Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения






1. Предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия, сравнения характе­ризуются тем, что между его частями в устной речи де­лается пауза, а на письме ставится тире: Рано встал — не потерял. (Пословица)

□ II-Q

(пауза)

Рассмотрите предложения с разными значениями:

Значение Бессоюзное предложение С каким предложением можно соотнести
Противопостав­ление одной час­ти предложения другой На дворе палил зной — в доме было прохладно. (И. Бунин) □ II-Q На дворе палил зной, а (но) в до­ме было про­хладно. (слож­носочинённое с противительны­ми союзами)
В первой части предложения значение време­ни или условия Напролом идут — во­лос не жалеют. (Пос­ловица) □ II—О- Когда (если) напролом идут, волос не жалеют. (сложноподчи­нённое с придаточным времени, усло­вия)

 


 

 

Окончание табл.

Значение Бессоюзное предложение С каким предложением можно соотнести
Во второй части предложения значение следст­вия или вывода применительно к тому, о чём гово­рилось в первой части Кругом были болота — вечером наплывал ту ман. •ж Кругом были болота, так что (потому) вечером наплы­вал туман. (сложноподчи­нённое с придаточным следствия)
Во второй части содержится срав­нение с тем, о чём говорится в первой части ...Посмотрит — рублём подарит. (Н. Некрасов) ...Посмотрит, словно рублём подарит. (сложноподчи­нённое с прида­точным сравне­ния)

 

Предложения, передающие быструю смену собы­тий, при произнесении тоже сопровождаются паузой, а на письме — тире (см. с. 50, п. 4): Поднесли спичку — огонь запылал. (Ср.: Поднесли спичку — и огонь за­пылал.)

Ш> 276. Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса, логическое ударение). По­пробуйте определить, в каких предложениях есть значение про­тивопоставления, в каких — времени, условия, следствия. Ис­пользуйте приём замены.

Образец. Нет друга — ищи его. (Если нет друга, ищи его.)

Пользуйтесь таблицей на с. 201—202.

1) Лес рубят — щепки летят. 2) Хочешь дружбы — будь другом. 3) Не нашёл в себе — не ищи в других. 4) Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут


 

и в поле. 5) Пашню пашут — руками не машут. (Посло­вицы) 6) Река вышла из берегов — залило прибрежные посевы. 7) С крыш свесились сосульки — началась ка­пель. (М. Пришвин)

Спишите предложения и рядом с каждым из них напишите соответствующий вариант сложноподчинённого предложения с союзами когда, если, так что, как это дано в образце. Какие знаки употребляются в бессоюзном предложении, а какие — в сложноподчинённом?

Ш> 277. Замените данные предложения бессоюзными и запи­шите их. Какой знак препинания будет в бессоюзном предло­жении?

1) Когда в Москве ложатся спать, на Камчатке вста­ют. Когда в Санкт-Петербурге дождь хлещет с утра до вечера, у Каспийского моря трава горит от засухи. (По И. Ильину) 2) Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт. (Народная примета) 3) Если в семье лад, то и в доме клад. (Пословица) 4) Дорогу размыло дождями, так что транспорт не мог двигаться. 5) Смотрит Никита в воду, но ничего не видит. (Ю. Казаков)

Составьте схемы 1-го и 4-го предложений, подчёркивая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор одного из этих предложений.

Ш> 278. Спишите, восстанавливая знаки препинания и право­писание слов. Составьте схемы бессоюзных предложений, объясните постановку знаков препинания.

1) Тесно стоит деревня! По узким проулкам дере- вя..ые мостки гулко отдают шаг. Идёт человек далеко слышно... 2)Никишка наговорился за день нагл..делся устал дремл..тся ему думается бог знает о чём! 3) Выхо­дит Никишка из избы темно холодно ветер сырой ду..т. 4) Не мож..т идти конь!... Справ.. водя..ая бездна море шумит а под ногами камни (н..) уйти (н..) убежать! (Ю. Казаков) 5) Река была мутной и текла очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья сухие вале­жины сор зелёные ветки река соб..рала весь оставшийся на отмелях с весе..его паводка хлам. (О.Куваев) 6) Хо-


 

ч..шь быть счастливым будь им. (Изречение) 7) Молвит слово соловей поёт. (М.Лермонтов)

1. Разберите по членам 2-е и 3-е предложения.

2. Выполните синтаксический разбор 6-го предложения.

3. Приведите примеры имён прилагательных и причастий, в суффиксах которых пишется одна буква н.

4. Объясните правописание безударных личных окончаний глагола, а также правописание не с глаголами. Приведите при­меры.

©> 279. Спишите данную таблицу и к каждому пункту подбери­те и запишите по одному-два примера.

Тире употребляется Примеры
Между подлежащим и сказуе­мым при определённых условиях  
В предложениях с прямой речью перед словами автора; в диалоге  
В предложениях с однородными членами перед обобщающим сло­вом  
Между частями сложного бессо­юзного предложения со значени­ями противопоставления, време­ни или условия, следствия, быст­рой смены событий  
При пропуске слов (например, в неполном предложении)  

 

280. Спишите, восстанавливая знаки препинания и право­писание слов. Объясните употребление запятых, точки с запя­той, двоеточия, тире. Придумайте заголовок к тексту, отражаю­щий его основную мысль.

Трудно сказать с каких времён среди народа начали ходить пословицы устные краткие изречения на самые разные темы.

(Н..) известно и время возникновения первых пого­ворок метких речений которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что (либо) без


 

помощи утомительных и сложных пояснений. (Н..) ос­поримо одно и пословицы и поговорки возникли в отделённой древности и с той поры сопутствуют народу на всём прот..жени.. его истории. Особые свойства сде­лали пословицы и поговорки столь стойкими и (н..) об­ходимыми в быту и речи.

Пословица (н..) простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жиз­ни наблюдения народного ума. (Н..) всякое изречение становилось пословиц..й а только такое которое согла­совывалось с образом жизни и мыслями множества лю­дей такое изречение могло существовать тысячелетия переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит ав­торитет поколений их создавших. Поэтому пословицы (н..) спорят (н..) доказывают они просто утв..рждают или отрицают что (либо) в уверенности что всё ими ска­занное твёрдая истина.

(В. Аникин)

1. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предло­жений текста.

2. Разберите по членам последнее предложение 2-го абзаца.

3. Объясните слитное и раздельное написание не с разными словами.

4. Выделите корни с проверяемыми безударными гласными в словах 2-го абзаца. Докажите верность написания.

ЗСП-12. (По) прежнему было тихо.

(Юго) восточный ветер принёс тепло.

Все туристы передвигались тихо (тихо), (по)

лисьи.

Ш> 281. Спишите отрывок из повести JI. Н. Толстого «Метель», восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, рас­крывая скобки.

Долго <...> мы ехали не ост..навливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющ..мся све­те метели. Откро..шь глаза та же (н..) уклюжая шапка и спина занесённые снегом торчат передо мной...

<...> Посмотр..шь вниз тот же сыпуч..й снег разры­вает полозья и ветер упорно подн..мает и уносит всё в

§@

одну сторону. <...> Напрасно глаз ищ..т нового предме­та (н..) столба (н..) стога (н..) забора (н..) чего не видно. Везде всё бело (бело) и подвижно то горизонт кажется необъятно-далёким то сжатым на два шага во все сторо­ны то вдруг белая высокая стена вырастает справа и бе­жит вдоль саней то вдруг исчезает...

Посмотр..шь ли (на) верх сквозь туман вид..шь звёз­дочки но звёздочки убегают от взора выше и выше...

<...> Ветер как будто изменяется то дует (на) встречу и лепит глаза снегом то (с) боку досадно закидывает во­ротник шубы на голову и насмешливо треплет меня им по лицу то сзади гудит в какую (нибудь) скважину.

<...> Снег насыпавшийся на воротник и шапку про­скакивал за шею и заставлял меня вздрагивать но мне было <...> тепло в обогретой шубе и др..мота клонила меня.

1. Проведите синтаксический разбор последних предложе­ний 1-го и 2-го абзацев.

2. Объясните расстановку всех знаков препинания. В каком предложении и почему должны быть и двоеточие, и тире?

3. Объясните написание не — ни в словах.

4. Буквы каких орфограмм корня пропущены? Объясните их правописание. Объясните также написание слов со скобка­ми; какие это части речи?

©> 282. Ответьте на вопросы, приведите примеры.

1. Какие типы сложных предложений вы знаете?

2. На какие виды делятся сложносочинённые пред­ложения, сложноподчинённые, бессоюзные?

3. В каких случаях на письме между частями слож­ного предложения употребляется запятая? точка с за­пятой? двоеточие? тире?

4. В каких ещё случаях употребляются перечислен­ные знаки препинания?

©> 283. Запишите под диктовку текст упр. 280.

Поработайте над ошибками и вновь запишите текст под дик­товку, пока результаты не будут положительными.

СТИЛИ РЕЧИ (продолжение)

В жизни широкое применение находят различные деловые документы: заявление, доверенность, рас­писка, протокол, характеристика, договор и др.

Все виды деловых бумаг имеют свою собственную стандартную форму, что облегчает ведение деловой до­кументации. Штамп в официально-деловом стиле — помощник, а не враг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал