Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1. Суй – китайская династия, правившая в 581-618 гг.






 

1. Суй – китайская династия, правившая в 581-618 гг.

2. Когурё – древнее корейское царство, существовавшее в 37 г. до н.э. – 668 г. на территории современной Северной Кореи и Манчжурии и павшее в борьбе с китайской династией Тан.

3. Поднебесная (кит. Тянься) – традиционное для дальневосточных культур название обитаемой части земли со Срединным Царством (Китаем) во главе.

4. Хундунь – по представлениям китайской натурфилософии первоначальное состояние Вселенной, когда основные элементы мироздания находились в хаотическом беспорядке. Предшествовало оформлению Поднебесной.

5. Пять первоэлементов (кит. Усин) – дерево, огонь, земля, металл и вода, согласно китайским натурфилософским представлениям, составляющие основу всей Вселенной.

6. Пяти великих императоров древности (кит. У ди) – согласно версии Сыма Цяня, изложенной в «Ши цзи», это легендарные властители Поднебесной Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь, обеспечившие формирование приспособленного к проживанию человека ландшафта Китая в тяжелой борьбе с силами стихий. По традиции, годы правления этих императоров относятся к третьему тысячелетию до н.э.

7. Восточная Хань (кит. Дун Хань), также Поздняя Хань (кит. Хоу Хань) – государство в Китае, созданное в 23 г. в результате кровопролитной междоусобной войны потомками правящего императорского рода Лю после падения в 9 г. империи Западная (Си) или Ранняя (Цянь) Хань, и павшее в результате описываемых в статье событий в 220 г.

8. Тайпиндао (Путь Небесного Благоденствия) – секта в религиозном даосизме (синкретическая китайская религия, возникшая в I н.э.), существовавшая на протяжении всей китайской истории и неоднократно возглавлявшая народные восстания, носившие религиозно-мистическую окраску.

9. Сяо Лин-ди Хун – император Восточной Хань из рода Лю, правивший в 168 – 188 гг. Находился под сильным влиянием придворных группировок, боровшихся за власть в условиях усилившихся центробежных тенденций в феодализирующемся китайском обществе.

10. Лоян – столица династии Восточная Хань. После падения династии Западная Хань двор, в соответствии с китайскими геомантическими традициями и с учетом реальной политической обстановки, переехал в Лоян, расположенный в восточной части Китая, из Чанъани, расположенной в его западной части.

11. Ло Гуанчжун (около 1300 – 1370 гг.) – китайский автор, живший в эпоху Юань (1271-1368). На основе исторических хроник и народных повествований создал роман-эпопею «Троецарствие», описывающее противоборство царств Вэй, Шу и У, созданных в III в. феодальными группировками на развалинах империи Восточной Хань.

12. Буцюй (кит. «домашняя стража») – вооруженные формирования китайских феодалов в конце правления династии Восточная Хань.

13. Троецарствие (кит. Саньго Шидай) – период с 220 г. по 265 г., когда территория Китая была разделена на три враждующих между собой царства Вэй (Северо-Восточный Китай), Шу (Юго-Западный Китай) и У (земли южнее реки Янцзы). Закончился объединением страны в 265-280 гг. под властью династии Цзинь.

14. Хуася (кит. «цветущее лето») – древнее образное самоназвание китайского народа. Этимологически связано с преданиями о периоде процветания первого китайского государства Ся (букв. Лето).

15. Цинь – династия, правившая в Китае в 221-207 гг. до н.э.

16. Хань – общее название периода правлений династий Западная и Восточная Хань, продолжавшегося (с перерывом в 9-23 гг.) с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э.

17. Апофеозом подобного отношения к попавшим в плен к «варварам» единоплеменникам может служить история с знаменитым полководцем времен правления ханьского Сяо У-ди Ли Лином, который, попав в плен к Сюнну, был вынужден остаться на чужбине, т.к. его семья в Хань была казнена по ложному обвинению его в государственной измене.

18. Джангарчи – калмыцкие певцы, исполнявшие калмыцкий народный эпос «Джангар», созданный на территории Ирана и Средней Азии в 14-15 вв.

19. Цао Цао (также Цао Мэндэ, 155-220) – могущественный диктатор при дворе последних императоров Восточной Хань. Заложил основу для создания в 220 г. царства Вэй. Талантливый военачальник и политик, Цао Цао также был прекрасным поэтом и автором не дошедшего до нас комментария к «У-цзин». В конфуцианской исторической традиции изображается коварным и беспринципным мятежником, восставшим против законного императора.

20. Ухуань – кочевые племена группы дунху (кит. «восточных варваров»), живших на территории современно Манчжурии, Приамурья и Приморья. Впервые упоминаются в «Ши цзи» в связи с поражением, нанесенным им шаньюем Маодунем ориентировочно в 204 г. до н.э. Современными исследователями соотносятся с протомонгольскими племенами.

21. Байланшань (кит. «Горы белого волка») – горы на территории современных Внутренней Монголии и Манчжурии в бассейне рек Шара-Мурэн и Далинхэ.

22. Ляодун (кит. «на восток от Ляо») – полуостров на северо-востоке Китая, расположенный к востоку от реки Ляохэ. На Ляодуне расположены современные города Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний).

23. Е и мэк (кор. Емэк и кит. Вэймо) – названия протокорейских племен, входивших в состав государства Когурё.

24. Силян (кит. Западная Лян) – территория современной провинции Ганьсу. Расположена на землях, примыкавших к северо-западной границе расселения древнекитайской народности хуася.

25. Цян –тибетские племена, проживавшие на территории, граничащей с территорией нынешних провинций Сычуань, Ганьсу и Шэньси. Впервые упоминаются в связи с деятельностью легендарного императора Шуня (третье тысячелетие до н.э.). Более конкретное упоминание встречается в «Ши цзи» Сыма Цяня, в четвертой главе, посвященной событиям периода Чжоу (1122 – 256 гг. до н.э.), под 789 г. до н.э., когда цяны разбили чжоуское войско при Цяньму. Играли большую роль в политической жизни Китая до установления династии Сун (960-1279 гг.).

26. Кидань – племена монгольской группы, проживавшие на территории современной Манчжурии и Внутренней Монголии. Впервые появляются на страницах хроники Вэй-шу в эру Дэн-го (386-395 гг.) династии Бэй Вэй (Северная Вэй), однако наиболее ранним датированным упоминанием племен кидань, видимо, следует считать упоминание их в позднейшей китайской хронике «Синь Тан-шу», относящееся к периоду правления династии Бэй Вэй в эру Цин-лун (233-237 гг.), их вождь Бинэн, совершавший набеги на Вэй, был убит губернатором Ючжоу Ван Сюном.

27. Жуаньжуань (также жужань, жоужуань, жужу, жуйжуй) – племена предположительно тюркской группы, населявшие территории Западной Манчжурии, Внутренней Монголии и Восточного Туркестана в IV-VI вв. (391-556 гг.) Впервые упоминаются под 391 г. в связи с победой императора Тоба-гуя (династия Бэй Вэй) над этими племенами на берегах реки Эцзинэй-гола. Впоследствии (401 г., каган Могулюй) создали мощную державу, уничтоженную в 556 г. тюрками-туцзюэ рода Ашина

28. Сяньби – племена предположительно монгольской группы, населявшие окрестности горного хребта Сяньби в Манчжурии, от которого получили свое название. Сыграли большую роль в истории Китая и Кореи, особенно сяньбийские племена мужун (также муюн) и тоба, создавшие ряд могучих государственных образований на территории Манчжурии и Северного Китая. Известны с 25 г. до н.э., когда совершили крупный набег на Китай совместно с ухуанями. Принимали активное участие в событиях политической жизни Китая и Кореи до конца правления династии Суй (т.е. до 618 г.)

29. Цзинь – империя, провозглашенная вэйским полководцем Сыма Янем в 265 г. и объединившая под своей властью всю территорию Китая. В 317 г. столица империи была перенесена на юг страны в связи с вторжениями кочевых народов. Период с 265 по 317 г. называют Западной Цзинь, с 317 по 420 г. – Восточной Цзинь. Пала в 420 г. под ударами «северных варваров».

30. Буддизм (кит. «Фоцзяо») – индийская религия, провозглашенная индийским подвижником Сиддхартхой Гаутамой (Шакья Муни), проникшая в Китай в 3 в. н.э. и широко распространившаяся во время Наньбэй чао (Периода Северных и Южных династий, 420-589 гг.) в связи с резким ухудшением жизни широких народных масс.

31. Бо Цзюйи (772-846 гг.) – великий китайский поэт эпохи Тан. В своих произведениях создал реалистичное описание жизни современного ему Китая. Несмотря на то, что поэт жил на 200 лет позже описываемых в статье событий, его свидетельства довольно точно передают картину запустения Китая, аналогичную той, которая наблюдалась после длительных междоусобиц конца VI – начала VII в. Учитывая, что в период правления первых танских императоров Гао-цзу, Тай-цзуна и Гао-цзуна (618-683 гг.) страна пережила период восстановления разрушенного прежними междоусобными войнами хозяйства, а в годы правления Сюань-цзуна (710-755) – вступила в период расцвета, то состояние дел, описанное Бо Цзюйи, возможно, и не передает всей тяжести того реального положения, которое наблюдалось перед объединением Китай под властью династии Суй.

32. Дань (кит. букв. «камень») – мера веса (около 75, 96 кг.) и объема (около 67 л.), использовавшаяся для измерения зерна, выдаваемого в качестве жалования чиновнику.

33. Бэй Чжоу (Северная Чжоу) – династия, правившая в Северном Китае в 557-581 гг. и возглавлявшаяся императорами из племен сяньби.

34. Вэнь-ван (кит. «Просвещенный правитель») – имя легендарного правителя удела Чжоу, отца основателя династии Чжоу У-вана (1122 – 116 гг. до н.э.), прославившегося своей мудростью и гуманным управлением.

35. У-ван (кит. «Воинственный правитель») – имя легендарного основателя династии Чжоу, разбившего в 1122 г. до н.э. в битве при Муе («Пастушьем поле») войска последнего правителя династии Инь Чжоу Синя и провозгласившего себя императором новой династии.

36. Ван – наиболее древний титул китайских владык, означавший до воцарения династии Цинь (221 г. до н.э.) верховного суверенного правителя и переводившийся как «император». После объединения страны под властью Цинь стал означать удельного правителя, зависимого то вышестоящего властелина и обычно переводится как «царь» или «король».

37. Хуанди – составной китайский титул, объединивший значения «хуан» («верховный правитель») и «ди» («божественный первопредок»). Впервые принят императором Цинь (Цинь Ши Хуанди) в 221 г. до н.э.

38. Чэнь – китайская династия, правившая на юге Китая в 557-589 гг.

39. Сяо У-ди – император династии Западная Хань, правивший в 140-85 гг. до н.э. Во внешней политике добился больших успехов, разгромив Сюнну (на территории Внутренней Монголии), Давань (Фергану) и покорив Чаосянь (Корею).

40. Фуюй (кор. Пуё) – государство на территории Манчжурии и Приамурья, основанное тунгусо-маньчжурскими и протокорейскими племенами. Существовало в 59 г. до н.э. – 494 г. н.э. Считалось образцом выполнения обязанностей застенного вассала и восстанавливалось китайскими сюзеренами после неоднократного разгрома «варварскими» племенами.

41. Вторая луна традиционного дальневосточного календаря соответствует нашему марту.

42. Седьмая луна традиционного дальневосточного календаря соответствует нашему августу.

43. Восьмая луна традиционного дальневосточного календаря соответствует нашему сентябрю.

44. «Пхарволь сонсин» (кор. «даосский отшельник восьмой луны») – образное народное наименование крестьянина, закончившего сбор урожая и предающегося осенним празднествам. Связано с народными представлениями о блаженной жизни даосских отшельников в горах.

45. Канчхори – чудовищный ядовитый дракон, символизировавший голодовку, наступавшую в раннесредневековом обществе обычно после окончания зимы.

46. Вторая-третья луна традиционного дальневосточного календаря соответствует нашим марту-апрелю – времени, когда старые запасы истощались, а новый урожай еще не был собран. Традиционное время голодовки у дальневосточных народов.

47. Десятая луна традиционного дальневосточного календаря соответствует нашему ноябрю.

48. Пхёнвон-ван – правил Когурё в 559-590 гг.

49. Когурё понги (кор. «основные записи Когурё») – название книг хроники «Самгук саги», посвященные событиям, происходившим в Когурё.

50. Чанъан – столица Когурё начиная с правления Пхёнвон-вана. Современные ученые локализуют ее в районе нынешнего Пхёньяна.

51. Ёнъян-ван – правил Когурё в 590-618 гг. При нем страна выдержала войну с империей Суй.

52. Мохэ – тунгусо-маньчжурские племена, проживавшие на землях Когурё. Обычно выступали в качестве вассалов или наемников когурёских ванов. Впоследствии на обломках Когурё создали собственное царство Бохай (699-926 г.)

53. Ляоси – земли к западу от реки Ляохэ. Непосредственно граничили с владениями Когурё и наиболее часто подвергались набегам когуресцев, киданей и мохэ.

54. Данная традиция восходит к событиям, описанным в «Ши цзи» гл. 65 «Сунь-цзы, У-ци ле чжуань» («Жизнеописание Сунь-цзы и У-ци»): для проверки воинского умения кандидата на пост главнокомандующего ван удела У назначил неизвестного никому «бинькэ» (странствующего специалиста) командовать отрядом, составленным из собственных наложниц. Женщины воспринимали все как шутку и Сунь-цзы в ярости приказал казнить двух самых любимых наложниц вана. Ван пытался заступиться за них, но получил твердый ответ: «Я уже назначен командующим. Когда командующий находится в войсках, не все приказы правителя являются для него обязательными» Строптивые наложницы были казнены, женщины стали повиноваться командам, а ван назначил Сунь-цзы главнокомандующим.

55. Данная традиция восходит к событиям войны между Хань и Давань (104-101 гг. до н.э.), когда Эрши-цзяньцзюнь (командующий [походом на столицу Давань] Эрши) Ли Гуанли, не сумев взять столицу Давань, вернулся к пограничным китайским укреплениям в Дунхуане и «отправил посланца с письмом к императору: «Дорога дальняя, продовольствия очень мало, и воины страдали не от битв, а от голода. С малым числом людей не взять Давань. Но я хотел бы закончить войну, для чего прошу выставить еще больше людей и снова пойти на Давань» Сын Неба, узнав об этом, крайне разгневался и отправил посланца задержать войско в Юймэнь, сказав: «Кто из войска осмелится войти в пределы империи – немедленно казнить» Эрши-цзяньцзюнь испугался и остался в Дунхуане» (см. «Ши цзи» гл. 123 «Повествование о Давань»).

56. Ланцзян – командир полка-туаня.

57. «Сунь-У бинфа» – сокращенное название двух трактатов «У-цзин» – «У-цзы» и «Сунь-цзы», считающихся основополагающими в каноне.

58. «Сунь-цзы» гл. 13 «Использование шпионов» «1. Сунь-цзы сказал: вообще, когда поднимают стотысячную армию, выступают в поход за тысячу миль, издержки крестьян, расходы правителя составляют в день тысячу золотых. Внутри и вовне – волнения; изнемогают от дороги и не могут приняться за работу семьсот тысяч семейств»

59. Ду Фу (712-770) – великий поэт эпохи Тан. Мастер пейзажной лирики. Многие стихи проникнуты гражданскими идеалами.

60. 609 г. – Суй – 46, 0 млн. чел. См. С.В. Волков «Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке», Москва, 1999 г., «Восточная литература», с. 236, табл. 67 «Население Китая в различные эпохи»

61. Ян Цзюн (650-692 гг.) – один из военачальников и поэтов эпохи Тан. Принимал участие в боях против тюркских кочевников.

62. Вэй – название подразделения гвардии в 5-6 тысяч человек (в среднем около 5600 человек) в странах Дальнего Востока.

63. Ли – мера длины. В эпоху Суй колебался от 500 до 531 м. В Корее эпохи Ли (1392-1910) составлял 393 м.

64. Цзинь – мера веса, т.н. «китайский фунт». Составлял от 600 до 633 г.

65. «Тай-гун лю тао» (Шесть секретных учений Тай-гуна) – трактат в составе «У-цзин», авторство которого приписывают легендарному советнику Вэнь-вана и У-вана, князю Тай-гуну. Реально составлен (или окончательно отредактирован) не ранее 3 в. до н.э.

66. Чу – одно из сильнейших китайских царств, возникших в период Восточного Чжоу (после 771 г. до н.э.) и погибшее в результате ожесточенных войн с царством Цинь в 222 г. до н.э.

67. Чжаньго (кит. «Воюющие царства») – период с 479 по 221 гг. до н.э., когда власть императора дома Чжоу ослабела настолько, что выделившиеся из бывшего чжоуского домена семь крупных царств постоянно вели войны между собой. Период закончился поглощением царством Цинь всех остальных царств и объединением Китая под властью династии Цинь.

68. «Самгук Саги» (кор. «Исторические записки о Трех Царствах») – официальная средневековая корейская хроника, составленная на основании различных ранних источников, не дошедших до нас и изданная в 1145 г., основной источник по ранней истории Кореи.

69. Ким Бусик (1075-1151) – крупный политический деятель эпохи Корё (918-1392), автор «Самгук Саги», последователь доктрины «садэчжуи» – признания цивилизующей и руководящей роли Китая в отношении корейских государственных образований. «Самгук Саги» написана с позиций садэчжуи, что необходимо учитывать при работе с этим источником.

70. Сушэнь (кор. суксин) – племена тунгусо-маньчжурского происхождения. Населяли территории Приморья, Приамурья, Северной Кореи и Манчжурии. Впервые упоминаются в «Го Юй» в связи с поднесением дани императорскому двору в виде стрел с каменными наконечниками из древесины дерева ху, якобы имевшим место во времена правления чжоуского У-вана. Позднейшие китайские источники отождествляют племена сушэнь с последующими племенами уцзи и мохэ, игравшими большую роль в истории Когурё.

71. Тан – династия, основанная полководцем Ли Юанем в 618 г. на развалинах империи Суй. Просуществовала до 906 г. В период правления первых танских императоров произошло покорение Китаем двух из трех корейских царств – Когурё и Силла.

72. Ляодун (кор. Ёдон) – стратегически важная крепость, расположенная на землях к востоку от реки Ляохэ. В период китайско-когурёских войн являлась одним из основных форпостов Когурё в Манчжурии и неоднократно подвергалась нападениям китайских войск. Пала под ударами танских войск в 645 г. и была переименована в Ляочжоу.

73. Аньши (кор. Анси) – стратегически важная крепость, расположенная на землях современной Манчжурии. Как и Ляодун, в период китайско-когурёских войн являлась одним из основных форпостов Когурё в Манчжурии и неоднократно подвергалась нападениям китайских войск. Пала под ударами танских войск в 671 г. уже после низложения правящей династии Когурё.

74. Зачастую в «Самгук Саги» говорится о крепостях с гарнизоном 200-500 человек. См., например, «Силла понги», часть 1, 10 и 76 годы правления исагыма Тхальхэ. Крепости с большой длиной обвода стен, способные вместить тысячи воинов, отмечаются особо. См. там же, часть 4, 13 и 15 годы правления Чинпхён-вана.

75. «Суй шу» («История династии Суй») – династическая хроника Суй, составленная в эпоху Тан.

76. В «Самгук саги», в кн. 40, отмечены крупные отряды арбалетчиков-«нодан» в составе вооруженных сил королевства Силла. Судя по сведениям «Самгук саги» (см. «Силла понги», часть 4, 19 год правления Чинхын-вана), арбалет стал известен в Силла только с 558 г. Археологические же материалы свидетельствуют о гораздо более раннем знакомстве когурёсцев с арбалетом. Т.о. возможно наличие подобных соединений и в составе вооруженных сил Когурё к моменту начала суйско-когурёских войн.

77. Юйгуань (кор. Оккван – букв. «Нефритовая застава») – пограничная застава, от которой начинался путь во владения Когурё в Манчжурии.

78. Цао Жэнь – один из сыновей Цао Цао, основателя династии Вэй (220-265) в эпоху Троецарствия. Неоднократно возглавлял походы против царства Шу, управлявшегося потомками рода Лю – ответвлением правившей до 220 г. династии Восточная Хань.

79. Синье – город в Северном Китае, около которого полководец царства Шу Чжугэ Лян наголову разгромил превосходящие силы выйских войск во главе с сыновьями Цао Цао – Цао Жэнем и Цао Хуном.

80. Цао Хун – один из сыновей Цао Цао. Также неоднократно участвовал в походах против Шу и южного царства У.

81. Сюй Чу – прославленный воин эпохи Троецарствия. Служил Цао Цао и считался одним из выдающихся кавалерийских военачальников.

82. Видок-ван – правитель Пэкче (554-598). Пытался вступить в альянс с династией Суй с целью обезопасить Пэкче от агрессии со стороны Силла и Когурё.

83. Ко Чосон (кор. Древний Чосон) – древнейшее государство, созданное предками корейцев на территории Манчжурии, Приморья, Приамурья и, частично, Северной Кореи. Легендарным первопредком-основателем династии считается сын небесного духа Тангун Вангом, правивший несколько тысяч лет в мифической крепости Асадаль. Более достоверные сообщения связывают основание Ко Чосона с деятельностью иньского вельможи Цицзы (кор. Киджа), с позволения чжоуского У-вана удалившегося со своими сторонниками на земли восточных варваров и основавшего там государство. Пало под ударами войск Сяо У-ди в 108 г. до н.э. На бывших землях Ко Чосон были созданы китайские округа, сыгравшие огромную роль в последующей истории Кореи.

84. Дунлай (кит. «к востоку от Лай») – порт на п-ове Шаньдун, заселенном в древности варварскими племенами лай. Китайская база для отправки военно-морских экспедиций в Желтое море.

85. Пхеньян – локализация данной крепости до сих вызывает споры среди ученых, однако очевидно, что это не современный Пхеньян, расположенный на р. Тэдонган на территории современной КНДР. Предположительно, крепость Пхеньян располагалась на побережье Желтого моря между устьями рек Амноккан и Тэдонган.

86. Ян-ди (604-616) – второй император династии Суй. В его правление Китай разгромил восточных тюрок и предпринял ряд безрезультатных походов против Когурё. Свергнут в результате мятежа. Его правление подорвало силы династии и в 618 г. династия Тан сменила династию Суй.

87. Му-ван (600-641) – правитель Пэкче. Проводил политику сближения с Суй и Тан, умело балансировал в отношениях с Когурё, направил экспансию Пэкче против царства Силла.

88. Тули-хан – правитель Восточно-тюркского каганата, центр которого находился в р-не современного Мэнцзяна (север КНР), вассал династии Суй, принимал участие в походах против Когурё, однако пытался вести сепаратные переговоры с послом когурёского вана, видимо, в целях освобождения от зависимости от династии Суй.

89. Чжоцзюнь – уезд в Северо-восточном Китае, где был расположен императорский дворец Линьшо и где была создана промежуточная база для похода против Когурё.

90. Застенный вассал – так по китайской традиции назывались правители «варварских» государств, чьи земли находились за пределами Великой Китайской стены, и которые поддерживали тесные отношения с Китаем, выражавшиеся в виде обмена посольствами и формального признания сюзеренитета Китая.

91. Лоуфан – племя группы дунху, а также их владение племен дунху на юге современных провинций Хэбэй и Ляонин.

92. Гайма (кор. Кэма) – территория на северо-востоке Манчжурии, занятая протокорейскими племенами ё и мэк. Входила в состав Когурё.

93. Сюанту (кор. Хёнтхо) – префектура времен династии Восточная Хань на территории Ко Чосон.

94. Воцзюй (кор. Окчо) – территория на северо-востоке КНДР и юге Приморья, занятая протокорейскими племенами окчо. Входила в состав Когурё.

95. Дайфан (кор. Тэбан) – префектура времен династии Восточная Хань на территории Ко Чосон.

96. Лолан (кор. Нанънан) префектура времен династии Восточная Хань на территории Ко Чосон.

97. Сянпин – крепость, сооруженная во времена династии Восточная Хань неподалеку от крепости Ляодун (кор. Ёдонъ)

98. Имо (кит. Жэнь-у) – 19-й знак шестидесятеричного цикла, примерно вторая декада февраля.

99. Сань тай (букв. «три башни») – органы власти в Древнем Китае, примерно соответствующие нашему понятию «управление».

100. Цзю сы (букв. «девять управлений») – органы власти в Древнем Китае, ведавшие строго определенными сферами деятельности. Например, «сыма» – наименование чина, ведавшего конями, использовавшимися для запряжки боевых колесниц. Впоследствии стало обозначать главу военного ведомства и т.п.

101. Мурёра (кит. Улило) – по толкованию М.Н. Пака – укрепрайон с главной крепостью Мурёра.

102. Юйвэнь Кай – чиновник министерства общественных работ (гунбу шаншу) происходивший из северного сяньбийского рода Юйвэнь, игравшего заметную роль в Китае 4-7 вв.

103. Согласно «Тай-гун лю тао», гл. 6 «Ху тао» («Тао тигра»), раздел 31 «Снаряжение армии» сказано «для переправы через рвы и ямы существует «летающий мост» (фэйцяо). Одно звено 15 футов шириной и более 20 футов длиной. Всего 8. На концах их закреплены цепи, которыми звенья соединяют друг с другом. Для переправы через большие водоемы существуют «летающие реки» (фэйхэ), всего 8. Они 15 футов в ширину и более 20 футов в длину, соединяются цепями. Есть также «небесный плот» (тяньфа), изнутри прямоугольный, снаружи – круглый (видимо, имел форму полуцилиндра – прим. А.), четырех или более футов в диаметра, с выступающими шипами. Всего 32. Когда «небесные плоты» используются вместе с «летающими реками» для переправы через большое озеро, они называются «небесными лодками» (тяньхуан)». В разделе 35 «Планирование для армии» той же главы сказано: «для перехода через рвы и ямы существуют летающие мосты» с лебедками и выступами. Для перехода больших водоемов есть лодки, называемые «тяньхуан» и «летающие реки». Для того, чтобы идти навстречу волнам и против течения, есть плот «несущийся океан» и тянущийся за веревки «речной разрыв». Все это по канону должен был иметь при себе армейский корпус численностью в 10000 человек. Видимо, аналогичными приспособлениями была оснащена и армия империи Суй.

104. Иероглиф, звучащий «сонъ» в корейском чтении, в китайском чтении звучит как «чэн» и означает «крепость».

105. Кими (кит. цзи-вэй) – 56 знак цикла, примерно 20-е числа июля

106. По толкованию корейского историка Ли Бёндо, Пхэсу у Ким Бусика – это современная река Чхончонган, однако существуют и иные мнения, в т.ч. некоторые считают, что Пхэсу – это Тэдонган, на которой стоит современный Пхеньян.

107. В современных мерах это составляет около 240 кг.

108. Ялуцзян (кор. Амноккан) – река, по которой проходит современная граница между КНР и КНДР.

109. Многие «варварские» города имели по несколько рядов стен. Например, Бань Гу в «Цянь Хань шу» сообщает о ставке Чжичжи-шаньюя: «Перед земляной стеной (ту чэн) была двойная деревянная стена (чжун му чэн)». Характерно название столицы «варварского» царства Чеши Дальнее – Гаочанби, что в переводе означает «Высокие стены, стоящие друг за другом». Предположительно, несколько линий обороны имела и ставка сюннуского наместника, обнаруженная в 1940 г. на Ташебе.

110. Имя командующего обороной Пхеньяна не указано Ким Бусиком, но некоторые исследователи считают, что это был сам Ыльчи Мундок – крупный военный и политический деятель в правительстве Ёнъян-вана.

111. Локализация реки Сальсу затруднена. Возможно, она располагалась за рекой Ялуцзян (кор. Амноккан), на территории современной Манчжурии.

112. Ван Жэньгун отличился в следующей кампании Суй против Когурё, умело командуя легкой конницей. Не исключено, что и в этой кампании он командовал частями легкой конницы.

113. Примерно двадцатые числа августа.

114. Например, Юйвэнь Шу сначала был разжалован императором в простолюдины, но уже на следующий год он снова оказался во главе суйских войск.

115. Ли Юань (также Ли Шудэ, 566-635 гг.) - основатель (Гао-цзу) династии Тан. Правил в 618-626 гг. Относился к могущественному роду из «гуаньлунской» группировки аристократов, к которой принадлежал и дом Суй. Был племянником жены Суйского Вэнь-ди, императрицы Вэнсянь-хуанхоу из тюркского рода Дугу. 7 августа (день гуй-сы 6 месяца) создал ставку главнокомандующего (дацзян цзюньфу) в Тайюани, чем положил начало т.н. Тайюаньскому восстанию, приведшему к низложению династии Суй.

116. Ли Шиминь (599-649) – второй сын Ли Юаня от тюркской княжны из рода Доу. В 626 г., устранив своих братьев Ли Цзяньчэна и Ли Юаньцзи, заставил отца отречься от престола и стал императором Тан под именем Тай-цзун (правил в 626-649 гг.). Отличался талантами в военной и гражданской сферах. По традиции, идущей от «Цзю тан шу» и «Синь Тан шу», считался главным организатором Тайюаньского восстания.

117. По другим сведениям, 27 декабря (день бин-чэнь 11 месяца) 617 г. Чанъань была взята войсками Ли Юаня, а через месяц метавшийся между районами Лояна и Цзянду император Ян-ди был объявлен «Божественным отрекшимся императором» (Тайшан-хуан) и на престол был возведен его малолетний племянник Ян Ю (император Суй Гун-ди). А уже 23 апреля (день бин-чэнь 3 месяца) 618 г. Ян-ди был убит в Цзянду группой гвардейцев, возглавленных генералом Юйвэнь Хуацзи. Через 2 месяца Гун-ди «просил» Ли Юаня занять престол, что тот и сделал 30 мая (день цзя-цзы 5 месяца) 618 г. после формального троекратного отказа от столь заманчивого «предложения».

118. Правильным названием этого оригинального корейского сочинения, изданного в 1789 г., является «Очжонъ муе тобо тхонъчжи» («Королевским повелением установленный к всеобщему применению иллюстрированный альбом по боевым искусствам»)

 

 

Источник: https://www.xlegio.ru/ancient-armies/far-east-warfare/goguryeo-sui-wars-little-known-details/


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал