Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О запрете на повторную выездную проверку
Налоговый кодекс РФ допускает проверку уже проверенного периода по конкретному налогу в нескольких случаях. Приведем их. 1. Повторная выездная проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Это проверка по тем же налогам за тот же период, которая может быть назначена по следующим основаниям: - в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. Она проводится вышестоящим налоговым органом.
Обратите внимание! Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.03.2009 N 5-П рассмотрел вопрос о правомерности назначения повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа в ситуации, когда в отношении решения по итогам первичной проверки уже принят судебный акт. Судьи пришли к выводу, что проведение такой проверки не соответствует Конституции РФ, поскольку в результате может быть вынесено решение, которое противоречит действующему судебному акту (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2009 N 1449-О-Р);
- в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к уменьшению. При условии, что ранее период, за который представлена декларация, уже проверялся в ходе выездной проверки. Такая проверка проводится налоговым органом, который проводил предыдущую выездную проверку (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако есть судебные решения, в которых признано правомерным проведение повторной выездной проверки и новым налоговым органом, в который налогоплательщик представил уточненную декларацию (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 N А58-2053/08-0325-Ф02-6772/08). При назначении повторной проверки трехлетний период отсчитывается от года, в котором принято решение о ее проведении (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). При этом неважно, что раньше проверка по налогу за соответствующий период или его часть уже проводилась (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2008 N Ф04-1428/2008(1539-А46-26) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.06.2008 N 7463/08 N А46-6239/2007)).
Например, предположим, что в нашем примере Управление ФНС России по г. Москве в рамках контроля за деятельностью ИФНС России N 55 по г. Москве назначило повторную проверку организации " Альфа" по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. Как видим, период повторной проверки пересекается с периодом проверки ИФНС России N 55 по г. Москве. Нарушения нет.
Добавим, что налоговики при повторной проверке не вправе привлекать вас к ответственности за новые правонарушения, которые не выявила первичная выездная проверка. Исключение - ситуация, когда проверяющие установили, что в ходе первой проверки налогоплательщик и налоговики состояли в сговоре. 2. Выездная проверка ранее проверенного налога допускается и в случае реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика. Дело в том, что в такой ситуации проверка проводится независимо от предмета предыдущей проверки. При этом налоговики могут проверить период в пределах трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией (п. 11 ст. 89 НК РФ). 3. Запрет на новую проверку по ранее проверенному налогу за тот же период касается только тех ситуаций, когда в первый раз проводилась выездная проверка. Тот факт, что налоговики проводили камеральную проверку, значения не имеет (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2008 N А52-5071/2007, ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1276). 4. Выездная проверка не будет повторной, если налоговый орган по одному налогу и за один период сначала провел самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства, а затем выездную проверку организации в целом. Или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 N А56-27517/2008).
|