Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия






©> 205. Объясните различие в лексическом значении слов при­чина, следствие. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.

Перечислите подчинительные союзы, передающие отноше­ния: а) причины; б) следствия. Приведите примеры сложнопод­чинённых предложений с данными союзами.

©> 206. Используя таблицу упр. 99, составьте модели сложно­подчинённых предложений с придаточным причины и с прида­точным следствия. Сравните эти схемы, сделайте вывод.

©> 207. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения. Проиллюстрируйте текст приме­рами из художественной литературы, из учебников по разным школьным предметам.

Из всех союзов, которыми присоединяются прида­точные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Союз так как имеет оттенок книжности. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. Союз затем что имеет архаическую окраску и в современном русском


 

языке употребляется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А сложные союзы и союзные соче­тания оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что почти целиком относятся к книжной речи делово­го типа.

Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттен­ками.

Придаточные, присоединяемые союзами ибо, благо, потому что, помещаются только после главной части. Все остальные могут находиться как впереди главного, так и после него.

(По В. Бондалетову)

208. Используя разные союзы, названные в тексте упр. 207, ответьте на вопросы с помощью сложноподчинённых предложе­ний с придаточным причины.

1) Почему при остановке трамвая пассажиры накло­няются вперёд?

2) Почему вы опоздали на поезд?

3) Почему в корне слова роскошный пишется буква о?

Ш> 209. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки.

Определите вид каждого сложноподчинённого предложе­ния.

1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепос­ти другого лек..ря (не) было. (А.Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег становил­ся всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в осо- бе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пени­ем. (Л. Толстой) 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой) 7) Вся­кий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толс­той) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в

§< §>

ней р..дились. (К. Ушинский) 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А.Чехов) 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 11) Сразу же за ре­кой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику.

2. Определите, какова синтаксическая роль наречий в пред­ложениях. Объясните написание этих наречий.

3. Составьте предложения со «словами» со скобками (см. предложения 2, 3, 8, 9, 11) так, чтобы эти «слова» писались по- другому: слитно, если было раздельное написание, и раздельно, если было слитное написание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал