Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комплексные системы измерения местоположения и скорости ЛА (КИМС).
К числу основных навигационных устройств обеспечивающих получение на борту ЛА информации об его местоположении и скорости относятся: ИНС, аэрометрический измеритель воздушной скорости в структуре СВС и радиотехнические измерители (ДИСС, РВ). Поэтому задача повышения точности и надежности определения местоположения и скорости ЛА может быть решена путем комплексирования:
1) ИНС и ДИСС для определения скорости; 2) ИНС, ДИСС и РВ для определения пространственного местоположения ЛА.
Учитывая различие спектральных характеристик ошибок ИНС, ДИСС и РВ можно ожидать выигрыша в точности определения местоположения и скорости в результате такого комплексирования.
Другим вариантом построения комплексной системы измерения местоположения и скорости является оптимальное комплексирование ДИСС и измерителя воздушной скорости, входящего в состав СВС. Возможность такого комплексирования обусловлена тем, что выходной сигнал ДИСС имеет широкополосный характер, а выходной сигнал измерителя воздушной скорости является низкочастотным случайным процессом.
Структурная схема и принцип построения радиоинерциальнодоплеровскй (РИД КИМС) системы измерения местоположения и скорости ЛА Ранее мы указывали, что КСН, в состав которых входит ИНС целесообразно строить по замкнутой схеме компенсации ошибок с целью коррекции накапливающихся ошибок ИНС. Однако в случаях небольшой продолжительности полета ЛА (в пределах часа) вполне можно использовать КИМС, построенную на основе бюолее простой разомкнутой схемы компенсации. Структурная схема КИМС в этом случае имеет следующий вид;
Рассмотрим основные элементы приведенные на структурной схеме КИМС. Для этого напомню ориентацию осей систем координат, в которых проводятся измерения комплексируемых устройств.
Выходной сигнал ИНС представляет собой измерения координат X, Y местоположения ЛА и его высоты НИН в инерциальной системе координат, используемой для навигации ЛА ДИСС измеряет составляющие вектора путевой скорости ЛА в направлении линий визирования бортовых антенн, не совпадающих с осями инерциальной системы координат. РВ измеряет высоту относительно поверхности Земли с учетом рельефа местности. Это значение высоты в общем случае отличается от инерциальной высоты поступающей с выхода вертикального канала ИНС.
Учитывая это в структуру РИД КИМС включен блок предварительной обработки информации, решающий две главные задачи: 1) пересчет измерений ДИСС и РВ в инерциальную систему координат, используемую для навигации ЛА; 2) синхронизация по времени поступления сигналов комплексируемых устройств
В РИД КИМС для измерения вектора скорости осуществляется совместная обработка данных ИНС (WИН) и ДИСС (WД). Горизонтальные составляющие местоположения ЛА (координаты Х, Y) определяются по скорректированым измерениям горизонтальных каналов ИНС. Вертикальная составляющая местоположения ЛА определяется путем совместной обработки информации ИНС и РВ. Для обеспечения оптимального комплексирования данных ИНС, ДИСС и РВ в структуру РИД КИМС включен фильтр Калмана. Рассмотрим структуру входного сигнала ФК исходя из следующего представления структуры выходных сигналов комплексируемых устройств. WИН(t) = W(t)+ DWин(t), где WИН = (WXИН, WYИН, WZИН)T–вектор скорости ЛА, измеряемый с помощью ИНС, в инерциальной системе координат; W = (WX, WY, WZ)T - вектор истинной путевой скорости ЛА; WИН = (DWXИН, DWYИН, DWZИН)T - вектор ошибок измерения скорости с помощью ИНС WД(t) = W(t)+ DWд(t), WД = (WXД, WYД, WZД)T–вектор скорости ЛА, измеряемый с помощью ДИСС, пересчитанный в инерциальную систему координат; W = (WX, WY, WZ)T - вектор истинной путевой скорости ЛА; WИН = (DWXД, DWYД, DWZД)T - вектор ошибок измерения скорости с помощью ИНС НИН(t) = Н(t)+ DНин(t), НИН(t)- высота поступающая с выхода вертикального канала ИНС; Н(t)- истинная высота над в инерциальной системе координат; DНин(t)- ошибка вертикального канала ИНС НР(t) = Н(t)+ DНр(t), НР(t)- высота поступающая с выхода РВ; Н(t)- истинная высота над в инерциальной системе координат; DНр(t)- ошибка измерения высоты с помощью РВ. Напомню, что такое представление выходного сигнала РВ справедливо лишь при полете ЛА на участком ровной поверхности, в противном случае в модель вектора состояния необходимо включать составляющую, характеризующую изменение рельефа поверхности.
С учетом приведенной модели выходных сигналов комплексируемых устройств, на вход ФК в соответствии с приведенной схемой комплексирования поступают: 1) разностный сигнал измерений ИНС и РВ: r1(t) = DHин(t) - DHр(t) 2) разностный сигнал ИНС и ДИСС: r2(t) = DWин(t) - DWд(t)
Учитывая, что ошибки ИНС изменяются существенно медленнее по сравнению с ошибками ДИСС и РВ, в качестве основной системы, ошибки которой будут компенсироваться используется ИНС. Следовательно, на выходе ФК необходимо получить оптимальные оценки ошибок DX*ин(t), DY*ин(t), DH*ин(t), DW*Xин(t), DW*Yин(t), DW*Zин(t), Модель ошибок РИД КИМС: Для построения оптимального алгоритма ФК в РИД КИМС необходимо использовать модели ошибок ИНС, ДИСС и РВ.
Учитывая, что конкретный вид уравнений, описывающих ошибки ИНС зависит от того, какая система координат используется в качестве инерциальной системы координат ограничимся лишь анализом структуры модели ошибок ИНС.
Для моделирования случайных ошибок ИНС используется используется система дифференциальных уравнений, описывающая:
· ошибки Dx, Dy, DНин определения местоположения ЛА в инерциальной системе координат; · ошибки DWинx, DWинy, DWинz определения составляющих скорости ЛА; · угловые ошибки Yx, Yy, Yz, ориентации осей гироплатформы ИНС относительно инерциальной системы координат; · ошибки ex, ey, ez – ошибки по скорости дрейфа гироскопов · ошибки акселерометров DAx, DAz, DAy В совокупности все перечисленные ошибки описываются системой из 15 линейных дифференциальных уравнений первого порядка относительно перечисленных компонент. Коэффициенты этих дифференциальных уравнений определяются в зависимости от конкретного вида системы координат, рассматриваемой в качестве инерциальной системы координат и характеристик формирующих фильтров, используемых для описания ошибок скорости дрейфа гироскопов (ex, ey, ez) и ошибок акселерометров (DAx, DAz, DAy
Модель ошибок ДИСС включает в себя ошибки измерения составляющих путевой скорости ЛА: DWдx, DWдy, DWдz . Для моделирования погрешностей ДИСС используется модель формирующего фильтра следующего вида: DWдx/dt= -ax DWдx +wWx DWдy/dt= -ay DWдy +wWy DWдz/dt= -az DWдz +wWz wWx, wWy, wWz - формирующие гауссовские белые шумы с нулевыми математическими ожиданиями и интенсивностями: NWx= 2axsx; NWy= 2aysy; NWy= 2aysy;
Для моделирования погрешностей РВ используется модель формирующего фильтра следующего вида: DНр/dt= -bр DНр +wр wр - формирующий гауссовский белый шум с нулевыми математическими ожиданиями и интенсивностью: Nр= 2bрsр
Таким образом в совокупности ошибки РИД КИМС в матричном виде могут быть описаны линейным дифференциальным уравнением следующего вида: DX(t)/dt = FX(t) + Vw(t) где X(t) - вектор состояния размерности (19 х 1) с компонентами: X(t) = (Dx, Dy, DНин, DWинx, DWинy, DWинz, Yx, Yy, Yz, ex, ey, ez, DAx, DAz, DAy, DWдx, DWдy, DWдz, DHр)Т F- матрица размерности (19х19), определяющая динамику вектора состояния ФК; w(t)- вектор формирующих белых шумов фильтра размером (10х1) с компонентами: w(t)=(wex, w e, y wez, wAx, wA, y wAz, wWx, wWy, wWz, wр) Компоненты вектора формирующих шумов имеют нулевые математические ожидания и задаются диагональной матрицей дисперсий Nw c элементами: Nw(t)=diag(2aexsex, 2aeysey, 2aezsez, 2aAxsAx, 2aAysAy, 2aAzsAz, 2axsx, 2aysy, 2azsz, 2bрsр)
В соответствии со схемой комплексирования РИД КИМС на вход ФК поступает векторный сигнал r(t)=(r1(t), r2(t), r3(t), r4(t))Т r1(t) = DHин(t) - DHр(t) r2(t) = DWинx(t) - DWдx(t) r3(t) = DWинy(t) - DWдy(t) r4(t) = DWинz(t) - DWдz(t) Тогда уравнение измерений ФК может быть представлено в виде: r(t) = HX(t) +x(t) где матрица H – матрица размером (4х19) с ненулевыми компонентами: h13=1; h119=-1; h24=1; h216=-1; h35=1; h317=-1; h46=1; h418=-1; x- вектор белых гауссовских шумов измерений РИД КИМС размером (4х1). В РИД КИМС в качестве шумов измерений выступают: 1) флуктационные ошибки РВ x1=DHрфл(t) 2) флуктационные ошибки ДИСС в каждом из каналов x2=DWфлx(t) x3=DWфлy(t) x4=DWфлz(t)
Такая структура вектора ошибок измерений обусловлена тем, что перечисленные ошибки имеют наиболее широкополосный спектр, а значит их аппроксимация гауссовским белым шумом вполне правомочна.
Предполагается, что шумы измерений имеют нулевые математические ожидания и характеризуются заданной диагональной матрицей интенсивности: Nx(t)=diag(Nрфл, Nфлx, Nфлy, Nфлz)
Сформированная математическая модель входного сигнала фильтра Калмана позволяет записать уравнения для оптимальных оценок вектора состояния X*(t) и апостериорной ковариационной матрицы ошибок К*X(t), характеризующей ошибки оценивания.
С учетом вычисления оптимальных оценок вектора состояния на выходе РИД КИМС формируются оценки положения и составляющих вектора скорости ЛА: XРИД(t) = Х(t)+ DХ(t)- DХ*(t), YРИД(t) = Y(t)+ DY(t)- DY*(t), HРИД(t) = H(t)+ DHин(t)- DH*ин(t), WРИДx(t) = Wx(t) - DWинx(t) + DW*инx(t) WРИДy(t) = Wy(t) - DWинy(t) + DW*инy(t) WРИДz(t) = Wz(t) - DWинz(t) + DW*инz(t)
Предполагая, что ошибки оценивания невелики, можно ожидать, что измеренные с помощью КИМС координаты местоположения ЛА и составляющие вектора скорости будут близки к истинным значениям.
|