Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации к выполнению работы
При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Особое внимание обратите при рассмотрении принципов, законов и закономерностей на материал учебников Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.; Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с.
Занятие 4.
Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
План
- Раскройте сущность содержания образования.
- Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
- Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
- Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
- Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.
- Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
- Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.
- Рассмотрите компоненты, выделяемые в Государственном стандарте общего среднего образования. Раскройте, каким образом они отражены в учебных планах и учебных программах.
- Выявите особенности базисного, типового учебных планов и учебного плана общеобразовательной средней школы.
- Раскройте, в чем состоит сущность и назначение учебной программы. Проанализируйте различные способы построения учебных программ. Выявите сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения.
- Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований.
Практическая часть.
- Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.
- Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).
3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.
- Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с., [1] с. – (Высшее профессиональное образование).
- Заполните таблицу «Способы построения учебных програм»
| Линейный
| Концентрический
| Спиралеобразный
| Достоинства
|
|
|
| Недостатки
|
|
|
| Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2001.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
- Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / Под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. – в 2-х ч. – М., 1992.
- Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М., 2001.
- Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с., [1] с. – (Высшее профессиональное образование).
- Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
- Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-ое изд. – М., 2000.
- Логвинов И.И. На пути к теории обучения. – М., 1999.
- Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
- Подласый И.П. Педагогика. Ч. 2. – М., 1999.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М., 2001.
- Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
- Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. – М., 1981.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.
|