Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационная суммация






Приобретение одним и тем же предметом различ­ных мотивационных значений весьма характерно для развития мотивации человека. Очевидно, что для по­нимания того, какое предмет приобретает совокупное значение, важно знать, как сочетаются и взаимодействуют его составляющие.

Уже у животных, например в конфликтных си­туациях, отчетливо наблюдается и изучается в спе­циальных исследованиях [21, 22, 25] зависимость пове­дения от нескольких взаимодействующих побуж­дений, ведущих происхождение от разных потребностей. У человека одновременное проявление и дей­ствие мотивационных факторов различного происхож­дения представляет собой практически постоянный фон жизни. Поэтому актуальной является не сама по себе констатация полимотивированности человече­ской деятельности, а проблема ее форм и механизмов.

Виды полимотивации. Указания на полимотивированность активности охватывают по меньшей мере два различных случая.

Во-первых, онтогенетическую фокусировку потреб­ностей и непосредственно развивающихся на их ос­нове мотивационных отношений в новые мотивационные образования, приобретающие в результате фик­сированное, стабильнее полимотивационное, или по­ливалентное [12, 13], значение. Это — случай сложившейся в прошлом опыте и привносимой из него полимотивации, не требующей ситуативных взаимодействий. Ярким примером таких сложивших­ся комплексных мотивационных образований могут служить дальние намерения, производные от целостной жиз­ненной ситуации.

Во-вторых, складывающуюся в конкретной ситуа­ции полимотивацию, создаваемую тем, что человек одновременно испытывает ряд взаимосодействующих или противоречивых побуждений и поэтому вынуж­ден их согласовать, задерживать, найти компромисс и т. п. Данный случай полимотивации от предыду­щего отличает то обстоятельство, что поведение яв­ляется следствием реального взаимодействия побуждений и активного участия в этом процессе субъекта, сопоставляющего, взвешивающего возможности и варианты поведения и принимающего решения.

Оба случая полимотивации, конечно, взаимосвяза­ны. С одной стороны, сложившееся в онтогенезе по­ливалентное мотивационное отношение является след­ствием ситуативного взаимодействия, сложения и фиксации побуждений в прошлом; так, одновремен­ное восприятие человеком некоторой цели как привле­кательной и труднодоступной может быть итогом разочарований при прежних попытках ее достиже­ния. С другой стороны, в ситуации актуализируются уже поливалентные, комплексные мотивационные от­ношения, поэтому случай ситуативного взаимодей­ствия побуждений по существу означает не изна­чальное установление, а дальнейшее развитие поли­мотивации. Из-за взаимосвязанности онтогенетической и ситуативной суммации и сочетания побуждений классификационные схемы, выделяющие виды и фор­мы полимотивации, могут касаться обоих процессов.

С другой стороны, «одновременное действие не­скольких мотивов» может иметь ранее сложившийся и не требующий ситуативного взаимодействия харак­тер. Данный тип полимотивации связан с существо­ванием в мотивационной сфере человека образований, отличающихся мерой конкретности и общности. Различение конкретных, финально направленных мо­тивов, таких, как приобрести определенную профес­сию, научиться играть на скрипке, заботиться о до­машнем животном, и стоящих за ними более общих – например, повышать свое образование, побольше в жизни увидеть, помогать слабым, не имеет в психо­логии, за немногочисленными исключениями [1, 4, 26], широкого признания из-за, как можно думать, фактически су­ществующего континуума мотивационных образова­ний по признаку конкретности-общ-ности. Тем не ме­нее в неявном виде данное различение, как бы вы­деляющее уровни стратегической и тактической мо­тивации, подразумевается в ряде концепций [14].

Одна из классификационных схем, различающая виды полимотивации при конкурирующих мотивах, следует из получившей широкую известность класси­фикации конфликтных ситуаций К. Левина, который выделяет три типа одновременного действия противопо­ложных побуждений [23, 24]. В ситуации типа «приближение — избегание», когда, например, человек решает вопрос, обращаться ли за помощью к неприятному для него лицу, одна и та же цель обладает для субъекта и позитивной, и негативной ценностью, другими словами — имеет ам­бивалентное мотивационное значение. В двух других случаях субъект оказывается перед выбором между несколькими целями, имеющими позитивное (ситуа­ция «приближение — приближение») или негативное (ситуация «избегание — избегание») значение, т.е. когда он должен выбрать одно из альтернативных благ или зол.

Выделяется четвертый тип конфликтной ситуации («двойного приближения — избегания»), в которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентны­ми, т.е. одновременно и позитивными и негативными, целями, например, приобретать ли хороший, но до­рогой – или плохой, зато дешевый товар. Он, очевид­но, является более сложным и сочетающим в себе особенности трех предыдущих типов.

В вопросе о полимотивации при взаимосодействующих мотивах широкое признание получило выделение особого класса моти­вов-стимулов [10, c. 202], подключаю­щихся к отдельным звеньям (действиям) выполняе­мой деятельности и обеспечивающих дополнительное побуждение именно этих звеньев. В роли мотивов-стимулов выступают любые поощрения или наказания, связанные с промежуточными целями и резуль­татами деятельности, например отметки в учебе. Представление о мотивах-стимулах изображает сложные виды человеческой деятельности как про­цесс, мотивируемый одновременно конечной целью (так называемыми смыслообразующими мотивами) и многочисленными побочными источниками побуж­дения, дополнительно подталкивающими отдельные шаги в ее направлении.

Далее, к данной картине относительно устойчивой полимотивации необходимо добавить многочисленные и динамичные ее изменения в результате подклю­чения к ней ситуативных мотивов-стимулов и функ­ционально им противоположных мотивов-помех. Са­мые неожиданные и разнообразные обстоятельства способны внести в привычный мотивационный фон деятельности свои, подчас существенные изменения. Так, занятие, обычно выполняемое без затруднений, может стать невыносимым из-за порезанного пальца. Искусственное создание мотивов-стимулов представ­ляет собой один из типичных приемов влияния на мо­тивацию другого человека, а также произвольного управления собственной мотивацией.

Литература

 

1.
Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. N 2.

2.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

3.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. M., 1983.

4.
Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психол. 1984. N 4.

5.
Жане П. Неврозы. М., 1911.

6.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976.

7.
Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.

8.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1971.

9.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

10.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11.
Лурия А. Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций // Проблемы современной психологии / Институт экспериментальной психологии. Уче­ные записки. Т. 3. M., 1928.

12.
Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

13.
Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологиче­ский контекст // Вопр. психол. 1985. N 2.

14.
Патяева E.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. N 4.

15.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

16.
Рибо Т. Исследование аффективной памяти. Спб., 1895.

17.
Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. M., 1957.

18.
Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 9, 10. M., 1950.

19.
Юнг К.Г. О тенденциях реактивного времени при ассоциативном эксперименте // Избранные труды по аналитической пси­хологии. Т. 3. Цюрих, 1939.

20.
Allport G.W. Personality. A psychological interpretation. N. Y., 1937.

21.
Broadhurst P.L. Summation of drives: a study of the combined effects of air and food deprivation // H.J. Eysenck (ed.). Experiments in motivation. Oxford, 1964.

22.
Elder Т., Noblin С.P., Maher В.A. The extinction of fear as a function of distance versus dissimilarity from the original conflict situation // J. abn. and soc. psychol. 1961. V. 63. N3.

23.
Lewin K. A dynamic theory of personality. Selected papers. N. Y., 1935.

24.
Miller N.E. Experimental studies of conflict // J. McV. Hunt (ed.). Personality and the behavior disorders. V.1. N. Y., 1946.

25.
Murray E.J., Berkun M.M. Displacement as a function of con­flict // J. abn. and soc. psychol. 1955. V. 51. N l.

26.
Murray H.A, Prò ba analizy sil kierunkowych osobowosci // J. Reykowski (red.). Problemy osobowosci i motyvacji w psychologii amerykanskiej. Warszawa, 1964.

27.
Watson J.В. Behaviorism. Chicago, 1930.

 

 

Тезаурус

1. Гомеостаз - підтримання сталості внутрішнього середовища організму називається гомеостазом (homeo - такий же, подібний; stasis - стабільність, рівновага). Головну відповідальність за гомеостатичні регуляцію несуть вегетативний (автономний) і кишковий відділи периферичної нервової системи, а також центральна нервова система, що віддає організмові накази через гіпофіз та інші ендокринні органи. Діючи спільно, ці системи погоджують потреби тіла з умовами навколишнього середовища. (Якщо це твердження здасться вам знайомим, згадайте, що точно такими ж словами ми охарактеризували головну функцію мозку.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал