![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 5. Современные подходы к понятию психологического диагноза.
Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана главным образом с проведением психологического обследования, диагностикой развития ребенка и составлением программы помощи. Центральное место в этой области занимают понятия психологического диагноза. Понятие психологического диагноза имеет непростую историю и до сих пор неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психологии термин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака. В зарубежной психологии и психометрии данное понятие является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятельного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как «идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов». Такое понимание психологического диагноза широко распространилось и в отечественных работах. Вместе с тем такое понимание психологического диагноза не может расцениваться как адекватное задачам консультативной практики, возникающим по поводу широкого круга проблем детского развития. Остановимся поэтому на ином — содержательном — подходе к построению понятия психологического диагноза, предпосылки которого были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д. Б. Элькониным, Л.А. Венгером и другими отечественными учеными. В работах, посвященных детскому развитию, Выготский первым в отечественной науке поставил вопрос о сущности и специфике психологического диагноза как диагноза развития. Материалы для острой постановки этого сложного вопроса дала практика педологического консультирования, начавшая активно развиваться в нашей стране в 20-х гг. XX в. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: тенденцию к подмене психологического диагноза медицинским и склонность к чисто эмпирическому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка (последнюю Выготский называл «пересказом жалоб» языком научной терминологии). Эти тенденции Выготский в равной мере считал неправомерными и опасными. Он отвергал редукционистский путь в решении вопроса о психологическом диагнозе, подчеркивая, что этот вопрос с самого начала может и должен быть методологически правильно поставлен. Такая постановка означала опору на четкую возрастную периодизацию, на закономерности «всей последовательности хода детского развития», ориентацию на тщательный учет «всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии». С этой точки зрения недостаточно выявить симптоматику, представить психологический статус, «определить уровень и характер развития, который достигнут ребенком на настоящий момент». Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих симптомов или фактических данных. Поэтому единственно эффективный путь построения психологического диагноза Выготский видел в квалификации данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. Подчеркнем, что в сферу психологического диагноза развития Выготский включал не только позитивную характеристику уровня психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, но также характеристику совокупности условий, его определяющих. Таким образом, даже в случае аномалий развития в центре психологического диагноза ребенка оказывались не его негативные или болезненные проявления, а достигнутый ребенком при определенной системе условий уровень развития: «Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности». Если суммировать данные представления о психологическом диагнозе и попытаться кратко выразить их на языке современной возрастной психологии, то содержание диагностического заключения о развитии ребенка будет включать в себя следующие базовые компоненты: 1) общую оценку психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития (как в сфере познавательного, так и в сфере личностного развития); 2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности в целом, так и разных сторон его психической деятельности; 3) психологическую квалификацию характера и степени установленных психологических проблем ребенка. Особое место в ходе построения психологического диагноза, по Выготскому, занимает также выявление каузально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования — так называемый этиологический диагноз. Очевидно, что при таком понимании психологического диагноза психолог в ходе обследования ребенка стремится к получению действительно содержательной картины его развития, включающей характеристику наиболее существенных для данного конкретного возраста показателей. Таким образом, диагноз возрастного развития по своей сути не может быть аналогом медицинского диагноза и не имеет ничего общего с действительно опасным «наклеиванием ярлыков». Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к психологическому диагнозу еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития, но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса». Данное требование означает прежде всего необходимость исследования особенностей обучаемости ребенка в ситуации специально организованного сотрудничества со взрослым, но не исчерпывается этим. Для возрастно-психологического анализа не менее важно обнаружить признаки начальных проявлений различных мотивационных и инструментальных образований (например, складывающихся характерологических особенностей у старшего дошкольника), которые в полную меру заявляют о себе лишь на последующих этапах онтогенеза, в результате структурных изменений строения сознания и личности ребенка на рубеже возрастных эпох. Т.О. Важный этап психодиагностической работы психолога — формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами — психологический диагноз. Это центральный, по определению Л. С. Выготского, узловой этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз — профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Подчеркнем еще один важный момент: знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей — воспитателей, учителей, родителей, детей, — его прежде всего нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным.
Вопрос №6. Понятие и содержание психологического консультирования как одного из направлений деятельности педагога-психолога в специальном образовании. В широком смысле Психологическое консультирование— это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации. Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции " личность — личность". Цель этого взаимодействия — помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Психологическое консультирование — это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.
|