Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии отграничения нормы от аномалии






Рекомендуемая литература

Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников /М.К.Акимова, В.Т.Козлова. - М: Академия, 2002.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- Спб.: Речь, 2003.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М: Сфера, 2000.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред.И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998.

 

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития, педагогическая психология, психология личности, нейропсихология.

 

Задания к теме 2

2.1. Дайте определение понятию «дизонтогения».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2. Дайте классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.3. В чем сущность психологического аспекта проблемы отграничения нормы от аномалии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Перечислить критерии психиатраМ. Раттера для оценки отклонений в любом поведении.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каким термином обозначается отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии?

2. Кому принадлежит введения термина «дизонтогения»?

3. Кому принадлежит наиболее полная классификация психического дизонтогенеза?

4. Кто из отечественных ученых понимал психическое развитие как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых?

5. Может ли возникшее в детстве нарушение, которое не меняется с годами быть свидетельством патологического нарушения?

6. Как называется признак отклонения от нормы, заключающейся в том, у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие?

Тема 3. Цели, содержание и особенности составления психокоррекционных программ

План

1. Цели психокоррекционной работы

2. Принципы составления и основные виды коррекционных программ.

3. Основные требования к составлению психокоррекционной программы

4. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий.

 

Рекомендуемая литература

Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников /М.К.Акимова, В.Т.Козлова. - М: Академия, 2002.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- Спб.: Речь, 2003.
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М: Сфера, 2000.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред.И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998.

 

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал