Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины ^ __ пояснения С:J (двоеточие) дополнения
Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. (А. Блок) Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло... (А. Пушкин) Я прислушался: буря не утихала. (И. Гончаров) ^ противопоставления ^ Значение^- времени, условия (—у (тире) \ следствия / Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. (Пословица) Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин) Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород. (А. Фадеев) В одном предложении могут совмещаться разные значения, обычно два различных вида отношений. Например, в предложении Грустно, Нина: путь мой скучен, дремля смолкнул мой ямщик, колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик (А. Пушкин) отношения причины и перечисления.
©> 259. Выпишите все примеры из теоретической части § 30. Составьте схемы этих предложений. 260. Пользуясь материалом п. 3 теоретической части § 30, определите значения данных бессоюзных предложений; прокомментируйте их интонацию и употребление знаков препинания. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией; затем спишите, восстанавливая верное написание слов. Начертите схемы предложений. 1) Травка зелене..т, Солнышко бл..стит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев) 2) Ю(нн, н)ый лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз (н..) терпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и люб..т и поёт. (А. К. Толстой) 3) Знайте и верьте, друзья: благодатна всякая буря душе молодой — зре..т и крепн..т душа под грозой. (Н. Некрасов) 4) Мчались куда (то) мохнатые тучи, чуть (не)зад..вая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц... (В. Астафьев) 5) Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. (Г. Скребицкий) 6) Лягушка, на лугу увйд..вши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была. (Я. Крылов) 7) Часу в седьмом утра, зевая, спросонья подойду к окну — сегодня середина мая, я в лето окна распахну. (Б. Корнилов) Какие группы орфографических правил вы применяли, восстанавливая правописание слов? Объясните эти написания, группируя их по видам орфограмм.
j ©> 261. Ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Какие существуют типы сложных предложений? Запишите их названия и соответствующие примеры. 2. Напишите, чем отличается бессоюзное предложение от других видов сложных предложений. Покажите на схемах отличие этих предложений друг от друга. 3. Какие знаки препинания употребляются в сложном бессоюзном предложении? Запишите свои примеры на каждый знак препинания, который может быть употреблён между частями бессоюзного предложения. ЗСП-9. Обнаружилось (н..) отправле^ое письмо. Озеро было окружено кустарником. Студё..ый воздух обжигал лицо.
|