Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
©> 205. Объясните различие в лексическом значении слов причина, следствие. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов. Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения: а) причины; б) следствия. Приведите примеры сложноподчинённых предложений с данными союзами. ©> 206. Используя таблицу упр. 99, составьте модели сложноподчинённых предложений с придаточным причины и с придаточным следствия. Сравните эти схемы, сделайте вывод. ©> 207. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения. Проиллюстрируйте текст примерами из художественной литературы, из учебников по разным школьным предметам. Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Союз так как имеет оттенок книжности. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. Союз затем что имеет архаическую окраску и в современном русском
языке употребляется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А сложные союзы и союзные сочетания оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что почти целиком относятся к книжной речи делового типа. Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттенками. Придаточные, присоединяемые союзами ибо, благо, потому что, помещаются только после главной части. Все остальные могут находиться как впереди главного, так и после него. (По В. Бондалетову) 208. Используя разные союзы, названные в тексте упр. 207, ответьте на вопросы с помощью сложноподчинённых предложений с придаточным причины. 1) Почему при остановке трамвая пассажиры наклоняются вперёд? 2) Почему вы опоздали на поезд? 3) Почему в корне слова роскошный пишется буква о? Ш> 209. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Определите вид каждого сложноподчинённого предложения. 1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. (А.Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в осо- бе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением. (Л. Толстой) 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой) 7) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толстой) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в §< §> ней р..дились. (К. Ушинский) 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А.Чехов) 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 11) Сразу же за рекой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин) 1. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику. 2. Определите, какова синтаксическая роль наречий в предложениях. Объясните написание этих наречий. 3. Составьте предложения со «словами» со скобками (см. предложения 2, 3, 8, 9, 11) так, чтобы эти «слова» писались по- другому: слитно, если было раздельное написание, и раздельно, если было слитное написание.
|