Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
@> 198. С помощью толкового словарика установите значение слова условие. На основе этой информации объясните общее грамматическое значение сложноподчинённых предложений с придаточными условия. Приведите примеры подобных предложений. Составьте синтаксическую модель предложений этого вида, используя таблицу упр. 99. Придаточные условия содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части сложноподчинённого предложения. Присоединяются придаточные условия с помощью союзов если, ежели, коли (коль), как скоро, когда, кабы и др.: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин) Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы): Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко) ®> 199. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. С помощью каких союзов присоединяется придаточная часть к главной? Укажите, какие из этих союзов являются устаревшими. 1)Но светлый терем (н..) отрада когда (н..) вид..м друга в нём. (А. Пушкин) 2) Если вас мой без..скусстве(н, нн)ый рассказ развеселит займёт хоть малость я буду счас(?)лив. (М.Лермонтов) 3) Всё это было бы см..шно когда бы (не) было так грус(?)но. (М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с..гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. (И. Крылов) 5) Коль нет цветов среди зимы так и
грустить о них (н..) надо. (С.Есенин) 6) Если бы парни всей земли миру пр..сягу свою пр..несли вот было (б) радос(?)но тогда на свете жить. Д..вайте парни (на) всегда дружить! (Е. Долматовский) 1. Составьте словообразовательные цепочки, объясняющие последовательность образования выделенных слов. 2. Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях. ©> 200. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. 1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин) Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке. ©> 201. Объясните, почему сложноподчинённые предложения с придаточными условия часто употребляются в текстах научного стиля. Приведите такие примеры, используя учебники геометрии, алгебры, физики. 202. Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия. 1. При каком условии два однородных члена предложения не разделяются запятой? 2. При каком условии в предложениях с однородными членами ставится двоеточие? 3. При каком условии не пишется раздельно с отрицательными местоимениями?
4. При каком условии обособляется распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом? Составьте одну горизонтальную схему и одну вертикальную схему двух предложений, записанных вами (на выбор). ©> 203. В соответствии с данной схемой преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными цели в сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании. (Чтобы...), [... ]. (Если...), [... ]. 1) Чтобы жареная рыба приобрела приятный вкус, следует перед жареньем подержать её в молоке, а затем обвалять в муке. 2) Чтобы мясо приобрело приятный вкус, за несколько часов до жаренья или тушения его нужно смазать горчицей. 3) Для того чтобы лук при жаренье приобрёл золотисто-жёлтый цвет, предварительно обваляйте его в муке. 4) Посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, чтобы она не развалилась. Раскрывая свои кулинарные секреты, запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным условия. ©> 204. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы: предложения с реальным условием; предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием. Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы. Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях первой и второй групп. 1)Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А.Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский)
5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин) Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы: а) союзы, употребляемые во всех стилях речи; б) союзы книжные (включая книжно-архаические); в) союзы разговорные (включая разговорно-простореч- ные). Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
|