Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивационная суммация ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Приобретение одним и тем же предметом различных мотивационных значений весьма характерно для развития мотивации человека. Очевидно, что для понимания того, какое предмет приобретает совокупное значение, важно знать, как сочетаются и взаимодействуют его составляющие. Уже у животных, например в конфликтных ситуациях, отчетливо наблюдается и изучается в специальных исследованиях [21, 22, 25] зависимость поведения от нескольких взаимодействующих побуждений, ведущих происхождение от разных потребностей. У человека одновременное проявление и действие мотивационных факторов различного происхождения представляет собой практически постоянный фон жизни. Поэтому актуальной является не сама по себе констатация полимотивированности человеческой деятельности, а проблема ее форм и механизмов. Виды полимотивации. Указания на полимотивированность активности охватывают по меньшей мере два различных случая. Во-первых, онтогенетическую фокусировку потребностей и непосредственно развивающихся на их основе мотивационных отношений в новые мотивационные образования, приобретающие в результате фиксированное, стабильнее полимотивационное, или поливалентное [12, 13], значение. Это — случай сложившейся в прошлом опыте и привносимой из него полимотивации, не требующей ситуативных взаимодействий. Ярким примером таких сложившихся комплексных мотивационных образований могут служить дальние намерения, производные от целостной жизненной ситуации. Во-вторых, складывающуюся в конкретной ситуации полимотивацию, создаваемую тем, что человек одновременно испытывает ряд взаимосодействующих или противоречивых побуждений и поэтому вынужден их согласовать, задерживать, найти компромисс и т. п. Данный случай полимотивации от предыдущего отличает то обстоятельство, что поведение является следствием реального взаимодействия побуждений и активного участия в этом процессе субъекта, сопоставляющего, взвешивающего возможности и варианты поведения и принимающего решения. Оба случая полимотивации, конечно, взаимосвязаны. С одной стороны, сложившееся в онтогенезе поливалентное мотивационное отношение является следствием ситуативного взаимодействия, сложения и фиксации побуждений в прошлом; так, одновременное восприятие человеком некоторой цели как привлекательной и труднодоступной может быть итогом разочарований при прежних попытках ее достижения. С другой стороны, в ситуации актуализируются уже поливалентные, комплексные мотивационные отношения, поэтому случай ситуативного взаимодействия побуждений по существу означает не изначальное установление, а дальнейшее развитие полимотивации. Из-за взаимосвязанности онтогенетической и ситуативной суммации и сочетания побуждений классификационные схемы, выделяющие виды и формы полимотивации, могут касаться обоих процессов. С другой стороны, «одновременное действие нескольких мотивов» может иметь ранее сложившийся и не требующий ситуативного взаимодействия характер. Данный тип полимотивации связан с существованием в мотивационной сфере человека образований, отличающихся мерой конкретности и общности. Различение конкретных, финально направленных мотивов, таких, как приобрести определенную профессию, научиться играть на скрипке, заботиться о домашнем животном, и стоящих за ними более общих – например, повышать свое образование, побольше в жизни увидеть, помогать слабым, не имеет в психологии, за немногочисленными исключениями [1, 4, 26], широкого признания из-за, как можно думать, фактически существующего континуума мотивационных образований по признаку конкретности-общ-ности. Тем не менее в неявном виде данное различение, как бы выделяющее уровни стратегической и тактической мотивации, подразумевается в ряде концепций [14]. Одна из классификационных схем, различающая виды полимотивации при конкурирующих мотивах, следует из получившей широкую известность классификации конфликтных ситуаций К. Левина, который выделяет три типа одновременного действия противоположных побуждений [23, 24]. В ситуации типа «приближение — избегание», когда, например, человек решает вопрос, обращаться ли за помощью к неприятному для него лицу, одна и та же цель обладает для субъекта и позитивной, и негативной ценностью, другими словами — имеет амбивалентное мотивационное значение. В двух других случаях субъект оказывается перед выбором между несколькими целями, имеющими позитивное (ситуация «приближение — приближение») или негативное (ситуация «избегание — избегание») значение, т.е. когда он должен выбрать одно из альтернативных благ или зол. Выделяется четвертый тип конфликтной ситуации («двойного приближения — избегания»), в которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными и негативными, целями, например, приобретать ли хороший, но дорогой – или плохой, зато дешевый товар. Он, очевидно, является более сложным и сочетающим в себе особенности трех предыдущих типов. В вопросе о полимотивации при взаимосодействующих мотивах широкое признание получило выделение особого класса мотивов-стимулов [10, c. 202], подключающихся к отдельным звеньям (действиям) выполняемой деятельности и обеспечивающих дополнительное побуждение именно этих звеньев. В роли мотивов-стимулов выступают любые поощрения или наказания, связанные с промежуточными целями и результатами деятельности, например отметки в учебе. Представление о мотивах-стимулах изображает сложные виды человеческой деятельности как процесс, мотивируемый одновременно конечной целью (так называемыми смыслообразующими мотивами) и многочисленными побочными источниками побуждения, дополнительно подталкивающими отдельные шаги в ее направлении. Далее, к данной картине относительно устойчивой полимотивации необходимо добавить многочисленные и динамичные ее изменения в результате подключения к ней ситуативных мотивов-стимулов и функционально им противоположных мотивов-помех. Самые неожиданные и разнообразные обстоятельства способны внести в привычный мотивационный фон деятельности свои, подчас существенные изменения. Так, занятие, обычно выполняемое без затруднений, может стать невыносимым из-за порезанного пальца. Искусственное создание мотивов-стимулов представляет собой один из типичных приемов влияния на мотивацию другого человека, а также произвольного управления собственной мотивацией. Литература
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27.
Тезаурус 1. Гомеостаз - підтримання сталості внутрішнього середовища організму називається гомеостазом (homeo - такий же, подібний; stasis - стабільність, рівновага). Головну відповідальність за гомеостатичні регуляцію несуть вегетативний (автономний) і кишковий відділи периферичної нервової системи, а також центральна нервова система, що віддає організмові накази через гіпофіз та інші ендокринні органи. Діючи спільно, ці системи погоджують потреби тіла з умовами навколишнього середовища. (Якщо це твердження здасться вам знайомим, згадайте, що точно такими ж словами ми охарактеризували головну функцію мозку.)
|