![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточным места
Придаточное места обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чём говорится в главной части сложноподчинённого предложения. Довольно часто в главной части употребляются указательные слова, роль которых выполняют наречия,
являющиеся в предложении обстоятельствами места: 1) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл. (М.Пришвин) 2) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев) Обычно придаточные места стоят после главной части предложения: Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти. (М. Пришвин) Изменение порядка следования частей сложноподчинённого предложения усиливает смысловое значение придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах: 1) Где тонко, там и рвётся. 2) Где вода, там и верба. 3) Где труд, там и счастье. ©> 150. Выпишите из теоретической части § 18 примеры сложноподчинённых предложений с придаточным места. Обозначьте в них грамматические основы, составьте горизонтальные схемы. ©> 151. Письменно ответьте на вопросы, используя в своём ответе сложноподчинённые предложения с придаточными места. Проведите синтаксический разбор одного из предложений. 1) Где вы любите отдыхать в зимние каникулы? 2) Где самое красивое место вашего города (села, посёлка, деревни)? Продолжите список подобных вопросов и дайте на них ответ в форме сложноподчинённых предложений с придаточными места. 152. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид сложноподчинённых предложений. Составьте схемы этих предложений. 1) Откуда ветер оттуда и дождь. 2) Откуда дым оттуда и огонь. 3) Смелый там найдёт где робкий потеряет. 4) Куда ветер дует туда и тучи несутся.
Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл каждой пословицы. 153. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, какие виды придаточных присоединяются словом где. Сделайте вывод. 1)Оставил он своё с..ленье лесов и нив уед..ненье где окровавле(н, нн)ая тень ему являлась каждый день. (А. Пушкин) 2) Где (не) когда всё было пусто голо теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин) 3) Вчера я шёл по зале освещё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой. (А. Фет) 4) Я узнаю тебя и твой белый вуаль где р..няет цветы благово(н, нн)ый миндаль. (А.Фет) 5) (В) переди где осталась роща стояли берёзы. (А. Чехов) 6) Всюду где только лес был пореже л..жали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В.Катаев) 7) За неводом, у зелёных свай, где днём рыбаки с..дят я человека увидел вдруг (н..) двйжного, как валун. (Э.Багрицкий) 1. Найдите устаревшие слова и формы. Объясните их значение. 2. Обозначьте все наречия и укажите, какую синтаксическую роль они выполняют. 154. Составьте и запишите три сложноподчинённых предложения с придаточным определительным, изъяснительным и места, использовав для связи союзное слово где. Покажите многозначность этого союзного слова в ваших предложениях. 155. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите вид сложноподчинённого предложения. Объясните, в чём пунктуационная особенность сложноподчинённых предложений. Попробуйте самостоятельно составить предложения подобной структуры. 1) Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны. (А.Пушкин) 2) Я ушёл в каюту где
уже все спали и до зари без сна лежал на койке. (И. Бунин) 3) Тропинка поднимается на серые скалы где облапив корнями камень смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. (И. Соколов-Микитов) Найдите устаревшее слово, объясните его лексическое значение. Проверьте себя по толковому словарику. 156. Объясните смысловые, морфологические, синтаксические и орфографические различия двух предложений. 1) Тогда Кирилл бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча. 2) Тогда Кирилл бросился бежать в даль, где над туманной степью висела мохнатая чёрная туча. ©> 157. Выразительно прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Проведите синтаксический разбор сложных предложений. М..гнолия в белом уборе Скл..няла тума(н, нн)ое тело И (синее) синее море У берега беше(н, нн)о пело. Но в ярос(?)ном блеск., пр..роды Мне снились московские рощи Где синее небо бледнее Р..стенья скр..мнее и проще... (Н. Заболоцкий) 1. Проведите морфологический и морфемный разбор выделенных слов. 2. Выпишите из текста три именных и три глагольных словосочетания. Разберите их. ЗСП-4. Отец (н..) мог (н..) пойти. (Н..) желания ехать, (н..) возможности (н..) было. Как я (н..) спешил, всё же опоздал.
|