Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возьмите на заметку!
Предложение, подобное тому, что приведено в упр. 297, называется периодом (от греч. periodos — обход, круг, круговращение). Это очень распространённое предложение или группа предложений. По содержанию оно характеризуется единством темы, значительной полнотой и законченностью выражения мысли. По интонации — распадением на две части:
. Первая часть произносится с постепен- но нарастающим повышением голоса (тона), затем следует явно выраженная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса. Такой интонационный рисунок фразы образует как бы кольцо, круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. В больших периодах повышение-понижение, в свою очередь, подразделяется на части с помощью пауз меньшей продолжительности. Эти части именуются членами периода. Период широко используется (особенно в классической литературе) в художественной прозе, в поэзии, в ораторском искусстве, в публицистической речи и придаёт высказыванию ёмкость, изящество, лёгкость восприятия заложенного в нём содержания.
Языковые особенности периода: анафора (повтор слова или словосочетания в начальной позиции); лексический повтор; обилие синонимической и антонимической лексики; синтаксический параллелизм; торжественность, эмоциональность. ©> 298. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок. Проверьте, правильно ли вы произносите выделенные слова. Подготовьтесь писать стихотворение по памяти. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка; Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студёный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога... 1. Ещё раз вдумчиво прочитайте стихотворение. Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите. 2. Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясняя постановку «необычных» знаков. 3. Найдите: а) распространённое определение, выраженное причастным оборотом; б) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объясните, почему распространённое определение не выделяется запятыми. 4. Поясните лексическое значение слов сага, чело, проверьте себя по толковому словарику.
5. Укажите слова, использованные в переносном значении. Как называется такой литературный приём? Для чего автор использует этот приём? 6. Выпишите и охарактеризуйте три глагольных и три именных словосочетания. 7. Приведите примеры прямого и обратного порядка слов. Для чего, на ваш взгляд, используется обратный порядок слов в данном тексте? ЗСП-14. Запишите под диктовку примеры из ЗСП-4, 9, 10, 11, 12. ©> 299. Перепишите строфу из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Перед чтением вслух обратите внимание на правильность произношения слов заворожённый, го[с'т']ыть, шелковые (устаревший вариант), ре[с'н']ы^ы, денница (утренняя заря) и др. Лишь только ночь своим покровом Верхи Кавказа осенит, Лишь только мир, волшебным словом Заворожённый, замолчит; Лишь только ветер над скалою Увядшей шевельнёт травою, И птичка, спрятанная в ней, Порхнёт во мраке веселей; И под лозою виноградной, Росу небес глотая жадно, Цветок распустится ночной; Лишь только месяц золотой Из-за горы тихонько встанет И на тебя украдкой взглянет, — К тебе я стану прилетать; Гостить я буду до денницы И на шелковые ресницы Сны золотые навевать... Как называется данная синтаксическая конструкция? Докажите. Постройте схему этого предложения. Определите вид придаточных предложений. Объясните знаки препинания.
Найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом; обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику. ©> 300. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную интонацию. Докажите, что эти предложения являются периодом. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой и тире в 1-м и во 2-м предложениях. 1) Как плавающий в небе ястреб давши много кругов сильными крылами вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Н. Гоголь) 2) Если зашумела старая листва под ногой если раскраснелись веточки разные если вербы развернулись если заговорили деревья пород ароматом своей коры, — то значит есть в берёзах движение и нечего портить берёзу. (М. Пришвин) Составьте схему 1-го предложения. ©> 301. Выполните задания по тексту упр. 300. 1. Сформулируйте орфоэпическое правило по следующей схеме: -тся (-ться) = [цъ]. Пример найдите в упражнении. 2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Каким словариком вы воспользуетесь? 3. Разберите по составу причастия. 4. Проведите морфологический разбор слова нечего. 5. Найдите слово, которое грамматически не связано с членами предложения, не является членом предложения и обозначает связь мыслей, их порядок. Как называются такие слова? Как они выделяются на письме?
©> 302. Прочитайте стихотворные строки, соблюдая правильное произношение, ударение и правильную интонацию. Расскажите о каждом из предложений-периодов по плану: а) интонационное (в устной речи) и пунктуационное (в письменной речи) оформление; б) повторение союзов (союзных слов), порядка слов, форм глаголов-сказуемых; в) последовательность частей сложного предложения. 1) Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила, — Я всё сюда и заносил. (А. Твардовский) 2) Но если сам презренной клеветы Ты про него невидимым был эхом; Но если цепь ему накинул ты И сонного врагу предал со смехом, И он прочёл в немой душе твоей Всё тайное своим печальным взором, — Тогда ступай, не трать пустых речей — Ты осуждён последним приговором. (А. Пушкин) 3) Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, — Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своём веселии мрачнее, Тем глуше звон заздравных чаш И песни наши тем грустнее. (А. Пушкин) 1. Проведите морфемный и словообразовательный разбор глагола заносил. 2. В 3-м стихотворном отрывке найдите форму сравнительной степени, которая в наше время не употребляется. А как вы-
разить сравнительную степень правильно, в соответствии с современными нормами языка? 3. Объясните лексическое значение выделенных слов и выражений без помощи соответствующего словаря. ©> 303. Перед вами три текста. Прочитайте их выразительно. Перепишите, соблюдая правила орфографии и пунктуации. 1) То за две комнаты от меня быстро прог..ворит что (нибудь) в бреду моя дочь Лида то жена пр..йдёт через залу со свечой и (н..) преме(н, нн)о уронит коробку со спичками то скрипнет ра(с, сс)ыхающ..йся шкаф, или (н..) ожида(н, нн)о загудит горелка в лампе — и все эти звуки почему (то) в..лнуют меня. (А. Чехов) 2) Я опущусь на дно морское Я пол..чу за обл..ка Я дам тебе всё, всё земное — Люби меня. (М. Лермонтов) 3) Бог ты мой, как он обрадовался когда (без) спроса и звука распахнулась настеж(?) тяж., лая дверь кабинета! Когда курносые кеды прыгнули с порога на к..вёр. Когда через ковёр перескочили ноги в синих шт..нах с мета(л, лл)ическими з..клёпками на карманах и с крупной красной строчкой по швам. Когда, наконец, (не) взирая на присутствие в кабинете (не) скольких подч..нё(н, нн)ых, две сильные и цепкие руки обхв..тили его за шею! (М. Красовицкая) 1. Докажите, что проанализированные вами примеры являются периодами. 2. Определите, какая синтаксическая конструкция повторяется в каждом периоде: а) простые предложения в составе сложносочинённого; б) простые предложения в составе бессоюзного сложного; в) однородные придаточные, оформленные как самостоятельные предложения.
©> 304. Выполните задания по текстам упр. 302 и 303. 1. Проведите фонетический разбор слова стесняется. 2. Объясните дефисное написание слов в 1-м отрывке упр. 303. 3. Выпишите из упр. 303 словосочетание, построенное по схеме «числ. + прилаг. + сущ. в им. п.». Возможно ли употребление прилагательных в родительном падеже? ЗСП-15. Работали дружно, (н..) жалея сил. (Н..) смолкая шумело море. (Н..) прекло(н, нн)ая воля помогала выстоять.
|