Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возьмите на заметку!






Предложение, подобное тому, что приведено в упр. 297, называется периодом (от греч. periodos — обход, круг, круговращение). Это очень распростра­нённое предложение или группа предложений. По со­держанию оно характеризуется единством темы, зна­чительной полнотой и законченностью выражения мысли. По интонации — распадением на две части:


 

. Первая часть произносится с постепен-

но нарастающим повышением голоса (тона), затем сле­дует явно выраженная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса.

Такой интонационный рисунок фразы образует как бы кольцо, круг, так как период открывается и замы­кается одинаковым способом ровного произнесения. В больших периодах повышение-понижение, в свою очередь, подразделяется на части с помощью пауз меньшей продолжительности. Эти части именуются членами периода.

Период широко используется (особенно в классиче­ской литературе) в художественной прозе, в поэзии, в ораторском искусстве, в публицистической речи и придаёт высказыванию ёмкость, изящество, лёгкость восприятия заложенного в нём содержания.


 

Языковые особенности периода: анафора (повтор слова или словосочетания в начальной позиции); лек­сический повтор; обилие синонимической и антоними­ческой лексики; синтаксический параллелизм; тор­жественность, эмоциональность.

©> 298. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова вырази­тельно вслух, предварительно оформив его интонационный рису­нок. Проверьте, правильно ли вы произносите выделенные слова.

Подготовьтесь писать стихотворение по памяти.

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога...

1. Ещё раз вдумчиво прочитайте стихотворение. Как назы­вается такая синтаксическая конструкция? Докажите.

2. Укажите части предложения в составе сложного. Выдели­те знаки препинания, объясняя постановку «необычных» знаков.

3. Найдите: а) распространённое определение, выраженное причастным оборотом; б) обособленное обстоятельство, выра­женное деепричастным оборотом. Объясните, почему распрост­ранённое определение не выделяется запятыми.

4. Поясните лексическое значение слов сага, чело, проверь­те себя по толковому словарику.


 

5. Укажите слова, использованные в переносном значении. Как называется такой литературный приём? Для чего автор ис­пользует этот приём?

6. Выпишите и охарактеризуйте три глагольных и три имен­ных словосочетания.

7. Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в данном тексте?

ЗСП-14. Запишите под диктовку примеры из ЗСП-4, 9, 10, 11, 12.

©> 299. Перепишите строфу из поэмы М. Ю. Лермонтова «Де­мон». Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перед чтением вслух обратите внимание на правильность произноше­ния слов заворожённый, го[с'т']ыть, шелковые (устаревший вариант), ре[с'н']ы^ы, денница (утренняя заря) и др.

Лишь только ночь своим покровом

Верхи Кавказа осенит,

Лишь только мир, волшебным словом

Заворожённый, замолчит;

Лишь только ветер над скалою

Увядшей шевельнёт травою,

И птичка, спрятанная в ней,

Порхнёт во мраке веселей;

И под лозою виноградной,

Росу небес глотая жадно,

Цветок распустится ночной;

Лишь только месяц золотой

Из-за горы тихонько встанет

И на тебя украдкой взглянет, —

К тебе я стану прилетать;

Гостить я буду до денницы

И на шелковые ресницы

Сны золотые навевать...

Как называется данная синтаксическая конструкция? Докажите. Постройте схему этого предложения.

Определите вид придаточных предложений.

Объясните знаки препинания.



 

Найдите обособленные определения, выраженные прича­стным оборотом; обособленное обстоятельство, выраженное дее­причастным оборотом.

Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику.

©> 300. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную ин­тонацию. Докажите, что эти предложения являются перио­дом.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Объясните постановку запятой и тире в 1-м и во 2-м предло­жениях.

1) Как плавающий в небе ястреб давши много кругов сильными крылами вдруг останавливается расплас­танный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-пе­репела, — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хо­рунжего и сразу накинул ему на шею верёвку.

(Н. Гоголь)

2) Если зашумела старая листва под ногой если раскраснелись веточки разные если вербы разверну­лись если заговорили деревья пород ароматом своей ко­ры, — то значит есть в берёзах движение и нечего пор­тить берёзу.

(М. Пришвин)

Составьте схему 1-го предложения.

©> 301. Выполните задания по тексту упр. 300.

1. Сформулируйте орфоэпическое правило по следующей схеме: -тся (-ться) = [цъ]. Пример найдите в упражнении.

2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Ка­ким словариком вы воспользуетесь?

3. Разберите по составу причастия.

4. Проведите морфологический разбор слова нечего.

5. Найдите слово, которое грамматически не связано с чле­нами предложения, не является членом предложения и обозна­чает связь мыслей, их порядок. Как называются такие слова? Как они выделяются на письме?


 

©> 302. Прочитайте стихотворные строки, соблюдая правиль­ное произношение, ударение и правильную интонацию.

Расскажите о каждом из предложений-периодов по плану:

а) интонационное (в устной речи) и пунктуационное (в пись­менной речи) оформление;

б) повторение союзов (союзных слов), порядка слов, форм глаголов-сказуемых;

в) последовательность частей сложного предложения.

1) Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил,

С чем жизнь справляться торопила, — Я всё сюда и заносил.

(А. Твардовский)

2) Но если сам презренной клеветы

Ты про него невидимым был эхом; Но если цепь ему накинул ты И сонного врагу предал со смехом, И он прочёл в немой душе твоей Всё тайное своим печальным взором, — Тогда ступай, не трать пустых речей — Ты осуждён последним приговором.

(А. Пушкин)

3) Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, — Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своём веселии мрачнее,

Тем глуше звон заздравных чаш И песни наши тем грустнее.

(А. Пушкин)

1. Проведите морфемный и словообразовательный разбор глагола заносил.

 

2. В 3-м стихотворном отрывке найдите форму сравнитель­ной степени, которая в наше время не употребляется. А как вы-


 

разить сравнительную степень правильно, в соответствии с со­временными нормами языка?

3. Объясните лексическое значение выделенных слов и вы­ражений без помощи соответствующего словаря.

©> 303. Перед вами три текста. Прочитайте их выразительно. Перепишите, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

1) То за две комнаты от меня быстро прог..ворит что (нибудь) в бреду моя дочь Лида то жена пр..йдёт че­рез залу со свечой и (н..) преме(н, нн)о уронит коробку со спичками то скрипнет ра(с, сс)ыхающ..йся шкаф, или (н..) ожида(н, нн)о загудит горелка в лампе — и все эти звуки почему (то) в..лнуют меня.

(А. Чехов)

2) Я опущусь на дно морское Я пол..чу за обл..ка

Я дам тебе всё, всё земное — Люби меня.

(М. Лермонтов)

3) Бог ты мой, как он обрадовался когда (без) спроса и звука распахнулась настеж(?) тяж., лая дверь кабинета! Когда курносые кеды прыгнули с порога на к..вёр. Когда через ковёр перескочили ноги в синих шт..нах с мета(л, лл)ическими з..клёпками на карма­нах и с крупной красной строчкой по швам. Когда, на­конец, (не) взирая на присутствие в кабинете (не) скольких подч..нё(н, нн)ых, две сильные и цепкие руки обхв..тили его за шею!

(М. Красовицкая)

1. Докажите, что проанализированные вами примеры явля­ются периодами.

2. Определите, какая синтаксическая конструкция повторя­ется в каждом периоде:

а) простые предложения в составе сложносочинённого;

б) простые предложения в составе бессоюзного сложного;

в) однородные придаточные, оформленные как самостоя­тельные предложения.


 

©> 304. Выполните задания по текстам упр. 302 и 303.

1. Проведите фонетический разбор слова стесняется.

2. Объясните дефисное написание слов в 1-м отрывке упр. 303.

3. Выпишите из упр. 303 словосочетание, построенное по схеме «числ. + прилаг. + сущ. в им. п.». Возможно ли употреб­ление прилагательных в родительном падеже?

ЗСП-15. Работали дружно, (н..) жалея сил. (Н..) смолкая шумело море. (Н..) прекло(н, нн)ая воля помогала высто­ять.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал