Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения характеризуются такими основными особенностями: 1. В предложении выделяются две части. Одна из частей предложения поясняет предшествующую часть, дополняет её или указывает на причину. 2. Первая часть предложения обычно произносится с интонацией предупреждения, с понижением голоса, как бы намекая на незавершённость высказывания; затем следует продолжительная пауза — вторая часть предложения произносится с обычной завершающей интонацией. 3. Основной знак на письме в таких бессоюзных предложениях — двоеточие. □ II: □ • (пауза) 1) Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (И.Крылов) (Ср.:...не злятся, так как (потому что) их повредить она не может красоты — причина.)
2) На другом берегу озера творилось что-то неладное: то и дело шуршала сухая листва, потом раздавался плеск воды... (Г. Скребицкий) (Поясняется, раскрывается, что именно было неладно.) 3) Я верил: он вернётся. (Ср.: Я верил, что он вернётся.) Как видно из примеров, бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения обычно соотносимы со сложноподчинёнными предложениями с союзами потому что (так как), а именно, то есть, что. ©> 268. Прочитайте предложения из произведений А. И. Куприна. Следите за правильной интонацией бессоюзных предложений: понижением голоса в конце 1-й части предложения, паузой и соблюдением заключительной интонации во 2-й части предложения. Определите значение бессоюзных предложений: причинное, поясняющее, дополняющее. В каких случаях двоеточие возможно заменить союзом? Каким? 1) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своём лечебных. 3) Я всмотрелся: там простиралось большое, открытое со всех сторон поле... 4) Купанье не освежало. Лёгкая прохлада чувствовалась лишь при первом погружении в море, но это был самообман: через минуту вода становилась противно тёплой и на ощупь липкой. 5) Странно: этот тихий жалобный голосок пробудил и во мне мистическое предчувствие пробуждающегося страха. Составьте схемы всех бессоюзных предложений, обозначая их основы. Спишите бессоюзные предложения (3-е и 5-е) и разберите их по членам.
©> 269. Выполните задания по тексту упр. 268. Выпишите слова: а) с проверяемыми орфограммами в корне (4—6 глаголов); б) с непроверяемыми (все); в) с чередованием гласных в корне (все). Корни обозначьте. ©> 270. Прочитайте и определите виды сложных предложений. Составьте их схемы. Затем спишите предложения, преобразовав их в бессоюзные. Какие слова исчезнут? Какие знаки надо будет поставить между частями бессоюзного предложения? Учёные утверждают, что льды Северного полюса тают и в этом столетии исчезнут совсем из-за глобального потепления. Исследования показывают, что температура воды непосредственно подо льдом поднимается поразительно быстро. Возможно, на какой-то период года льды будут исчезать, потому что уже сейчас количество льда, дрейфующего из Арктики к побережью Гренландии, сократилось примерно на 40%. (Из газет) ©> 271. Прочитайте, определяя смысловые отношения между частями предложений. Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов. 1) Серпилина б..спокоило вдруг лётчик не успеет по времени засветло в Москву... Только когда справа под крылом прошла Рязань он успокоился между Рязанью и Москвой садиться было некуда. (К. Симонов) 2) Дни были всякие то огнём жгло с сияющей лазури солнце то горами громоздились и раскатывались ужасающим громом тучи то потопами обрушивались на пароход и на море буйные ливни... (И.Гончаров) 3) Всё слилось всё смешалось земля воздух небо превратились в пучину кипящего снежного праха. (С. Аксаков) 4) Наконец пришло долгожданное время зазеленела трава распустились деревья оделись кусты запели соловьи...
(С.Аксаков) 5) Солнце смеётся... Ликует природа! Всюду пр..волье, покой и свобода только у мельницы злится река нет ей простора... (н..) воля горька! (Н.Некрасов) 6) Хлопот Мартышке полон рот чурбан она то понесёт то так то сяк его обхватит то поволочет то покатит... (И. Крылов) 7) А мой совет такой берись за то к чему ты сроден. (И.Крылов) 1. Составьте схемы любых трёх бессоюзных предложений, обозначив их основы. Проведите полный синтаксический разбор одного из этих предложений (см. образец в приложении на с. 283). 2. Составьте таблицу правописания приставок пре-, при-. Какой признак определяет их написание? 3. Приведите примеры написания не с именами существительными. ©> 272. Прочитайте данные предложения, учитывая, что в них пропущены двоеточия. Вспомните, в каких случаях употребляется двоеточие. Спишите, восстанавливая пунктуацию предложений и соблюдая следующий порядок записи: а) предложения с прямой речью; б) предложения с однородными членами после обобщающих слов; в) сложные бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. 1) И молвил он, сверкнув очами «Ребята! Не Москва ль за нами?» (М.Лермонтов) 2) Плохая им досталась доля не многие вернулись с поля. (М. Лермонтов) 3) Всё было серо небо, дым над крышами, самый воздух. (К.Паустовский) 4) Иногда человеку выпадает случай наблюдать чрезвычайное, как-то извержение огнедышащей горы, погубившей цветущие селения, восстание угнетённого народа против всесильного владыки или вторжение в земли родины захватчика... (ПоВ. Яну) 5) Посмотрю на юг нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. (И. Никитин) 6) Ей старик с поклоном отвечает «Смилуйся, государыня рыбка!» (А.Пушкин) 7) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. (А. Пушкин) Объясните расстановку знаков препинания во всех предложениях. Обозначьте обращения. Подчеркните обособленное определение — причастный оборот.
1) В (пол) часа погода успела перемени(т, ть)ся туман расстилавшийся по морю собрался в серые ску(?)ные сырые тучи и закрыл солнце какая (то) печальная изморось сыплется (с) верху и мочит крыши тротуары и солдатские шинели... 2) Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства которое испытывал сам шуточки смехи рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности. 3) Человека четыре... молоденьких офицеров находились в разных углах комнаты один из них подложив под голову какую (то) шубу спал на диване другой стоя у стола резал жаре..ую баранину... 4) Володя был в чрезвычайном восторге ему не приходила и мысль об опасности. 5) Вам не до этих рассказов которые вы долго ещё будете слушать во всех углах России вы хотите скорее идти на бастионы именно на четвёртый про который вам так много и так различ-
но pa..называли. 6) Офицер погонял ямщика казалось ему хотелось как можно скорей приехать. 1. Объясните постановку точки с запятой в 1, 2, 3, 5-м предложениях, составьте схемы этих предложений. 2. Проведите синтаксический разбор 1-го и 4-го предложений (см. образцы на с. 283). 3. Запишите примеры слитного и дефисного написания пол- с именами существительными. ©> 275. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины художника Николая Яковлевича Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» (1960 г.). Полотно о солдатах Великой Отечественной войны живописец создал под впечатлением стихотворения поэта Евгения Винокурова «Москвичи». Прочитайте текст. В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой. А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят. Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой. Друзьям не встать. В округе Без них идёт кино; Девчонки, их подруги, Все замужем давно. Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой, Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой. Опишите свои впечатления от картины, постарайтесь употребить сложные бессоюзные предложения. ЗСП-11. Что (то) бледно (жёлтое) мелькнуло между деревьями. (Кое) где появились лужи. Было вспаха..о уже (пол) поля.
|