Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития и совершенствования смычка
На протяжении многих веков, предшествовавших появлению классической скрипки, конструкция смычка оставалась почти неизменной. Первоначально смычок имел форму примитивного лука, от одного конца которого к другому наподобие тетивы были натянуты конские волосы. Его возникновение связывается с возникновением и развитием смычковых инструментов в восточном инструментарии, затем он проник к кочевникам Центральной Азии, получил распространение в Китае, Индии и через мусульманские страны попал в Европу.
Смычок восточного инструментария Смычок, во многом определяющий богатство звучания и выразительность, которые характеризуют инструменты типа скрипки, появился в Европе приблизительно в VIII веке н. э. Смычок выглядел как лук, он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком игралина струнных инструментах, предшествовавших скрипке.
Средневековый смычок
В XV столетии он приобретает подобие современного смычка, хотя все еще очень изогнутого и остроконечного. Эта форма продержалась до самого начала XVIII столетия. Ее малая упругость, однако, отвечала тогдашней технике и манере игры. Исполнение тонких нюансов не было тогда еще известно.
Гвидо Рени Святая Сесилия 1606 г.
Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Условно, процесс формирования смычка можно разделить на несколько основных этапов. Первый этап эволюции смычка - с VIII по XV век. Это еще примитивный смычок лукообразной формы, на котором начинают формироваться колодка и головка. Второй этап - XV-XVI века - ознаменовался более выпрямленной тростью, а головка приобретает более совершенную форму. Третий этап - XVI- первая половина XVIII века. Усовершенствуется механизм натяжения волоса от кремальеры до винта. Трость еще больше выпрямляется, удлиняется, улучшаются ее упругие качества. Четвертый этап - вторая половина XVIII века. Смычки этого времени имеют современную головку и прямую трость. Над улучшением смычка работали знаменитый Арканджело Корелли, Джузеппе Тартини, далее также Вильгельм Крамер и Джованни Баттиста Виотти. Процесс совершенствования смычка шел параллельно с формированием смычковых инструментов. Хронологически эти процессы далеко не всегда совпадали друг с другом. В одни исторические периоды эволюционировали преимущественно инструменты, в то время как смычки сохраняли типовые качества, в другие периоды, наоборот, видоизменялись смычки, инструменты же, как бы временно стабилизировались. Так, например, от появления смычковых инструментов в Европе и по XV столетие, смычок, в основном, оставался без изменения – были распространены все те же формы лукообразного смычка. В XV веке развитие смычка характеризуется начальным формированием колодки. Первоначально колодка была, в сущности, простой палочкой или куском дерева, которое вставлялось между тростью и волосом. Она служила для оттяжки волоса от трости в месте держания смычка. Затем начали употреблять трости, имеющие на месте будущей колодки ответвление - сучок. Наконец ввели так называемые «искусственные колодки», которые выпиливались вместе с тростью из одного куска дерева. Таким образом, на смычках XV столетия колодки в нашем понимании еще не было. Параллельно с формированием колодки уменьшается лукообразный выгиб трости. Уменьшение выгиба трости, введение колодки, улучшая смычок, делали его более эластичным и податливым для воспроизведения разнообразной звучности. Появление указанных особенностей смычка свидетельствует о развивающихся динамических требований, предъявленных к исполнителям на смычковых инструментах. Постепенно начинает оформляться и конец смычка. С XIV века его делали в виде пуговицы, к которой прикреплялся волос, позднее он приобрёл форму «утиного носа».
Орацио Джентилески. Молодая женщина, играющая на скрипке 1624г.
На протяжении XVI – XVII веков шёл процесс выпрямления трости, замены неподвижной колодки на подвижную, позволяющую регулировать натяжение волоса. Во второй половине XVII века по инициативе А.Корелли появился смычок с параллельным расположением волоса и трости. А с конца XVII века натяжение волоса уже регулировалось винтом. Потребность в лёгких и прыгающих штрихах вызвала появление смычка с более гибкой тростью. Это осуществил знаменитый итальянский скрипач Дж. Тартини в 1730 году. Тартини провел две замечательные реформы: он увеличил длину смычка, еще больше выпрямил трость, и ввел так называемую «каннелировку». Каннелировка представляет собой усовершенствование для более удобного держания смычка. На трости вырезались продольные бороздки в том месте, где правая рука держит смычек. В дальнейшем каннелировка трости в месте держания смычка была заменена обвивкой. Важные нововведения в конструкцию смычка были внесены немецким скрипачом Вильгельмом Крамером. В его смычках трость была совершенно прямой, головка присоединялась к ней под прямым углом. Окончательно сформировывается конец смычка. С этого периода началась дифференциация смычка у разных представителей смычковых.
Ян Купецкий. Юноша со скрипкой 1690-е Л. Соломаткин. Бродячий музыкант 1871г.
В профессиональном скрипичном искусстве велись активные поиски конструктивных решений усовершенствования смычка, а в народной музыкальной практике лукообразный тип смычка просуществовал ещё очень долго, вплоть до XX века. В последней трети XVIII века процесс совершенствования смычка завершился реформой Франсуа Турта (1747 – 1835) – французский мастер смычков. Обучался у отца и старшего брата Ксавье Турт. Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на скрипке, то немаловажную роль в процессе формирования современного смычка сыграли и скрипачи-виртуозы, которые направляли творчество смычкового мастера в нужное русло, он пользовался советами итальянского скрипача Г. Пуньяни (по др. данным - Дж. Б. Виотти). Для изготовления смычков использовал редкий сорт фернамбука тёмно-вишнёвого цвета (встречаются смычки, сделанные и из светлого сорта этого дерева), стремясь к сочетанию эластичности, прочности и соответствующего веса трости. Усовершенствовал смычок: заменил прямую трость вогнутой, что придало смычку необходимую упругость и эластичность, способствовало дальнейшему прогрессу звукоизвлечения, развитию лёгких прыгающих штрихов. Расположил волосы не пучком (как это было ранее), а в виде ленты, распластанной с помощью пластинки, вдвигаемой в колодку (металлическое кольцо, столь изменившее игровые свойства волосяной ленты, было изобретено французским мастером Фр. Люпо). Ввёл для натяжения волоса металлический винт и определил оптимальные размеры и вес смычка каждого из инструментов скрипичного семейства. Трость смычка встречается как круглая, так и восьмигранная (лаком не покрыта, а тщательно отшлифована пемзой с маслом). На трость наносилась каннелировка из посеребряной нити или китового уса. Колодку и винт украсил перламутровым глазком. За своё искусство Турт прозван " Страдивари смычка". Основные усовершенствования выполнены Туртом в 1775-1780-е гг.; период расцвета его мастерства продолжался до 1790. Применение смычков конструкции Турта сыграло огромную роль в развитии скрипичной и виолончельной техники, позволило расширить выразительные возможности этих инструментов, способствовало широкому применению летучих и прыгающих штрихов. Туртовский смычок – это обильная выдача звука любой частью трости при любом направлении ведения. Длина волоса туртовского смычка равняется 63 – 64 см, при общей длине смычка 73 – 74 см (в современных смычках соответственно – 65 см и 75 см). Классически совершенная конструкция смычков Турта легла в основу работ всех последующих мастеров.
Усовершенствования Турта заключались в следующем:
· изгиб трости вовнутрь; · распластывание волоса в виде ленты путем специальной пластинки, которая задвигается в колодку, и серповидного кольца, прижимающего волос к концу колодки; · установление и стандартизация материала (фернамбуковое дерево); · использование металлического винта для натягивания волоса; · стандартизация длины и веса смычков; · установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии около 18 см от колодки. Самыми замечательными и важнейшими нововведениями Турта можно считать определение места центра тяжести (это важное качество смычков, вероятно, было подсказано скрипачами) и изгиб трости вовнутрь. Этот изгиб в обратную от натяжения волосом сторону компенсировал потерю упругости трости при установлении нужного места центра тяжести утончением ее к концу. Развитие виртуозной штриховой техники на смычковых инструментах повлияло и на стандартизацию длины трости и веса смычка. Отдавая должное тем скрипачам, которые содействовали формированию современного смычка (сам Турт не был скрипачом) нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт претворял в жизнь их идеи и довел качество смычков до совершенства. Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и центр тяжести (18-19 см от колодки) были найдены эмпирически. Так положение центра тяжести устанавливалось путем плавного утончения верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом. Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества: · сохранил одинаковую упругость по всей ее длине; · повысил статическую устойчивость смычка на струне при игре. · Турт стремился, чтобы древко смычка имело должную степень упругости. Его опыты научно обобщил французский мастер скрипок Жан-Баттист Вильом.
Среди лучших мастеров, изготовлявших скрипичные смычки, следует назвать французских мастеров XIX века - Фр. Люпо и Ж.-Б. Вильома, а также мастеров Д.Пекката и Фр. Вуарена. В России лучшими смычковыми мастерами были Н. Киттель и М.А. Нетыкса. Из советских мастеров - П.Н. Летунов, А.М. Токарев, иособенно известны работы Л.А. Горшкова.
Современный смычок
|