Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
1. Предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия, сравнения характеризуются тем, что между его частями в устной речи делается пауза, а на письме ставится тире: Рано встал — не потерял. (Пословица) □ II-Q (пауза) Рассмотрите предложения с разными значениями:
Предложения, передающие быструю смену событий, при произнесении тоже сопровождаются паузой, а на письме — тире (см. с. 50, п. 4): Поднесли спичку — огонь запылал. (Ср.: Поднесли спичку — и огонь запылал.) Ш> 276. Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса, логическое ударение). Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких — времени, условия, следствия. Используйте приём замены. Образец. Нет друга — ищи его. (Если нет друга, ищи его.) Пользуйтесь таблицей на с. 201—202. 1) Лес рубят — щепки летят. 2) Хочешь дружбы — будь другом. 3) Не нашёл в себе — не ищи в других. 4) Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут
и в поле. 5) Пашню пашут — руками не машут. (Пословицы) 6) Река вышла из берегов — залило прибрежные посевы. 7) С крыш свесились сосульки — началась капель. (М. Пришвин) Спишите предложения и рядом с каждым из них напишите соответствующий вариант сложноподчинённого предложения с союзами когда, если, так что, как это дано в образце. Какие знаки употребляются в бессоюзном предложении, а какие — в сложноподчинённом? Ш> 277. Замените данные предложения бессоюзными и запишите их. Какой знак препинания будет в бессоюзном предложении? 1) Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке встают. Когда в Санкт-Петербурге дождь хлещет с утра до вечера, у Каспийского моря трава горит от засухи. (По И. Ильину) 2) Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт. (Народная примета) 3) Если в семье лад, то и в доме клад. (Пословица) 4) Дорогу размыло дождями, так что транспорт не мог двигаться. 5) Смотрит Никита в воду, но ничего не видит. (Ю. Казаков) Составьте схемы 1-го и 4-го предложений, подчёркивая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор одного из этих предложений. Ш> 278. Спишите, восстанавливая знаки препинания и правописание слов. Составьте схемы бессоюзных предложений, объясните постановку знаков препинания. 1) Тесно стоит деревня! По узким проулкам дере- вя..ые мостки гулко отдают шаг. Идёт человек далеко слышно... 2)Никишка наговорился за день нагл..делся устал дремл..тся ему думается бог знает о чём! 3) Выходит Никишка из избы темно холодно ветер сырой ду..т. 4) Не мож..т идти конь!... Справ.. водя..ая бездна море шумит а под ногами камни (н..) уйти (н..) убежать! (Ю. Казаков) 5) Река была мутной и текла очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья сухие валежины сор зелёные ветки река соб..рала весь оставшийся на отмелях с весе..его паводка хлам. (О.Куваев) 6) Хо-
ч..шь быть счастливым будь им. (Изречение) 7) Молвит слово соловей поёт. (М.Лермонтов) 1. Разберите по членам 2-е и 3-е предложения. 2. Выполните синтаксический разбор 6-го предложения. 3. Приведите примеры имён прилагательных и причастий, в суффиксах которых пишется одна буква н. 4. Объясните правописание безударных личных окончаний глагола, а также правописание не с глаголами. Приведите примеры. ©> 279. Спишите данную таблицу и к каждому пункту подберите и запишите по одному-два примера.
280. Спишите, восстанавливая знаки препинания и правописание слов. Объясните употребление запятых, точки с запятой, двоеточия, тире. Придумайте заголовок к тексту, отражающий его основную мысль. Трудно сказать с каких времён среди народа начали ходить пословицы устные краткие изречения на самые разные темы. (Н..) известно и время возникновения первых поговорок метких речений которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что (либо) без
помощи утомительных и сложных пояснений. (Н..) оспоримо одно и пословицы и поговорки возникли в отделённой древности и с той поры сопутствуют народу на всём прот..жени.. его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и (н..) обходимыми в быту и речи. Пословица (н..) простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни наблюдения народного ума. (Н..) всякое изречение становилось пословиц..й а только такое которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей такое изречение могло существовать тысячелетия переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений их создавших. Поэтому пословицы (н..) спорят (н..) доказывают они просто утв..рждают или отрицают что (либо) в уверенности что всё ими сказанное твёрдая истина. (В. Аникин) 1. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений текста. 2. Разберите по членам последнее предложение 2-го абзаца. 3. Объясните слитное и раздельное написание не с разными словами. 4. Выделите корни с проверяемыми безударными гласными в словах 2-го абзаца. Докажите верность написания. ЗСП-12. (По) прежнему было тихо. (Юго) восточный ветер принёс тепло. Все туристы передвигались тихо (тихо), (по) лисьи. Ш> 281. Спишите отрывок из повести JI. Н. Толстого «Метель», восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, раскрывая скобки. Долго <...> мы ехали не ост..навливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющ..мся свете метели. Откро..шь глаза та же (н..) уклюжая шапка и спина занесённые снегом торчат передо мной... <...> Посмотр..шь вниз тот же сыпуч..й снег разрывает полозья и ветер упорно подн..мает и уносит всё в §@ одну сторону. <...> Напрасно глаз ищ..т нового предмета (н..) столба (н..) стога (н..) забора (н..) чего не видно. Везде всё бело (бело) и подвижно то горизонт кажется необъятно-далёким то сжатым на два шага во все стороны то вдруг белая высокая стена вырастает справа и бежит вдоль саней то вдруг исчезает... Посмотр..шь ли (на) верх сквозь туман вид..шь звёздочки но звёздочки убегают от взора выше и выше... <...> Ветер как будто изменяется то дует (на) встречу и лепит глаза снегом то (с) боку досадно закидывает воротник шубы на голову и насмешливо треплет меня им по лицу то сзади гудит в какую (нибудь) скважину. <...> Снег насыпавшийся на воротник и шапку проскакивал за шею и заставлял меня вздрагивать но мне было <...> тепло в обогретой шубе и др..мота клонила меня. 1. Проведите синтаксический разбор последних предложений 1-го и 2-го абзацев. 2. Объясните расстановку всех знаков препинания. В каком предложении и почему должны быть и двоеточие, и тире? 3. Объясните написание не — ни в словах. 4. Буквы каких орфограмм корня пропущены? Объясните их правописание. Объясните также написание слов со скобками; какие это части речи? ©> 282. Ответьте на вопросы, приведите примеры. 1. Какие типы сложных предложений вы знаете? 2. На какие виды делятся сложносочинённые предложения, сложноподчинённые, бессоюзные? 3. В каких случаях на письме между частями сложного предложения употребляется запятая? точка с запятой? двоеточие? тире? 4. В каких ещё случаях употребляются перечисленные знаки препинания? ©> 283. Запишите под диктовку текст упр. 280. Поработайте над ошибками и вновь запишите текст под диктовку, пока результаты не будут положительными. СТИЛИ РЕЧИ (продолжение) □ В жизни широкое применение находят различные деловые документы: заявление, доверенность, расписка, протокол, характеристика, договор и др. Все виды деловых бумаг имеют свою собственную стандартную форму, что облегчает ведение деловой документации. Штамп в официально-деловом стиле — помощник, а не враг.
|