Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальность мотивационного опосредствования






Как известно, искусство, с одной стороны, воспитывает, с другой — является мощнейшим источником эмоциональных воздействий. При всем разнообразии способов, которыми искусство осуществляет эти функции, не может быть сомнения в том, что они не независимы и что первая из них обусловлена последней. Эмоциональное вовлечение человека в воспроизводимые художественными средствами знакомые или новые ситуации актуализирует, а иногда и впервые пробуждает, «опредмечивает» его потребности: благодаря сопереживанию он может прочувствовать, эмоцио­нально испытать трагичность смерти, измены, одино­чества, силу любви, радость материнства и др.1

Но эмоционально волнующие человека явления в искусстве не только изображаются, но и раскрывают­ся, отслеживаются с первопричин — социальных кор­ней и человеческих качеств, исторических событий и повседневных поступков. Нетрудно видеть общее меж­ду такой каузальной анатомией добра и зла и рас­смотренными выше отдельными воспитательными воз­действиями: и в том, и в другом случае основой слу­жат непосредственно значимые для человека события, которые связываются с их источниками, породившими условиями, получающими вследствие этого опосред­ствованное мотивационное значение. Особенно отчет­ливо такое строение воздействий, направленных на изменение мотивационных отношений человека, про­сматривается в баснях, сатире и, разумеется, в сказ­ках, поощряющих, например, добрые дела женой-кра­савицей и половиной царства или долгой счастливой жизнью.

В масштабах истории человечества религия пред­ставляет собой один из самых опытных и влиятельных институтов воспитания. Ознакомление с этой формой общественной практики не оставляет сомнения в том, что и в данном случае воспитатель­ные воздействия на человека предполагают актуали­зацию уже существующих мотивационных отношений, направляемых на новое содержание. К каким конеч­ным выводам ни приводили бы различные теологиче­ские системы, в мотивационном отношении они обычно используют и перераспределяют ценность таких из­вечных и глубоко волнующих человека тем, как смысл жизни, всеобщая справедливость и счастье, собственное совершенство, бессмертие и др. Перед не­искушенным сознанием эти темы упрощаются и рас­крываются при помощи наглядных образов, вроде кот­лов с кипящим варом, ожидающих грешников в аду. Дополнительный источник переключаемой мотива­ции создают торжественность и эстетическое оформле­ние обрядов, их сопряженность с такими эмоциональ­но значимыми событиями, как рождение, смерть и др.

С точки зрения строения весьма простыми и тем показательными являются рекламные воздействия, ко­торые, очевидно, с полным правом могут быть назва­ны мотивационными: желаете сберечь время, создать комфортную обстановку, быть здоровыми, красивы­ми — пользуйтесь данными товарами или услугами. Подчеркнем, что аргументирующая часть рекламных воздействий, эффективность которых испытывается ежедневной практикой, так же, как их общий эстети­ческий фон и форма, обращены на уже существующие мотивационные отношения человека, которые эти воз­действия пытаются переключить на новое содержание.

Подобной простотой отличается мотивационная сторона правовых предписаний, связывающих опреде­ленные проступки с той или иной мерой лишения че­ловека наиболее универсальных ценностей.

В истории педагогики разработка проблем воспи­тания велась главным образом по линии уточнения тех социально желательных качеств, которые должны формироваться у человека в результате воспитания, а также способствующих этому общественно-органи-за­ционных мероприятий: концепции и устава школы, конкретных способов физического, трудового, нравст­венного, эстетического воспитания и т. п.

В концепции А.Н. Леонтьева отчетливо выделен феномен «сдвига мотива на цель» [9, с. 304], пред­ставляющий собой один из вариантов мотивационного опосредствования. Другие варианты этого процесса можно по аналогии обозначить как сдвиг мотива на условие, средство, сигнал, символ и другие значимые для его достижения моменты. Такого рода «сдвиги» иногда отчетливо рефлексируются в психологической литературе, рассматривающей практику воспитания.

Укажем, наконец, на данные из области мотивационной саморегуляции и, в частности, самовоспитания, в которых тоже можно найти поддержку рассматри­ваемому тезису об опосредствованности новых мотивационных отношений уже существующей мотивацией.

В чем состоит внутренняя актив­ность человека, пытающегося избавиться от нежела­тельной, но сильной страсти или укрепить недостаточ­но, на его взгляд, выраженные увлечения или идеалы? Очевидно, в напоминании себе отдаленных послед­ствий наличия или отсутствия у себя этой мотивации, того, как из-за нее к нему относятся другие люди, что она их огорчает или могла бы сильно обрадовать, короче — в поисках мотивов-«доноров» [2, c. 63] и попытках переключить их мотивационное значение на новое содержание1. По существу это означает применение по отношению к себе таких же воспитательных воздействий, которым человек обычно подвергается со стороны других людей.

Для дальнейшего ана­лиза феномена мотивационного опосредствования важно обратить внимание на то, какие процессы ему соответствуют на уровне психиче­ского отражения: поскольку в субъективном образе мотивационные отношения (значения) выражаются в виде эмоциональных переживаний, со стороны осу­ществляющих механизмов мотивационное опосредствование может быть охарактеризовано как переклю­чение эмоции, возникшей в связи с актуализацией не­которой потребности, на новый предмет, так или иначе определяющий возможность ее удовлетворения.

Эмоциональное переключение как основа психо­логических механизмов развития мотивации обеспе­чивает, строго говоря, только ситуативное ее разви­тие — возникновение новых мотивационных отноше­ний к тем предметам, которые оказались потребностно значимыми в наличной ситуации. Как уже отмеча­лось, онтогенетическое развитие мотивации имеет место только в том случае, если такие ситуативные мотивационные отношения оставляют следы в опыте индивида, фиксируются в нем и воспроизводятся при отражении этих предметов в будущем. Рассмотрим данные, касающиеся этой важной стороны развития мотивации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал