Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложноподчинённое предложение с придаточным условия






Q

@> 198. С помощью толкового словарика установите значение слова условие. На основе этой информации объясните общее грам­матическое значение сложноподчинённых предложений с при­даточными условия. Приведите примеры подобных предложе­ний.

Составьте синтаксическую модель предложений этого вида, используя таблицу упр. 99.

Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части сложноподчинённого предложения. Присоединяются придаточные условия с помощью союзов если, ежели, коли (коль), как ско­ро, когда, кабы и др.: Коль ты старый человек, дя­дей будешь нам навек. (А. Пушкин)

Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинён­ного предложения выражаются глаголами в форме со­слагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы): Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдале­ке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Пав­ленко)

®> 199. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препи­нания и раскрывая скобки.

Докажите, что данные предложения являются сложнопод­чинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими.

1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Ког­да в товарищах с..гласья нет (на) лад их дело (н..) пой­дёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и


 

грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (Е. Долматовский)

1. Составьте словообразовательные цепочки, объясняющие последовательность образования выделенных слов.

2. Найдите безличные предложения в составе сложноподчи­нённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предло­жениях.

©> 200. Запишите предложения, расставляя пропущенные зна­ки препинания.

Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения.

1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горь­кий) 2) Будет величайшим преступлением перед куль­турой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустов­ский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паус­товский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)

Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.

©> 201. Объясните, почему сложноподчинённые предложения с придаточными условия часто употребляются в текстах научного стиля. Приведите такие примеры, используя учебники геомет­рии, алгебры, физики.

202. Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточ­ным условия.

1. При каком условии два однородных члена пред­ложения не разделяются запятой?

2. При каком условии в предложениях с однородны­ми членами ставится двоеточие?

3. При каком условии не пишется раздельно с отри­цательными местоимениями?


 

4. При каком условии обособляется распространён­ное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом?

Составьте одну горизонтальную схему и одну вертикальную схему двух предложений, записанных вами (на выбор).

©> 203. В соответствии с данной схемой преобразуйте сложно­подчинённые предложения с придаточными цели в сложнопод­чинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании.

(Чтобы...), [... ]. (Если...), [... ].

1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предва­рительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, чтобы она не развалилась.

Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия.

©> 204. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; пред­ложения с желаемым, возможным или предполагаемым услови­ем.

Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.

Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп.

1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и прези­раете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский)


 

5) Если случалось работать много больше они не щади­ли ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая не­предвиденная задержка в наших сборах то вы отправ­ляетесь с эшелоном. (К. Федин)

Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаи­ческие); в) союзы разговорные (включая разговорно-простореч- ные).

Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал