Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому
смыслу и вкусу, 3 но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (В. Белинский) 216
1. Повествовательное, невосклицательное. 2. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. в ч ё м? кому? 3. [ ], (что), но [... тем], (кто).
©> 293. Спишите предложения, объясните знаки препинания. Распределите сложные предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы предложений. Прочитайте предложения выразительно вслух. 1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пуш кин) 2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Э.Казакевич) 3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К.Федин) 4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой) 5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький) 6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский) 7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)
1. Найдите в упражнении слова, записанные далее в транскрипции, прочитайте их вслух правильно; сопоставьте в них звуки и буквы: и'иэв'йлъс'], [ч'уству^ьцъ]. 2. Проведите устный морфологический разбор 2—3 подчинительных союзов. 3. Найдите слова с нулевым окончанием. Что оно обозначает в каждом конкретном случае? Укажите также слова, не имеющие окончаний. О чём свидетельствует отсутствие окончания? 4. В 1-м и во 2-м предложениях подчеркните грамматические основы. 5. Составьте схему 6-го предложения. ЗСП-13. Река была как стеклящая. Песча..ые берега радовали глаз. Где (то) увлечено пели песню. 294. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая квадратные скобки и заменяя обозначение звуков буквами. Составьте схемы сложных предложений. Роковой день наступил наконец. Положено было чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. 0[Tj'acT] был назначен в [дв']енадцать ч[иэ]сов. За четверть часа до срока приш[о]л Берсенев. Он пол[а]гал что застан[ь]т у Инсарова его с[аа]течественников которые захотят его проводить; но они уже все вперёд уехали, уехали та[г]же... две таинственные личности они служили свидетелями на свадьбе Инсарова... В комнат[ь] уже всё было прибр[ъ]но чемодан, перевязанный верёвкой стоял на полу и Берсенев задумался много воспом[и]наний прошло у него по душе. [двенадцать ч[иэ]сов давно пробило и []'иэ]мщик уже привёл лошадей хотя «молодые» всё ещё не [з'иэ]влялись. Наконец послышались торопливые шаги на ле[с'н'ицъ] и Елена вошла в сопр[ъва]ждении Инсарова и Шубина. У Елены глаза были красны она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было
[т'ьжыэ]ло. Елена уже больше недели не вид[ь]ла Берсенева в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить вскрикнула Вы! благодарствуйте и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало [та]мительное молчание. Что могли сказать эти три человека что [ч'уств]овали эти три сер[ц]а? Шубин понял необходимость живым звуком словом пр[ь]кр[а]тить это томление. (По И. Тургеневу) Подготовьтесь к выразительному чтению текста: сделайте необходимые произносительные пометы, особенно в выделенных словах, проверив себя по орфоэпическому словарику; обозначьте паузы, логическое ударение, повышение-понижение голоса. ©> 295. Выполните задания по тексту упр. 294. 1. Укажите предложение с прямой речью; объясните выбор знаков препинания; составьте схему этого предложения. 2. Сравните лексическое и грамматическое значения слов лежащий — лежачий. 3. Что изменится, если переставить ударение в слове сердца на последний слог? Какую роль русского ударения иллюстрирует данный пример? Приведите аналогичные примеры. ©> 296. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схему сложного предложения с разными видами синтаксической связи. На самом краю оврага нач..нае(т, ть)ся едва приметная дорожка, буд(то) выходящая из земли; она ведёт между кустов вдоль по берегу рытвины и (на) конец, (с, з)делав ещё несколько извилин, и(?)чезает в глубокой яме, как уж в своей норе... га(л, лл)ерея, обращё(н, нн)ая к оврагу, име..т особе(н, нн)ое устройство: несколько сажен* она идёт отлогим скатом, потом вдруг поворачивает (на) право, и горе любопытному, который (н..) осторожно пусти(т, ть)ся по этому новому напр..влению; она оканчива..(т, ть)ся обрывом или, луч-
ше сказать, поворачивает вертикально (в) низ: * должно* надея(т, ть)ся на твёрдость ног своих, чтоб спрыгнуть туда; как (н..) говори —* две сажени* (н..) шутка; но тут оканчиваю(т, ть)ся все и(с, сс)ку(с, сс)твенные пр..пя..ствия; она идёт (на) зад, п..р..(л, лл)ельно верхней своей части и в одной с нею вертикальной плоскости, потом скл..няе(т, ть)ся (на) лево и впадает в широкую круглую залу, куда так (же) примыкают две другие; эта зала устлана камнями, имеет в стенах* своих четыре впадины в виде нишей; (по) середине один чет- вероугольный столб по(д, дд)ерживает глиня(н, нн)ый свод её, довольно и(с, сс)ку(с, сс)но образова(н, нн)ый; среди глубокого безмолвия этой залы слышно иногда журчание воды: то светлый, холодный, но маленький ключ(?), который, выходя из отверстия в стене, про- б..рае(т, ть)ся вдоль по ней и наконец, скрываясь в другом отверстии, обложе(н, нн)ом камнями, исчезает*; немолчный ропот беспокойных струй оживляет это мрачное жилище ночи, как песни* узника* оживляют безмолвие темницы. (По М. Лермонтову) 1. Знаки препинания, отмеченные значком *, являются авторскими. Какие знаки, по вашему мнению, следовало бы поставить по современным правилам пунктуации? Попробуйте обосновать позицию писателя. Укажите предложение, в котором запятая ставится одновременно по двум правилам. 2. Выпишите выделенные слова. В чём их необычность с точки зрения современного русского языка? Объясните. 3. Прочитайте слова, отмеченные значком *. Назовите те из них, которые: а) допускают двоякое произношение в рамках нормы; б) разрешается произносить только так, а не иначе. ©> 297. Прочитайте текст JI. Н. Толстого, предварительно обозначив повышение-понижение голоса, паузы, логическое ударение. Какая основная мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств? Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. 1. Проведите синтаксический разбор сложного предложения; в чём особенность его строения? Составьте схему этого предложения. 2. Постарайтесь объяснить, почему одновременно используются запятая и тире в этом фрагменте.
|