Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития и совершенствования смычка
СМЫЧОК - трость с натянутыми конскими волосами, используемая для извлечения звука на струнных инструментах типа скрипки. На протяжении многих веков, предшествовавших появлению классической скрипки, конструкция смычка оставалась почти неизменной. Первоначально смычок имел форму примитивного лука, от одного конца которого к другому наподобие тетивы были натянуты конские волосы. Его возникновение связывается с возникновением и развитием смычковых инструментов в восточном инструментарии, затем он проник к кочевникам Центральной Азии, получил распространение в Китае, Индии и через мусульманские страны попал в Европу.
Смычок восточного инструментария Смычок, во многом определяющий богатство звучания и выразительность, которые характеризуют инструменты типа скрипки, появился в Европе приблизительно в VIII веке н. э. Смычок выглядел как лук, он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком игралина струнных инструментах, предшествовавших скрипке. Примитивная лукообразная форма смычка, до сих пор бытующая на Востоке, постепенно изменялась в соответствии с требованиями европейской профессиональной музыки. Имелись две основные разновидности – малый смычок, на котором волос был натянут близко к трости, и крупный, имеющий дугообразную форму. Смычок первого типа использовался при игре на генсле, мазанках, скрипицах; крупный – для инструментов типа фиделя. Способ держания смычка был одинаковым: кисть располагалась несколько выше современного положения, ближе к середине трости. Средневековый смычок
В XV столетии он приобретает подобие современного смычка, хотя все еще очень изогнутого и остроконечного. Эта форма продержалась до самого начала XVIII столетия. Ее малая упругость, однако, отвечала тогдашней технике и манере игры. Исполнение тонких нюансов не было тогда еще известно.
Гвидо Рени Святая Сесилия 1606 г.
Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Условно, процесс формирования смычка можно разделить на несколько основных этапов. Первый этап эволюции смычка - с VIII по XV век. Это еще примитивный смычок лукообразной формы, на котором начинают формироваться колодка и головка. Второй этап - XV-XVI века - ознаменовался более выпрямленной тростью, а головка приобретает более совершенную форму. Третий этап - XVI- первая половина XVIII века. Усовершенствуется механизм натяжения волоса от кремальеры до винта. Трость еще больше выпрямляется, удлиняется, улучшаются ее упругие качества. Четвертый этап - вторая половина XVIII века. Смычки этого времени имеют современную головку и прямую трость. Над улучшением смычка работали знаменитый Арканджело Корелли, Джузеппе Тартини, далее также Вильгельм Крамер и Джованни Баттиста Виотти. Процесс совершенствования смычка шел параллельно с формированием смычковых инструментов. Хронологически эти процессы далеко не всегда совпадали друг с другом. В одни исторические периоды эволюционировали преимущественно инструменты, в то время как смычки сохраняли типовые качества, в другие периоды, наоборот, видоизменялись смычки, инструменты же, как бы временно стабилизировались. Так, например, от появления смычковых инструментов в Европе и по XV столетие, смычок, в основном, оставался без изменения – были распространены все те же формы лукообразного смычка. В XV веке развитие смычка характеризуется начальным формированием колодки. Первоначально колодка была, в сущности, простой палочкой или куском дерева, которое вставлялось между тростью и волосом. Она служила для оттяжки волоса от трости в месте держания смычка. Затем начали употреблять трости, имеющие на месте будущей колодки ответвление - сучок. Наконец ввели так называемые «искусственные колодки», которые выпиливались вместе с тростью из одного куска дерева. Таким образом, на смычках XV столетия колодки в нашем понимании еще не было. Параллельно с формированием колодки уменьшается лукообразный выгиб трости. Уменьшение выгиба трости, введение колодки, улучшая смычок, делали его более эластичным и податливым для воспроизведения разнообразной звучности. Появление указанных особенностей смычка свидетельствует о развивающихся динамических требований, предъявленных к исполнителям на смычковых инструментах. Постепенно начинает оформляться и конец смычка. С XIV века его делали в виде пуговицы, к которой прикреплялся волос, позднее он приобрёл форму «утиного носа». С развитием техники игры изменялся и смычок. Распространенность смычков старого типа обуславливалась наличием большого количества произведений, не имевших еще развитой инструментальной специфики. Партии, предназначавшиеся для смычковых инструментов, в большинстве случаев мало, чем отличались от вокальных партий. Однако начинали появляться и произведения, содержавшие в себе элементы специфики инструментальной штриховой техники. В XVI веке использовались различные виды перевязей для прикрепления смычка к кисти. Развитие штриховой техники и вызвало появление нового смычка XVI столетия. К середине XVII столетия колодка отделяется от трости; создается механизм натяжения волос в виде так называемой кремальеры. Кремальера представляла собой зубчатую пластинку, вделанную сверху в трость смычка. На зазубринки ее нацеплялась колодка. Но кремальера просуществовала недолго. Видимо, почти одновременно с кремальерой вводится винт. Орацио Джентилески. Молодая женщина, играющая на скрипке 1624г.
На протяжении XVI – XVII веков шёл процесс выпрямления трости, замены неподвижной колодки на подвижную, позволяющую регулировать натяжение волоса. Во второй половине XVII века по инициативе А.Корелли появился смычок с параллельным расположением волоса и трости. А с конца XVII века натяжение волоса уже регулировалось винтом. Потребность в лёгких и прыгающих штрихах вызвала появление смычка с более гибкой тростью. Это осуществил знаменитый итальянский скрипач Дж. Тартини в 1730 году. Тартини провел две замечательные реформы: он увеличил длину смычка, еще больше выпрямил трость, и ввел так называемую «каннелировку». Каннелировка представляет собой усовершенствование для более удобного держания смычка. На трости вырезались продольные бороздки в том месте, где правая рука держит смычек. В дальнейшем каннелировка трости в месте держания смычка была заменена обвивкой. Важные нововведения в конструкцию смычка были внесены немецким скрипачом Вильгельмом Крамером. В его смычках трость была совершенно прямой, головка присоединялась к ней под прямым углом. Окончательно сформировывается конец смычка. С этого периода началась дифференциация смычка у разных представителей смычковых.
Ян Купецкий. Юноша со скрипкой 1690-е Л. Соломаткин. Бродячий музыкант 1871г.
В профессиональном скрипичном искусстве велись активные поиски конструктивных решений усовершенствования смычка, а в народной музыкальной практике лукообразный тип смычка просуществовал ещё очень долго, вплоть до XX века. В последней трети XVIII века процесс совершенствования смычка завершился реформой Франсуа Турта (1747 – 1835) – французский мастер смычков. Обучался у отца и старшего брата Ксавье Турт. Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, то немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли и скрипачи-виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло, он пользовался советами итальянского скрипача Г. Пуньяни (по др. данным - Дж. Б. Виотти). Для изготовления смычков использовал редкий сорт фернамбука тёмно-вишнёвого цвета (встречаются смычки, сделанные и из светлого сорта этого дерева), стремясь к сочетанию эластичности, прочности и соответствующего веса трости. Усовершенствовал смычок: заменил прямую трость вогнутой, что придало смычку необходимую упругость и эластичность, способствовало дальнейшему прогрессу звукоизвлечения, развитию лёгких прыгающих штрихов. Расположил волосы не пучком (как это было ранее), а в виде ленты, распластанной с помощью пластинки, вдвигаемой в колодку (металлическое кольцо, столь изменившее игровые свойства волосяной ленты, было изобретено французским мастером Фр. Люпо). Ввёл для натяжения волоса металлический винт и определил оптимальные размеры и вес смычка каждого из инструментов скрипичного семейства. Трость смычка встречается как круглая, так и восьмигранная (лаком не покрыта, а тщательно отшлифована пемзой с маслом). На трость наносилась каннелировка из посеребряной нити или китового уса. Колодку и винт украсил перламутровым глазком. За своё искусство Турт прозван " Страдивари смычка". Основные усовершенствования выполнены Туртом в 1775-1780-е гг.; период расцвета его мастерства продолжался до 1790. Применение смычков конструкции Турта сыграло огромную роль в развитии скрипичной и виолончельной техники, позволило расширить выразительные возможности этих инструментов, способствовало широкому применению летучих и прыгающих штрихов. Туртовский смычок – это обильная выдача звука любой частью трости при любом направлении ведения. Длина волоса туртовского смычка равняется 63 – 64 см, при общей длине смычка 73 – 74 см (в современных смычках соответственно – 65 см и 75 см). Классически совершенная конструкция смычков Турта легла в основу работ всех последующих мастеров.
Усовершенствования Турта заключались в следующем:
· изгиб трости вовнутрь; · распластывание волоса в виде ленты путем специальной пластинки, которая задвигается в колодку, и серповидного кольца, прижимающего волос к концу колодки; · установление и стандартизация материала (фернамбуковое дерево); · использование металлического винта для натягивания волоса; · стандартизация длины и веса смычков; · установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии около 18 см от колодки. Самыми замечательными и важнейшими нововведениями Турта можно считать определение места центра тяжести (это важное качество смычков, вероятно, было подсказано скрипачами) и изгиб трости вовнутрь. Этот изгиб в обратную от натяжения волосом сторону компенсировал потерю упругости трости при установлении нужного места центра тяжести утончением ее к концу. Развитие виртуозной штриховой техники на смычковых инструментах повлияло и на стандартизацию длины трости и веса смычка. Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка (сам Турт не был скрипачом) нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворял в жизнь их идеи и довел качество смычков до совершенства. Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом. Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества: · сохранил одинаковую упругость по всей ее длине; · повысил статическую устойчивость смычка на струне при игре. · Турт стремился, чтобы древко смычка имело должную степень упругости. Его опыты научно обобщил французский мастер скрипок Жан-Баттист Вильом.
Среди лучших мастеров, изготовлявших скрипичные смычки, следует назвать французских мастеров XIX века - Фр. Люпо и Ж.-Б. Вильома, а также мастеров Д.Пекката и Фр. Вуарена. В России лучшими смычковыми мастерами были Н. Киттель и М.А. Нетыкса. Из советских мастеров - П.Н. Летунов, А.М. Токарев, иособенно известны работы Л.А. Горшкова.
Современный смычок
|