Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деление недействительных сделок на ничтожные и оспоримые. Дополнительных неблагоприятных последствий (а именно дополнительные неблагоприятные имущественные последствия отличают санкцию как меру ответственности1).
дополнительных неблагоприятных последствий (а именно дополнительные неблагоприятные имущественные последствия отличают санкцию как меру ответственности1). При осуществлении реституции исполняется лишь реституционное обязательство, возникшее из фактического состава, состоящего в совершении недействительной сделки и произведении исполнения по ней. Такое обязательство может быть исполнено как в добровольном, так и в принудительном порядке. Таким образом, обязанность вернуть исполненное по недействительной сделке ничем не отличается от любой другой гражданско-правовой обязанности. Более того, по общему правилу обязанность вернуть исполненное возникает не только у лица, виновного в совершении недействительной сделки, но и у другого лица, добросовестно вступившего в соответствующие отношения. Поэтому говорить о реституции как о мере ответственности и по этой причине было бы некорректным. Интересно в этом смысле, что С.Н. Братусь считал юридической ответственностью только принудительное осуществление реституции2. Добровольное исполнение обязанности восстановить прежнее положение он не относил к мерам юридической ответственности. Тем более не могло, по его мнению, считаться юридической ответственностью признание сделки ничтожной8. 1 Данное понимание санкции содержится в трудах ряда ученых. 2 Это согласуется с общей концепцией С.Н. Братуся, согласно которой юридическая ответственность характеризуется не дополнительными обременениями, а государственным принуждением к исполнению любой обязанности, даже если она не связана с дополнительными обременениями. Не соглашаясь с этой концепцией, мы поддерживаем С.Н. Братуся в том, что реституция как таковая не обязательно является мерой гражданско-правовой ответственности. 8 См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М.: Городец, 2001. С. 138. На наш взгляд, реституцию можно отнести не к'мерам ответственности, а к более широкому понятию мер Защиты гражданских прав. Это согласуется и с рядом теоретических исследований, посвященных концепции мер защиты1, а также соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, в котором применение последствий недействительности сделок прямо отнесено к одному из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Двусторонняя реституция стоит в одном ряду с виндикацией и неосновательным обогащением: во всех трех случаях имущественная сфера лица, передающего имущество другому лицу, не терпит дополнительных обременении: у него лишь изымается то, что не могло входить в состав имущества этого лица. Об ответственности участников недействительной сделки можно говорить только при применении иных последствий признания сделки недействительной: односторонней реституции и взыскания убытков.
|