Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха возрождения. Расцвет скрипичного искусства в Западной Европе.






Эпоха Возрождения (Ренессанс) начала своё шествие в Италии с XIV века, в странах Западной и Центральной Европы - с середины XV – XVI в.в. В период этой эпохи совершился переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Возрождение связано с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе, с зарождением в наиболее экономически развитых странах капиталистических отношений.

Это был величайший для того времени переворот в духовной жизни общества. В основе нового мировоззрения лежал гуманизм (человеколюбие). На первый план выдвигается ценность человеческой личности, реалистическое отражение действительности. Существенной особенностью эпохи Возрождения явилось обращение к идеалам античности.

В эпоху Высокого Возрождения (XVI век) итальянская музыка заняла ведущее положение среди европейских музыкальных культур. Одно из первых музыкальных обществ – Флорентийская камерата (1580 г.) ратовало за возрождение античных традиций в искусстве, противопоставило господствующей в XVI веке хоровой полифонии монодию с сопровождением, выдвинув на первый план гомофонно-гармоническое начало. Ренессанс активно расцвёл именно на итальянской почве. Нельзя недооценить ведущую роль итальянских музыкантов в раннем развитии скрипичного творчества как одного из передовых явлений европейской музыки. Именно Италия дала миру развитое скрипичное искусство, непревзойдённые образцы скрипичного инструментария. Таким образом, сложились благоприятные условия для бурного развития инструментальной и ансамблевой музыки, первые самостоятельные образцы которой были созданы А. и Дж. Габриели, Н. Вечентино, Дж. Палестриной.

 

В атмосфере общего подъёма художественной культуры интенсивно развивалось музицирование в различных слоях общества. Наряду с церковными капеллами складывались светские кружки просвещённых любителей литературы и искусства.

 

Маттиа Претти Концерт 1630-1640 г.г.


 

 

 

Ян ванн Биглерт.

. Музицирование в буржуазно-городской и придворнo-патрицианской среде создало предпосылки для подъёма бытового и профессионального музыкального творчества, в котором главенствуют жизнеутверждающая реалистическая образность, воспевается радость бытия. Эти черты светского музыкального искусства складываются под влиянием народного творчества. Усиливается воздействие народного искусства и на духовную музыку. Церковь потеряла монополию в сфере профессиональной музыки, но вплоть до XVII века продолжала играть в её развитии роль мощного организационного центра. В XVI веке значительно обогатился состав инструментов, расширились их выразительные возможности.

 

 

Адольф фон Мензель. Концерт для флейты в исполнении Фридриха Великог в Сансусси.

 

Наиболее популярны: орган, клавикорд, клавесин, верджинел, лютня. В этот период формируется классический тип виол, которые получают широкое распространение. Но к концу XVI века на первый план выдвигается скрипка.

В эпоху Возрождения начинается интенсивное развитие инструментальной музыки. При этом сохраняется тесная связь с вокальными жанрами.

 

 

Геррит ван Хонтхорст. Концерт 1624 г. (Музыкальный быт эпохи Возрождения).

 

Наиболее ранними светскими жанрами, в исполнении которых принимали участие скрипачи, были канцона (от лат. cantio, фр. – chanson – пение) и фроттола (ит. frotta – толпа, гуляние).

Их постепенно вытеснили канцонетта, вилланелла (ит. Villanelle – крестьянка, деревенская песня, танец), мадригал (от лат. mater – мать, песня на родном, материнском языке), балетто. С гомофонными жанрами взаимодействовали и полифонические инструментальные жанры, такие как ричеркар (ит. ricercare – разыскивать, искать).

Преобладают прикладные танцевальные формы, которые объединяются в сюиты. Появляются первые инструментальные формы самостоятельного значения : вариации, прелюдия, фантазия, токката. Параллельно с сюитой и на её основе формировалась церковная соната (sonata da chiesa) и камерная соната. Камерная и церковная соната в своём развитом виде получили название (из-за состава) «трио-соната».


 

Жанр церковной трио-сонаты получает развитие в творчестве Дж.Торелли, Дж. Б. Витали, Б. Бассани. В истоках церковной сонаты лежит развитая многоголосная канцона для солирующих инструментов с басом. Важным завоеванием явилось оформление в сонате партии basso continuo (сопровождающего, цифрованного баса) как фундамента для развёртывающегося концертирования двух верхних голосов. Вершины развития жанр церковной трио-сонаты достиг в творчестве А. Корелли.

Тройные составы инструментов были вообще весьма типичны для итальянских ансамблей. Две скрипки и бас – обеспечивали стабильный минимальный ансамбль, обладающий богатыми художественными возможностями.

Сольная скрипичная соната возникла позднее трио-сонаты, обособившись от неё и взяв наиболее яркие, динамичные черты. Произошло это тогда, когда выработались концертные исполнительские приёмы, характерная образность, бросский тематизм и средствами солирующей скрипки могло быть создано большое художественное полотно. Эту задачу впервые решил А. Корелли, завершив и подытожив почти столетние поиски на этом сложном пути.

Concerto grosso (большой концерт) сформировался позднее трио-сонаты, в значительной степени как её продолжение, расширение масштабов, художественное обогащение в рамках иных условий музицирования. В составах, где принимали участие две скрипки и шесть – восемь медных духовых инструментов, основная выразительная нагрузка падала на скрипичные партии. Законченные художественные образцы большого концерта дал А. Корелли.

 

Jan Miense Molenaer. Family Making Music.

 

Скрипичное искусство эпохи Возрождения расцвело именно на итальянской почве.

Арканджело Корелли заслуженно считается основоположником итальянской скрипичной школы XVII – начала XVIII века. Опираясь на народные традиции, он обобщил лучшие достижения итальянской скрипичной музыки XVII века, заложил своим творчеством основы предклассического стиля в скрипичном искусстве эпохи Возрождения.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал