![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утопление
– истинное («мокрое», «синее»); - асфиксическое («белое», «сухое»); - синкопальное (смерть в воде) - вторичное утопление (потеря сознания, вдыхание под водой). Возможность выживания у детей после длительного пребывания под водой (до 30-40 мин) обусловлена следующими причинами: 1. В первые годы жизни сохраняется рудиментарный рефлекс ныряльщиков, после попадания холодной воды на лицо появляется брадикардия, усиление сердечного и мозгового кровообращения, активируется анаэробный гликолиз. 2. Более выражена и быстрее развивается гипотермия, из-за относительно большой поверхности тела, охлаждение способствует большей устойчивости ЦНС к гипоксии. 3. Типично асфиктическое утопление с ларингоспазмом, который замыкает в дыхательных путях объем воздуха, равный жизненной емкости. 4. Если вода попадает в дыхательные пути, то не сразу вытесняет из них газ, так как ребенок долго находится в воде в вертикальном положении вверх головой. Реанимационное пособие оказывается по общим принципам. В пресной воде при утоплении происходит отмывание сурфактанта в легких и всасывание гипотонической воды в сосудистое русло, что приводит к отеку легких, развитию гиповолемии, гипоосмоляльности и гемолизу, гиперкалиемии, фибрилляции желудочков. Особенности при восстановлении и поддержании дыхания: опасность переразгибания головы при подозрении на травму шейного отдела позвоночника у ныряльщиков; как можно более ранняя интубация трахеи и вентиляция легких с ПДКВ, учесть возможность травмы шейного отдела позвоночника; обязательная санация трахеобронхиального дерева; опорожнение желудка. Острый стенотический ларинготрахеобронхит – ОДН, в основе которой лежит отечно-воспалительный процесс, начинающийся в подсвязочном пространстве и часто распространяющийся дистально. Проявляется нарушением проходимости дыхательных путей на уровне гортани из-за ее отека, к которому в дальнейшем присоединяется обструкция дыхательных путей мокротой. Чаще всего развивается у детей. Помощь на догоспитальном этапе: ингаляция альфа-адреномиметика (нафтизин, санорин) и кортикостероида (преднизолон, растворимый гидрокортизон, дексазон, оксикорт и др.) в виде мелкокапельного или грубо-дисперсного аэрозоля; при некупированном возбуждении ввести (в/в или в/м) седуксен (в возрастной дозе); при улучшении состояния – транспортировать ребенка в больницу; при отсутствии эффекта – интубировать трахею и перевести на ИВЛ, продолжить ИВЛ и транспортировать ребенка в стационар. Помощь на госпитальном этапе: оценить состояние ребенка: частота дыхания, дыхательный обьем, участие мускулатуры в акте дыхания – при спонтанной вентиляции, аускультативная картина в легких при спонтанной вентиляции и ИВЛ, SaO2, сердечный ритм и т.д.; решить вопрос об интубации трахеи (или об оставлении трубки в трахее), при показаниях к интубации предпочтительно – интубация через нос; продолжить респираторную терапию: аэрозольные ингаляции растворами комнатной температуры, специальные режимы дыхания, стимуляция кашля или/и аспирация мокроты, вибрационный массаж грудной клетки и др.; решить вопрос о необходимости и объеме инфузионной терапии; решить вопрос об энтеральном питании (зондовое при ИВЛ); решить вопрос о необходимости антибиотикотерапии; вопрос о сроке экстубации решать в зависимости от течения процесса. Осложнения и последствия. · Невозможность интубации. При невозможности введения в гортань интубационной трубки попытаться ввести металлический интубатор. Если не удается и это - выполнить трахеостомию (коникотомия, как правило, затруднена). · Кровотечение из слизистой гортани (чаще всего после удаления корок). Лечебные действия: - интубация трахеи трубкой с раздутой манжеткой высокого давления, оптимальное расположение манжетки – на уровне кровоточащей слизистой; цель – сдавить манжеткой кровоточащие сосуды; отсасывание крови из трахеобронхиального дерева; - ингаляция преднизолона. · Рецидив подсвязочного отека как следствие преждевременной экстубации. Лечение: интубация трахеи, усиление респираторной и инфузионной терапии. · Пневмония. Необходимо усиление респираторной терапии с учетом возникшей патологии.
· Освобождение дыхательных путей; · Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации; · Госпитализация в ОРИТ.
Длительность занятия: 4 часа. Место проведения занятия: учебные комнаты, палаты стационара, реанимационные отделения. Оснащение занятия: муляжи, фантомы, наркозные аппараты, аппараты ИВЛ, наборы для интубации, коникотомий, трахеостомий, КПВ, мультимедийные презентации, учебные фильмы, стенды. Работа на занятии: 1.Организационные вопросы – 5 мин. 2.Проверка исходного уровня знаний – 15 мин. 3.Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин. 4.Семинар по теме – 45 мин. 5.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя для овладения практическими навыками, например: осмотр больных, работа с блоком информации, историями болезни, таблицами, схемами, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение типовых ситуационных задач с ответами – 60 мин. 6.Клинический разбор больных – 20 мин. 7.Итоговый контроль: тестирование, решение ситуационных задач – 10 мин. 8. Подведение итогов занятия – 10 минут. 9. Воспитательные аспекты занятия. Тестовые задания 1.Какой метод применяют для оценки вентиляции в соответствии со стандартом минимального мониторинга во время интенсивной терапии: д. пульсоксиметрию; 1. Какой метод применяют для оценки вентиляции в соответствии со стандартом минимального мониторинга во время интенсивной терапии: а. пульсоксиметрию; б. ЭКГ; в. капнографию; г. акцелерометрию 2. Как часто должны осуществлять во время интенсивной терапии контроль концентрации кислорода в дыхательной смеси при ИВЛ: а. постоянно; б. через каждый час; в. 1 раз в сутки; г. по мере необходимости. 3. Каким методом можно оценить вентиляцию легких: а. капнография; б. пульсоксиметрия; в. плетизмография; г. электрокардиография; д. акцелерография; е. интегральная реография тела. 4. Каким методом можно оценить оксигенацию организма: а. капнография; б. пульсоксиметрия; в. плетизмография; г. электрокардиография; д. акцелерография; 5. Во время внутривенной анестезии на фоне самостоятельного дыхания воздухом у больного развилось осложнение, именуемое «Синдром Мендельсона». Сущность этого осложнения: а. рефлекторная остановка сердца; б. аспирационный пневмонит; в. бронхоспазм; г. гипоксемия. 6. С целью профилактики аспирационного синдрома в экстренной хирургии необходимо: а. Придать положение Тренделенбурга б. Положить больного на левый бок в. Опорожнить желудок с помощью зонда г. Быстро ввести в состояние наркоза д. Предупредить мышечную фибрилляцию на введение миорелаксантов 7. Интубацию трахеи проводят: а. для предупреждения регургитации б. для проведения ИВЛ в. ля предупреждения асфиксии вследствие западения языка г. для проведения туалета трахеи и бронхов д. для осуществления бронхоскопии 8. Аспирация содержимого желудка может привести а. к асфиксии б. к пневмонии в. к ателектазу легкого г. все ответы правильные Ситуационные задачи 1. В послеоперационной палате при дыхании воздухом пациент стал «серым». При быстром исследовании КОС отмечается рН-7, 0, ра СО2-80 мм рт.ст., ра О2-45 мм рт.ст. Какой диагноз следует поставить? Ваши действия? 2. У больного 64 лет с бронхиальной астмой в анамнезе после физической нагрузки возник приступ удушья, звучные свистящие хрипы, АД 180/100 мм рт.ст., пульс 140 в минуту, бледность кожных покровов с акроцианозом. Возбуждение. Какой диагноз следует поставить? Ваши действия?
Литература: · Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность/ Зильбер А.П. – Петрозаводск, 1989. – 318 с. · Зильбер А.П. Этюды критической медицины. – М. Медпресс-информ, 2006. – 566 с.. · Мазагатти Ф.А, Лебовиц Л.С., Шлюгер Н.У. Интенсивная респираторная терапия. – М.: Бином, 2002. – 272 с. · Кассиль В.Л., Выжигина М.А., Хапий Х.Х. Механическая вентиляция легких в анестезиологии и интенсивной терапии. – М.: Медпресс-информ, 2009. – 608 с.: ил.
Приложение № 2 к УМК ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава Кафедра хирургических болезней медико-профилактического факультета с курсом гематологии и трансфузиологии ФПК и ППС
Утверждаю: Зав. кафедрой Проф._______________ М.Ф. Заривчацкий __.__.2009
|