Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деление недействительных сделок на ничтожные и оспоримые. Иска к требованиям обязательственно-правового характера из неосновательного обогащения, а в некоторых случаях — из причинения вреда»1.
иска к требованиям обязательственно-правового характера из неосновательного обогащения, а в некоторых случаях — из причинения вреда»1. В свете изложенного становится ясным, что возможность замены индивидуально-определенной вещи денежным эквивалентом при утрате стороной сделки самой вещи означает предусмотренную законом возможность изменения требования в рамках одного искового производства. Другими словами, собственник индивидуально-определенной вещи, подающий иск о реституции, первоначально заявляет требование о виндикации, которое при невозможности его удовлетворения в силу отсутствия индивидуально-определенной вещи трансформируется в требование о неосновательном обогащении -о возврате денежного эквивалента. Для того, чтобы получить этот эквивалент, лицо должно доказать свое право собственности на утраченную индивидуально-определенную вещь. Денежным эквивалентом является рыночная стоимость имущества, а не та цена, которую приобретатель вещи получил в результате ее отчуждения. Отчуждение вещи по цене ниже ее рыночной стоимости, использование ее не по прямому назначению может касаться только самого лица, которое получило вещь по недействительной сделке. Поэтому стоимость вещи - это та стоимость, которую представляла собой вещь в момент ее передачи другой стороне недействительной сделки. В том случае, когда по недействительной сделке передается вещь, определенная родовыми признаками, заявляемое требование о реституции по своей правовой природе является разновидностью кондикционного иска, то есть иска лица, за счет которого произошло обогащение, к лицу, которое неосновательно обогатилось за его счет. Вывод: Реституционное требование по своей правовой природе является либо виндикационным требованием, либо требованием о возврате неосновательного обогащения. Если по недействительной сделке передана индивидуально-определенная вещь, то требование о реституции носит виндикационный характер. Его особенность заключается в неприменении норм об ограничении виндикации. Все остальные правила о виндикации; о необходимости доказать право собственности, о расчетах по убыткам, доходам, затратам - применяются к реституционному требованию. Виндикационное требование может быть трансформировано в требование о возврате неосновательного обогащения, если вещь невозможно истребовать в натуре и потому истребуется денежный эквивалент. Если по недействительной сделке передана вещь, определенная родовыми признаками (в том числе н деньги), то требование о реституции носит кондикционныи характер. К нему субсидиарно применяются все положения о неосновательном обогащении.
|