Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров
Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной народной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося музыкального искусства. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой " золотой век" в начале собственной карьеры. В XVI—XVIII вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше - Г. да Сало (Бертолотти), Дж. Маджини, в Кремоне - семейства Амати, Гварнери, А. Страдивари. В Венеции - Д Монтаньяна, Ф. Гобетти, М. Гофриллер. Семейства Гранчино и Тесторе, К.Ф. Ландольфи – Милан; род Гальяно - Неаполь; род Гваданини, который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или " да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684). Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семья Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. Как бы то ни было, считается, что как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века, а ее «изобретателем» был итальянец немецкого происхождения, живший в Болонье, Гаспар Дуифопруггар (1467-1530), изготовлявший также виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 году Гаспаром Дуифопруггаром для короля Франца I и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Но эти сведения не достоверны. В Музее музыкальных инструментов в городе Познани храниться скрипка одного из родоначальников скрипичного мастерства Андреа Амати, датируемая 1550 годом.
Скрипки Гаспаро да Сало
Не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской школы Гаспаро да Сало. Приписываемые ему скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер. С 1562 года Сало стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи. Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Есть сомнения о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав её Уле Булю (скрипка хранится в Народном музее в Бергене).
Учеником и продолжателем дела Гаспаро да Сало был ДжованниПаоло Маджини. Его искусство знаменовало наивысший взлёт скрипичной школы в Бреше.
Характерной чертой его скрипок является двойной ус, либо виньетка из двойного уса на нижней деке. Маджини впервые ввёл классический завиток головки, установив его форму. Грунт – тёмный, золотисто-коричневый. Лак очень красивый, красновато-бронзовый, прозрачный. Брешанская школа оказалась единственной, которая могла сохранять своё лицо и славу в конкуренции со знаменитой кремонской школой.
Скрипка Паоло Маджини В кремонской школе, основателем корой был Андреа Амати была развита и доведена до совершенства модель классической скрипки, созданы выдающиеся образцы инструмента, приблизиться к которым не смогли другие мастера вплоть до нашего времени. Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клён) из Далмации и Боснии для нижней деки и ель (реже – пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее " талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Определил он и тон лака – более светлый, тёмно-жёлтый с бронзовым и красноватым оттенком. Ему удалось добиться мягкого, необычно красивого, близкого человеческому голосу звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок соответствовал эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко.
Скрипки Андреа Амати
Два сына Амати – Андреа Антонио Амати (ок. 1538 – до 1640) и Иеронимо (Джироламо) (1561 – 1630) работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, несколько орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краев дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.
Скрипка Иеронимо (Джироламо) Амати
До наивысшего совершенства довёл модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын и ученик Джироламо – Николо Амати (1561 – 1684), наиболее известный представитель семейства, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати до совершенства. Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента.
Скрипки Николо Амати
Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса, уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный, иногда встречается красный. Мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Николо Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых – А. Страдивари, А. Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин, а так же его сын – Иеронимо Амати (1649 – 1740), завершивший дело отца.
Скрипка Санто Серафин
Ученик Амати, Андреа Гварнери (ок. 1626 – 1698) стал основателем знаменитой династии мастеров. Андреа Гварнери, учившийся, как и Страдивари, у Никколо Амати, свои первые инструменты создавал в стиле своего учителя, затем несколько видоизменил их форму. Звук инструментов Андреа Гварнери очень нежный, но недостаточно сильный. Гварнери внёс свои конструктивные изменения, что позволило ему добиться более полного благородного звучания, но при некоторой потере нежности и красочной колоритности тона. Его сыновья – Пьетро Гварнери (1655 – 1720) и Джузеппе Гварнери (1666 – ок. 1762) продолжили поиски звучания. Среди семейства Гварнери самым выдающимся мастером считается внук Андреа. Д жузеппе (Иосиф) Гварнери, прозванный дель Дже зу (1698 – 1744) – гениальный мастер, творчество которого можно сравнить лишь с Антонио Страдивари.Прозвище «дель Джезу» он получил благодаря тому, что на этикетках его скрипок изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена. Скрипки Гварнери дель Джезу соперничают со скрипками Антонио Страдивари (многие известные скрипачи предпочитали инструменты Гварнери инструментам, созданным Страдивари) и обладают великолепным звуком, очень сильным и интересным по тембровой окраске. Скрипка Гварнери дель Джезу
Скрипки Гварнери дель Джезу сконструированы таким образом, что допускают возможность более мощного напора смычка по сравнению со скрипками Страдивари.
В этом смысле мастер опередил свое время: звук скрипок – сильный, мужественный, огромная, заполняющая зал звуковая энергия, великолепно подходил для игры в больших залах, мог казаться грубоватым и оскорблять ухо в камерных залах прошлых столетий, где проходило музицирование. Лак глубокий и прозрачный, изменяющий свой тон при изменении угла падения света от жёлтого до тёмно-красного.
Скрипка Гварнери дель Джезу
Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала. При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, - настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один копиист! А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он скончался в 46 лет в чужом доме, куда он из-за нужды вынужден был переехать из дома собственного, а его скрипкам пришлось тяжеловато. Из-за внешнего неизящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Подлинных инструментов этого мастера значительно меньше, чем у Страдивари, сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая. На скрипках Гварнери дель Джезу играли Н.Паганини, А.Вьетан, Э.Изаи, Ф.Крейслер, Я.Хейфец.
Высшее совершенство инструменту придал Антонио Страдивари, имя которого известно не только музыкантам, но и всякому культурному человеку. Страдивари родился в 1644 году и всю жизнь прожил, никуда не выезжая, в Кремоне. Уже в тринадцатилетнем возрасте начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у Амати (в 1666 году сделал без помощи наставника свою первую скрипку), но период творческих исканий, в течение которого Страдивари искал собственную модель, длился более 30 лет: его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов. В мастерской Страдивари.
Это был «золотой период» его творчества, когда он создал величайшие шедевры. Это – «большие» по модели скрипки с более плоской нижней декой, высокими боками, улучшенной настройкой дек, что позволило обогатить удивительный тембровый «букет» его инструментов, получить специфический для Страдивари эффект. В это время Страдивари сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук необыкновенно обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени
принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни.
Скрипки Страдивари
. Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, некоторые скрипки попали в коллекцию известного собирателя XVIII века графа Козио де Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее Страдивари в Кремоне. Ничего не известно о творческих методах Страдивари, ни о путях, какими он достиг выдающихся результатов. Говорят, что свой «секрет» Страдивари унёс с собой в могилу. Однако, дело здесь, очевидно, не в «секрете» производства, так как у него были сыновья – скрипичные мастера – Франческо и Омобоно Страдивари, которые не обладали талантами отца. Успех Страдивари можно объяснить его личными выдающимися качествами, чутьём того звукового идеала, к которому он стремился при создании своих выдающихся инструментов.
Страдивари за работой.
Из двух тысяч (приблизительно) инструментов, изготовленных мастером, до нашего времени дошло около шестисот тридцати пяти скрипок, а так же двенадцать альтов, пятьдесят виолончелей, одна цитра, одна мандолина, две гитары. Однако, о некоторых из них нельзя сказать с уверенностью, что они не являются подделкой. Среди прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704), «Виотти» (1709), «Алард» (1715), «Мессия» (1716) и др.
Клеймо Страдивари
Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента. Из двух тысяч (приблизительно) скрипок, изготовленных мастером, до нашего времени дошло около шестисот тридцати пяти, а так же двенадцать альтов, пятьдесят виолончелей, одна цитра, одна мандолина, две гитары. Однако о некоторых из них нельзя сказать с уверенностью, что они не являются подделкой. Из его одиннадцати детей двое – сыновья Франческо и Омобоно также делали скрипки, но особенно в этом не преуспели. Самым способным учеником Страдивари был Карло Бергонци (1686-1747), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя. Его скрипки, несколько грубоватые, имеют расширенный внизу корпус, удлинённые углы, более широкие эфы. Звук скрипок Бергонци напоминает Страдивари, уступая, может быть, ему несколько по благородству и богатству тембра. Шедевры Страдивари и Гварнери дель Джезу до сих пор остаются недосягаемыми образцами гениального творчества итальянских скрипичных мастеров.
В XVI-XVIII вв. в разных странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров: В Польше - М. Добруцкий, семьи Гроблич и Данкварт; В Германии - Я. Штейнер, семья Клоц. В Чехии Я. Кулик, Ф. Шпидлен.
Мало кто знает, что в XVIII веке скрипки, произведенные в Чехии, ценились наравне с итальянскими. А имя немецкого скрипичного мастера Йозефа Антонина Ласке, который жил и работал в Праге, было абсолютной гарантией высокого качества, в частности, у польских и чешских музыкантов.
Скрипки Й.А. Ласке
Постепенно спрос на высококачественные дорогие инструменты был удовлетворён. В странах Европы началось массовое ремесленное изготовление инструментов, подорвавшее итальянские школы, которые постепенно пришли в упадок, а секреты их мастерства оказались утраченными. К концу XVIII в. развернулось массовое ремесленное производство скрипок (особенно в Тироле), а затем и фабричное изготовление инструментов. Индивидуальное искусство мастеров постепенно пришло в упадок. Среди немногих позднейших мастеров: Н. Люпо, Ж. Б. Вильом, Э. Ватло (Франция), В. Панормо и бр. Хилл (Англия), И. А. Батов, H. P. Киттель и А. И. Леман (Россия), создавшие образцы концертных инструментов. Завоевали известность советские мастера: E. P. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, В. И. Зедник, Л. А. и Б. Л. Горшковы, А. С. Кочергин, В.А. Якименко, Д.В. Яровой и др.
В СССР в 1919 создана Государственная коллекция музыкальных инструментов, которая непрерывно пополняется лучшими образцами мастеровых инструментов.
|