Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем преимущества отсутствия напряжения у консультанта при работе с клиентом?






2. Поясните, какую информационную нагрузку имеют следующие невербальные маркеры общения:

1. контакт глаз:

a. разглядывание специфических объектов,

b. взгляд вниз,

c. рассматривание консультанта вызывающим пристальным взглядом,

d. " бегающий" с объекта на объект взгляд,

e. отводит взгляд от консультанта, когда он смотрит на клиента,

f. закрывает глаза руками,

g. " сверкание" и блеск глаз,

h. слезы в глазах;

i. " расширение глаз";

2. состояние кожных покровов: бледность, покраснение, " гусиная кожа";

3. выражение лица: застывшее выражение лица, наморщенный лоб, насупленные брови, улыбка и смех;

4. манипулирование своим телом: кусание ногтей, хруст суставами, выдергивании волос;

5. монотонное поведение: притопывание ногами, постукивание пальцами, кручение предметов и игры с пуговицами;

6. командные сигналы: держание пальца у губ, указывание пальцем, пожимание плечами, кивание головой, подмигивание;

7. прикосновение.


3. Методы воздействия Определите, к какому методу воздействия можно отнести следующие высказывания психолога во время интервью. Для этого воспользуйтесь представленной ниже таблицей

1. Вы думаете, что ваш сын не уважает вашего мнения?

2. В моей практике такие случаи были достаточно часто.

3. Я чувствую, что вы не хотите говорить об этом случае.

4. Вы очень точно передали свои переживания в этот мо­мент...

5. Если я правильно вас поняла, вас огорчает отсутствие внимания.

6. Если он будет постоянно звонить вам, вы будете думать как-то иначе...

7. Я не могу принять вашу точку зрения, но...

8. Моя жизнь приносила мне такие переживания...

9. Мне тоже бывает страшно, когда я думаю о похожем.

10. Вы смогли понять, что отношения с сыном определяютсявашим отношением к себе.

Таблица Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интер­вью

метод описание метода функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это осно­ва методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, ука­зание на действие или хитро­умная техника на основе тео­рии ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, пожела­ние, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя давать полезную информа­цию
самораскрытие психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Спо­собствует установлению раппорта.
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая последовательность объясняет клиенту логичес­кие последствия его мышле­ния и поведения «Если, то...» дает клиенту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позво­ляет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комби­нации с выводами и резю­мирующими высказывани­ями клиента проясняет, что психолог и клиент добились в ходе бе­седы. Подводится итог того, что сказал психолог. Приз­вано помочь клиенту пере­нести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — при­чина, «Можно ли?» — общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «ли», отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сущности слов клиента и его мыслей, ис­пользуя его ключевые слова активизирует обсуждение, показывает уровень пони­мания
отражение чувств обращает внимание на эмо­циональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет ос­новные факты и чувства кли­ента полезно повторять периоди­чески во время интервью. Поясняет направление беседы.

 

Направленное воздействие на клиента осу­ществляется и следующими приемами: ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифо­логии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию: учеб.пособие / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга: М.: Academia, 1995. – 128 с.

2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: практ. пособие / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2005. – 208 с.

3. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений: построй свою семью / В.В. Ивлева. – Минск: Современная школа, 2007. – 352 с.

4. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью: метод.пособие. – М.: Психотерапия, 2007. – 336 с.

5. Колесникова, Г.И. Основы психологического консультирования: учеб.пособие / Г.И. Колесникова, С.В. Стародубцев. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 192 с.

6. Колосова, С.Л. Психокоррекция: учеб.пособие / С.Л. Колосова. – Сыктывкар, 2001. – 165 с.

7. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж. Коттлер, Р. Браун. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

8. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академ. проект, 1999. – 240 с.

9. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /
В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.

10. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб.пособие для студ. вуз. / Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 255 с.

11. Лысенко, Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат.курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2006. – 159 с.

12. Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат.курс лекций /
Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.

13. Лысюк, Л.Г. Основы психологического консультирования: учеб.пособие / Л.Г. Лысюк. – Минск: Тесей, 2007. – 136 с.

14. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2002. – 182 с.

15. Мишина, Т.М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений / Т.М. Мишина // Методы психологической диагностики и коррекции. – Л.: 1983. – с.255–281.

16. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон–Джоунс. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

17. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

18. Петанова, Е.И. Введение в психологическую коррекцию и психотерапию / Е.И. Петанова.– СПб.: ЛГОУ, 199. – 65 с.

19. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов: [учебник для спец. «Психология» вузов] / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич–Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

20. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб.пособие для вузов / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2000. – 512 с.

21. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие [для вузов] / О.Г. Прохорова. – М.: Сфера, 2005. – 224 с.

22. Психологическое консультирование: метод.рекомендации / сост. Л.Г. Лысюк. – БрГУ, 2004. – 22 с.

23. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

24. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

25. Саблина, Н.А. Психологическое консультирование и психокоррекция: учеб.– метод. материалы / Н.А. Саблина, И.Н. Зиник. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2005 – 123 с.

26. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

27. Специальный выпуск: Мастерская психологического консультирования Дмитрия Трунова // Журнал практического психолога. – 2006. – N 4. – С. 5–205.

28. Специальный выпуск: Психологическая мастерская Сергея Петрушина // Журнал практического психолога. – 2007. – N 2. – С. 3–222.

29. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

 




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал