Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о сложноподчинённом предложенииСтр 1 из 43Следующая ⇒
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Сф-------------------------------------------------------------- СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ Понятие о сложноподчинённом предложении Вспомните! Расскажите, что вы знаете о сложноподчинённом предложении. Приведите примеры сложноподчинённых предложений. Одно из них запишите и составьте его схему. Союзы какого разряда используются в сложносочинённом предложении? Приведите примеры. ®> 87. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите виды сложного предложения. Используя данные примеры, объясните, в чём сходство и в чём различие между сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Сделайте вывод. 1) 3..ря уже д..вно погасла и едва белел на (небо) склоне её последний след. Но в (н..) давно раскалённом воздухе сквозь ночную свеж..сть чувствовалась ещё тепл..та и грудь всё ещё жаждала холодного дуновения. (И. Тургенев) 2) Полюбовавшись на голубое небо усея(н, нн)ое разорвав, нн)ыми обл..ками на д..лёкий берег Крыма который тяне(т, ть)ся л..ловой полосой я отправился в крепость. (М. Лермонтов) §@ 1. Проведите морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. 2. Выпишите три глагольных словосочетания. Проведите их разбор. ©> 88. Внимательно рассмотрите данные предложения, составьте их схемы, сравните. Укажите сходство и различие смысловых отношений между частями данных сложных предложений. Сделайте вывод. 1) Солнце спряталось, и стало прохладно. 2) Солнце спряталось, стало прохладно. 3) Когда солнце спряталось, стало прохладно. ©> 89. Данные ниже сложносочинённые предложения преобразуйте вначале в сложноподчинённые, затем в бессоюзные. Запишите получившиеся синтаксические варианты (синтаксические синонимы), сравните предложения, устанавливая их сходство и различие, составьте схемы предложений. Сделайте вывод.
Образец. Неожиданно выглянуло солнце, и осветилось всё вокруг радостным светом. Неожиданно выглянуло солнце достным светом. 1) Кончились каникулы, и началась учёба в школе. 2) Стало душно в комнате, и мне пришлось выйти на балкон. 3) Начался урок, и ученики приступили к самостоятельной работе. 1. Сложноподчинённое предложение, как сложносочинённое и бессоюзное предложения, состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство. Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого
соединены при помощи подчинительных союзов (так как, будто, что, чтобы и т.п.) или союзных слов (относительных местоимений что, который, какой, сколько и др. и местоименных наречий куда, как, где, зачем и др.): 1) Запела птица голосом блаженным о о чём? Х^^союзнГсл^. том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова) оч ё м? х 2) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конём. (М. Лермонтов) 2. Сложноподчинённое предложение состоит из двух частей: главной и подчинённой — придаточной. Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или внутри неё: 1 )Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей. (М. Лермонтов) 2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) 3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) 3. Подчинительные союзы (если, чтобы, что, как, словно, точно, так как, потому что и т. п.) находятся в придаточной части и не являются членами предложения. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия — который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточной части сложного предложения. 4. Как отличить подчинительный союз от союзного слова? Союз иногда можно опустить или заменить сою- зом-синонимом. А союзное слово можно заменить только словом самостоятельной части речи.
Кроме того, к союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является: 1) Когда б семейственной картиной пленился я на миг единый, то, верно, кроме вас одной невесты не искал иной. (А. Пушкин) Слово когда — союз; к нему нельзя поставить вопрос; это слово не является членом предложения; его можно заменить контекстным союзом-синонимом (когда = если = кабы). ^чт о? ^ 2) Зайцы отлично понимали, чтпо_ значат следы собачьих лап на их дороге. (Д. Мамин-Сибиряк) Слово что — относительное местоимение (союзное слово); к нему можно поставить вопрос (значат что? — что); оно является дополнением; его можно заменить словами, описательными оборотами, близкими по смыслу (следы собачьих лап говорят о том, что зайцев преследуют охотники). Кроме того, на союзное слово падает логическое ударение. Запомните список наиболее употребительных подчинительных союзов и союзных слов. Средства связи частей сложноподчинённого предложения
Слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами. Ср.: что? Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) Местоимение что в данном предложении является союзным словом. Оно выполняет роль подлежащего (что ждёт) и одновременно соединяет придаточную часть с главной. в ч ё м? Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. (А. Пушкин) В этом предложении что — подчинительный союз. Он не является членом предложения, а служит только для соединения придаточной части с главной. 5. В главной части сложноподчинённого предложения иногда употребляются указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Они являются членами предложения главной части и указывают на то, что при ней имеется придаточная часть. Указательное слово поясняется придаточным: 1) Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н. Некрасов) 2) Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать. (С. Есенин) 3) Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждёшь. (В. Белов) От сложноподчинённых предложений с указательными словами следует отличать сложноподчинённые предложения с двойными союзами если — то, чем — тем, как — то и др.: Чем дальше в лес, тем больше дров. (Пословица) 6. На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой. 90. Составьте и запишите тезисный план теоретического текста § 12 о сложноподчинённом предложении. Из художественных текстов выберите сложноподчинённые предложения и используйте их для иллюстрации каждого пункта плана. Озаглавьте свой текст и перескажите его.
©> 91. Прочитайте текст и перескажите его, подчёркивая вклад учёного в лингвистику и методику преподавания русского языка. Из двух последних абзацев выпишите сложноподчинённые предложения и составьте их схемы. СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АБАКУМОВ Научная деятельность Сергея Ивановича Абакумова (1890—1949), яркого представителя отечественной науки, является одной из славных страниц в истории русской лингвистики и методики преподавания русского языка в школе. Учёный занимался исследованием разных областей русского языка, но особое внимание он уделял вопросам русской пунктуации, считая, что главное назначение пунктуации — как можно полнее и точнее передавать смысловую сторону речи. Много работ С. И. Абакумова посвящено синтаксису русского языка и вопросам изучения его в школе. Учёный, например, настаивал на том, чтобы на уроках русского языка дети изучали второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства), которые довольно долгое время назывались в школьных учебниках общим термином пояснительные слова. Серию книг и статей С. И. Абакумов написал для учителей и студентов педагогических вузов. Вместе с С. Г. Бархударовым он создаёт первый учебник для студентов по современному русскому языку. Авторы хотели, чтобы студенты, будущие учителя-словесники, получили знания, необходимые им для успешного преподавания русского языка в школе. С 1945 по 1949 год С. И. Абакумов был редактором журнала «Русский язык в школе» и старался на его страницах публиковать статьи, которые знакомили бы учителей с передовой практикой преподавания русского языка в школе. С. И. Абакумов написал несколько книг для учеников: «Учебник русской грамматики», «Как писать сочинение», «Рабочая книга по орфографии», «Справочник по правописанию» и др. Выпишите из текста предложения с обособленным приложением. Разберите предложения по членам. ®> 92. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова. Одно из сложных предложений посвятите С. И. Абакумову (см. упр. 91). 1) Тот, кто...,.... 2)... к тому, кто.... 3)... такой..., который.... 4)... там, где.... Проведите морфологический разбор местоимений и наречий, выполняющих в предложении роль указательных слов. Возьмите на заметку! Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчинённого предложения: вертикальные схемы и горизонтальные схемы. Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной: Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. (С. Маршак)
Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчинённого предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках, а придаточная — в круглых: Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький) [... таким ], (каким...).
®> 93. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Выпишите сложноподчинённые предложения. Обозначьте грамматические основы, определите структуру этих предложений и нарисуйте по две схемы: вертикальную и горизонтальную. У детей в нашей стране много любимых героев сказок. Один из самых известных — Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художественным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие ребята верят, что именно Дед Мороз принёс им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку. Откуда же пришёл этот симпатичный и добрый герой — Дед Мороз, старик с длинной белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегурочкой? Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод. Обычай этот пришёл к нам из Германии после того, как Пётр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. А ещё раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта — как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать ёлку стал связываться и образ Деда Мороза. (М. Горбачевский) 1. Проведите морфемный и морфологический разбор всех числительных и двух наречий (на выбор). 2. Проведите полный синтаксический разбор последнего предложения. ®> 94. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Обозначьте грамматические основы предложений. Расскажите о каждом сложноподчинённом предложении, используя подготовленный вами ранее тезисный план (см. упр. 90). В УСАДЬБЕ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО Проезжая мимо пруда на котором всегда десятки баб переговариваясь били вальками и пол..екали своё
бельё князь Андрей заметил что в пруде (н..) кого (не) было, и оторва(н, нн)ый плотик до половины залитый водой боком плавал (по) середине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каме(н, нн)ых ворот в..езда (н..)кого (не) было и дверь была открыта. Дорожки сада уже зар..сли и т..лята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей под..ехал к ор..нжерее: стёкла были р..збиты, и деревья в кадках (не) которые повале..ы (не) которые засохли. Он окликнул Тараса-садовника. (Н..) кто (н..) откликнулся. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плёл лапоть на зелёной скамейке. (Л. Толстой) 1. Найдите простые осложнённые предложения, объясните постановку знаков препинания в них. Проведите синтаксический разбор этих предложений. 2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику. 3. Объясните, в чём сходство и в чём различие слов полоскать и поласкать. Какое из этих слов употреблено в тексте и почему?
|