Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №2. Сопровождение как основная стратегия деятельности педагога-психолога в специальном образовании. Основные направления сопровождения.
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10—15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопр-ние развития в общеобраз-ой школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения. Центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения — это структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения. Концепция сопровождения разработана Е.И. Казаковой (95-01). Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения: —опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования; —опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.); —многолетняя работа ПМПК и комиссий для детей с проблемами в развитии; —разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений; —исследования различных крупных вузовских научных центров; —реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся — опытно-экспериментальная и инновационная работа разных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги. Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка. Следует различать понятия: процесс сопровождения; метод сопровождения; служба сопровождения. Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: —диагностика сущности возникшей проблемы; —информация о сути проблемы и путях ее решения; —консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; — первичная помощь на этапе реализации плана решения. Основные принципы сопровождения ребенка: · рекомендательный характер советов сопровождающего; · приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); · непрерывность сопровождения (процесс заканчивается, когда проблема решена). · мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; · стремление к автономизации –независимость организации сопровождения, индивидуальное сопровождение в ДОУ и системное сопровождение. Индивидуальное сопров-е направлено на создание условий для выявления детей группы риска. Системное – направленно на участие в работе ОУ (образовательные учреждения), выработка концепции: что сделать, чтобы создать благоприятные условия для развития детей. А также направлены на создание профилактико-коррекционных программ, на преодоление проблем характерных для многих детей («Дети и наркотики», «Дети улицы» и т.д.) Служба сопровождения в Санкт - Петербурге.(3 уровня): 1 уровень — образовательное учреждение (ОУ). Как правило, в ОУ службой сопровождения является ПМПк. Эту службу представляют психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалисты, работающих в ОУ. Главная задача данных служб в ОУ: —защита прав и интересов ребенка; —массовая диагностика по проблемам развития; —выявление групп детей, требующих внимания специалистов; —консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей, родителей; —групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам. 2 уровень - районные службы сопровождения. Это ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают ПМПК. 3 уровень — это все городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы: —научные профессиональные учреждения и ВУЗы; —Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-центров; —городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК). Этот уровень обеспечивает: 1) разработку стратегии развития службы сопровождения; 2) разработку нормативно-правовой базы; 3)обучение кадров; 4) информированность. Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы. 1.Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной «группы риска». 2. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «группы риска». Индивидуальная диагностика проблем детей. 3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей. 4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении. На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях: —выявление проблем в ходе массовой диагностики; —обращение родителей за консультациями; —обращение педагогов, администрации детского дома, школы; —обращение самого ребенка по поводу проблем; —обращения др. детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо р-ка; —обращения специалистов других социальных служб. Вопрос №3. Теоретические основы деятельности педагога-психолога в специальном образовании.(лекция) Основатель Выготский. В системе спец. образования – психолог будет решать задачи в рамках спец. психологии. Цель его деятельности – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в социальной среде, на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, необходимо разработать адекватные коррекционные мероприятия. Задачи: · Определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком; · Прогнозирование развития ребёнка и возможности обучения на основе выявленных особенностей развития; · Реализация собственно психолого-развивающей коррекционной работы, на протяжении всего образовательного процесса. Принципы деятельности спец.психолога: Ø Теоретико-методологического позиционирования психолога; Ø Единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности; Ø Принцип структурно-динамической целостности; Ø Принцип терминологической адекватности; Ø Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребёнка в образовательной среде; Ø Приоритетность образовательных задач; Ø Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога; Ø Этические принципы + принципы профессиональной компетенции.
|