Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды сложноподчинённых предложений
По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Определительные придаточные поясняют (определяют) имя существительное (или местоимение) главной части и отвечают на вопросы определения: какой? к о т о р ы й? ч е й?: к& у. а^я? Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. (М. Пришвин) Изъяснительные придаточные поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части и отвечают на падежные вопросы, как и дополнения. Иногда изъяснительные придаточные и называют дополнительными: Для большей ясности романа здесь объ- о чём? что? явить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна её сестра. (М. Лермонтов) Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельств: когда? в^сдко_е^вр е м я? Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч! (М. Лермонтов) ©> 95. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного. 1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. (Пословицы) Объясните, как вы понимаете смысл данных пословиц. В какой речевой ситуации уместно использование каждой из них? Разберите как части речи те слова, которые используются в роли указательных слов в приведённых предложениях. ®> 96. Воспользовавшись данной схемой, составьте сложноподчинённые предложения, определите смысловые отношения между частями сложного предложения и вид придаточного в каждом примере.
будто бы (нереальность действия) что (сообщение) почему (причина) куда (место) зачем (цель)
кто (лицо, совершившее действие) чья (принадлежность) 'как (характер действия)
Ш> 97. Попробуйте самостоятельно составить задание по аналогии с предыдущим упражнением. Вспомните! Подчинительные союзы делятся на две группы: изъяснительные (что, чтобы, будто, как будто) и обстоятельственные, обозначающие время (прежде чем), причину (так как), цель (для того чтобы), сравнение (словно), условие (если), уступку (несмотря на то что), следствие (так что). ©> 98. Продолжите перечень обстоятельственных подчинительных союзов, распределяя их на следующие группы: время: когда,... цель: чтобы,... причина: потому что,... сравнение: как будто,... условие: если,... уступка: хоть,... следствие: так что,... Составьте по одному предложению с союзом каждой группы. Что общего между всеми этими предложениями и чем они различаются? Сделайте вывод.
®> 99. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информацией, расскажите о видах сложноподчинённых предложений. Приведите по одному примеру на каждый вид придаточного в составе сложного предложения. Виды придаточных предложений
©> 100. Используя таблицу упр. 99, уточните, какие виды придаточных присоединяются к главной части только союзными словами. Приведите примеры подобных предложений. Проведите морфологический разбор частей речи, которые выполняют в этих предложениях роль союзных слов. ©> 101. Определите виды сложноподчинённых предложений. Установите, в чём их сходство и в чём различие. При выполнении этой работы пользуйтесь таблицей упр. 99. 1) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 2) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 3) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 4) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л.Мартынов) 5)Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин) 1. Сделайте вывод об особенностях употребления союза что и союзного слова (местоимения) что в составе сложноподчинённого предложения. 2. Объясните лексическое значение выделенного слова, проверьте себя по толковому словарику. ©> 102. Используя таблицу упр. 99, назовите подчинительные союзы-синонимы. Какие из них употребляются во всех стилях речи, какие используются в книжной речи, какие имеют разговорную окраску? Составьте и запишите шесть сложных предложений с подчинительными союзами, учитывая их стилистическую принадлежность. 103. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, к какому виду сложноподчинённых предложений они относятся. Какие союзы-синонимы используются для связи частей сложноподчинённых предложений? Какие из этих союзов употребляются в разговорной речи? Как вы думаете, в каких предложениях возможна замена одного подчинительного союза другим (союзом-синонимом). Составьте горизонтальные схемы данных предложений. 1) Когда на море вздымается волна то слышен (н..) шум пр..боя а хрустенье льда и шорох ос..дающего снега. (К. Паустовский) 2) Покамест слуги управлялись и возились г..сподин отправился в общую залу. (Н. Гоголь) 3) В то время как она вых..дила из гости..ой в передней послышался звонок. (Л. Толстой) 4) Лягу спать и ш..пчу стихи закрыв глаза пока не засну. (М. Горький) 5) Перед тем как изложить на бумаге свои воспом..нания Репин ра(с, сс)казывал их нескольким людям — мне моей семье случайным г..стям. (К.Чуковский) 6) Дверь была з..крыта но отв..рилась легко едва он нажал. (К. Федин) 1. Проведите морфемный и морфологический разбор глаголов 2-го предложения. 2. Определите, в чём сходство и в чём отличие слов отворить и отварить. Какое из них употреблено в последнем предложении и почему? 3. Найдите в предложениях устаревшие слова и формы. Объясните их. ©> 104. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данную схему. Определите вид придаточного в каждом случае.
Учитель предложил съездить всем классом на экскурсию в Санкт-Петербург, который... потому что... несмотря на то что... когда... если... чтобы...
105. Приведите примеры предложений, соответствующих данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложений? Сделайте вывод.
Возьмите на заметку! В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям. Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части: 1) Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же, его честйли так и сяк. (А. Пушкин) 2) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя вёрстами. (А. Пушкин) К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.
®> 106. Проанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и союзные слова. Какими членами предложения являются союзные слова? 1)Обе девицы надели жёлтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. СА. Пушкин.) 2) Его не было дома, почему я и оставил записку. (А. Пушкин) 3) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придёт, чему я очень рад. (А. Островский) 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел. (А. Чехов) 5) На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К. Чуковский) 6) Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди. (В. Астафьев) §@ Схема разбора сложноподчинённого предложения 1. Определить вид предложения по цели высказывания; если оно восклицательное, отметить это. 2. Выделить грамматические основы предложения, указать главную и придаточную части предложения. 3. Определить вид придаточной части, указать союз (союзное слово) и указательное слово (если есть). 4. Составить графическую схему предложения (вертикальную или горизонтальную). Объяснить знаки препинания. 5. Главную и придаточную части разобрать как простые предложения. Образец разбора
|