![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суй против Когурё – малоизвестные подробностиСтр 1 из 8Следующая ⇒
А. Пастухов 1. Предисловие1 2
Поднебесная 3 горела. Казалось, первобытный хаос Хундунь 4 готов вновь заполонить окружающее пространство, высвобожденное из невероятной мешанины пяти первоэлементов 5 героическими усилиями пяти великих императоров древности 6. Империя Восточная Хань 7, раздираемая внутренними противоречиями, пала под ударами повстанческих отрядов «Желтых повязок», возглавляемых тремя братьями Чжан – последователями тайной даосской секты «Тайпиндао» 8. Начавшись в 184 г. при слабом императоре Лин-ди 9, восстание малочисленной вначале секты быстро набрало силу, расширило свою социальную базу и смело одряхлевшие институты государственной власти. Император превратился в лишенную власти куклу, укрытую от реальной жизни и власти за толстыми стенами Лояна 10. Китайский автор 14 в. Ло Гуанчжун 11 в своем «Троецарствии» писал об этом времени: «Они распространяли слухи, что Синему небу скоро конец, что на смену ему придет Желтое небо, и что в первом году нового цикла в Поднебесной воцарится Великое благоденствие» Невероятно, но факт: маги братья Чжан удивительно точно предсказали будущее – Синему небу, действительно, пришел конец. Над Поднебесной занималась Желтая заря… Братья Чжан не успели воспользоваться плодами своих побед – частные войска-«буцюй» 12 нескольких ханьских полководцев разгромили повстанческие отряды. Однако возвращать власть законному представителю рода Лю победившие военачальники не спешили. В мутной воде лужи, оставшейся на месте бурлящего потопа народной войны, удобно было вылавливать не только чины и звания «за спасение императорского дома», но и выкраивать земли для своих личных уделов. Страна вступала в эпоху Троецарствия 13. Союзы с варварскими племенами были характерны во времена седой древности, когда древнекитайская народность хуася 14 еще не вполне сложилась. Но, начиная со времен Цинь 15 и Хань 16, использование инородцев в качестве военной силы в междоусобицах было прочно забыто, а китайцы, волею случая или же добровольно оказывавшиеся среди кочевников и начинавшие служить им, признавались изгоями и преступниками 17. Но гибель династии разрушила эту традицию. И вот уже в начале третьего века по христианскому летоисчислению многие китайские феодалы начинают использовать вооруженную силу кочевых племен (или, как позднее называли их калмыцкие певцы-джангарчи, 18 – «желтых богатырей») в своих целях. Так, братья Юань Си и Юань Шан, будучи не в состоянии противостоять Цао Цао 19, бежали в земли ухуаней 20 и подговорили их правителя Чо выступить против могущественного диктатора. В дальнейшем, проиграв сражение среди гор Байланшань 21, братья бежали в Ляодун 22, где намеревались получить помощь от тамошнего наместника Гунсунь Кана и племен е и мэк 23. Закрепившийся в Силяне 24 (территории Ордоса и Ганьсу) род Ма вел борьбу с Цао Цао за столицу Западной Хань – город Чанъань, и даже смог нанести ему поражение с помощью воинов тибетских племен цян 25. Упоминаются отряды цянов по 20000 воинов. Не отставал и сам род Цао, правящий в северном царстве Вэй. В 223 г. вэйский Цао Пэй «направил» цянского князя Кэбинена в земли далекого Шу, где закрепились потомки правящего рода Хань – Лю Бэй и его семейство. Да и сам род Лю использовал тех же цянов (на этот раз князя Мидана) против Вэй… «Желтые богатыри» хлынули на равнины Поднебесной подобно водам другой желтой силы – великой реки Хуанхэ, прорвавшей свои дамбы. Долгие годы бескрайние равнины Северного Китая и Манчжурии раздирали войны между ордами киданей 26, жуаньжуаней 27, сяньби 28 и прочих кочевых народов, «имя которым – Легион». Слабая империя Цзинь 29, провозглашенная в 265 г. вэйским полководцем Сыма Янем, не могла противостоять напору кочевников. Создавались и рушились империи, где у кормила власти стояли потомки степных завоевателей, а эксплуатируемую и бесправную массу трудящегося населения и мелкого чиновничества составляли собственно «черноголовые». Сокращались площади обрабатываемых земель, приходили в упадок ремесла, распространялся буддизм 30, обещавший измученному постоянными превратностями судьбы человеку выход из этого океана бедствий. Вот что писал великий поэт Бо Цзюйи 31:
«… Обернулся, гляжу – в этой маленькой деревеньке На каждый десяток восемь-девять дворов в нужде… Только греются тем, что жгут в лачугах репейник, И печально сидят всю ночь, дожидаясь дня…» (Бо Цзюйи, «В жестокую стужу в деревне», перевод Л. Эйдлина)
«… Все дочиста с поля ушло в уплату налога. Зерно подбираю – хоть так утолить бы голод…» (Бо Цзюйи, «Я смотрю, как убирают пшеницу», перевод Л. Эйдлина)
«… Заложены туты, продано поле, внесена тяжелая подать. Ну а дальше – одежду и пищу где найдет разоренный крестьянин? …» (Бо Цзюйи, «Дулинский старик», перевод Л. Эйдлина)
В то же самое время положение чиновников было совершенно иным:
«…Ведь в жизни ни разу я сам не пахал, не сеял. А все ж получаю казенные триста даней 32 До нового года зерна у меня в избытке…» (Бо Цзюйи, «Я смотрю, как убирают пшеницу», перевод Л. Эйдлина)
Усиление эксплуатации крестьян, противоречия между феодалами и императорским двором, отсутствие свободного фонда земель для раздач военным и гражданским слугам Сына Неба, делали государственные новообразования Северного Китая крайне непрочными. Некоторые из них существовали менее 20 лет. Страна нищала, численность населения после эпохи Троецарствия сократилась в 3, 5 раза, войны становились все более затяжными, а разоренный до предела народ с тоской вспоминал времена величия державы Хань…
|