Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе по- знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.). II. Развитие мышления Обсуждение —Назовите виды мышления. —Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень —Какие логические операции вы знаете? —Приведите примеры математических заданий для каждой Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: • наглядно-действенное; • наглядно-образное; • словесно-логическое.
III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение —Что включает понятие «память»? —Предложите детям математическое задание на развитие памяти. —Как активизировать внимание детей при формировании элементарных математических представлений? —Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия. Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»). Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи —Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка? —Что дает математическое развитие для развития речи ребенка? Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка: • обогащение словаря (числительные, пространственные • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»); • формулировка ответов полным предложением; • логические рассуждения. Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется. V. Развитие специальных навыков и умений — Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений? На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др. \1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение —Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития? —Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников? —Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ? —Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей? Значение познавательного интереса: • активизирует восприятие и мыслительную деятельность; • расширяет кругозор; • способствует умственному развитию; • повышает качество и глубину знаний; • способствует успешному применению знаний на практике; • побуждает самостоятельно приобретать новые знания; • меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной); • оказывает положительное влияние на формирование личности; • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой); Пути возбуждения интереса к математике: • связь новых знаний с детским опытом; • открытие новых сторон в прежнем опыте детей; • игровая деятельность; • словесное возбуждение; • стимуляция. Психологические предпосылки интереса к математике: • создание положительного эмоционального отношения к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям. Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП: • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»); • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.); • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.); • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
|