький) 2) Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров) Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику. 140. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения? Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с..нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня. (А. Куприн) 1. Проведите морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. 2. Сделайте фонетический анализ выделенных слов.
|