Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Эмоции определяют качество нашей жизни
Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при о б- щении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонни х глаз отношениях с собой и близкими нам людьми – т. е. во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и умест- ными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть. Если бы ваша начальница раскритиковала ваш отчет, за который, как вы рассчитывали, она должна была бы вас похвалить, то как бы вы себя повели: испугались и проявили покорность или
же стали бы защищать свою работу? Спасло бы это вас от еще более тяжелых последствий или же вы не совсем поняли, что она замышляла? Могли бы вы скрыть свои чувства и действовать «как профессионал»? Почему ваша начальница улыбнулась в начале разговора? Предчувствовала ли она наслаждение от возможности стереть вас в порошок или же эта улыбка отражала ее замеш а- тельство? Хотела ли она этой улыбкой подбодрить вас? А может, все ее улыбки имеют одно и то же значение? Если бы вам пришлось иметь неприятный разговор с супругом, после того как вы обнар ужи- ли, что он сделал дорогостоящую покупку, предварительно не обсудив ее с вами, то смогли бы вы узнать, проявляет ли он на лице гнев либо отвращение или же придает лицу привычное выраже- ние, помогающее ему безопасно переждать минуты вашего «чрезмерно эмоционального пов еде- ния»? Ощущаете ли вы свои эмоции так же, как он и как другие люди? Вызывают ли у вас гнев, страх или печаль те ситуации, которые, по–видимому, оставляют равнодушными других людей, и можете ли вы что–то сделать со своими эмоциями? Разгневались бы вы, если бы услышали, что ваша шестнадцатилетняя дочь возвращается но- чью домой через два часа после наступления «комендантского часа для несовершеннолетних»? Чтобы спровоцировало ваш гнев: страх, который вы испытывали всякий раз, когда смотрели на часы и понимали, что она не позвонила вам и не предупредила об опоздании, или же необходи- мость ждать возвращения дочери, вместо того чтобы спокойно спать в своей постели? Беседуя с ней на следующее утро об этом событии, станете вы контролировать свой гнев настолько, чтобы она действительно подумала, что вас не волнует проблема нарушения «комендантского часа», или же она увидит ваш едва сдерживаемый гнев и предпочтет занять круговую оборону? Сможете ли вы понять, взглянув на ее лицо, что на нем написано: смущение, чувство вины или вызов? Я написал эту книгу, чтобы дать ответы на многие подобные вопросы. Моя цель состояла в том, чтобы помочь читателям лучше понять свою эмоциональную жизнь и сделать ее более ком- фортной. Меня по–прежнему удивляет, что до недавнего времени мы – как ученые, так и обычные люди – так мало знали о наших эмоциях, особенно с учетом важности той роли, которую они и г- рают в нашей жизни. Но, как я объясняю в этой книге, именно из–за самой природы эмоции мы до конца не знаем, как влияют на нас эмоции и как распознать их признаки в себе и в других людях. Эмоции могут возникать и часто действительно возникают очень быстро, причем настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению эмоции в какой–то момент времени – или даже не регистриру- ет источник этого импульса. Такая быстрота может помочь человеку спастись в экстренной ситуа- ции, но она может также и погубить его жизнь, если его эмоциональная реакция окажется чрез- мерной. Обычно мы не имеем возможности управлять событием, заставляющим нас испытывать эмоции, но мы можем, хотя это также непросто, изменять то, что приводит в действие наши эмо- ции, и то, как мы себя ведем в минуты, когда испытываем эмоции. Я изучал эмоции более сорока лет, уделяя основное внимание выражению эмоций, а в по- следнее время и физиологии эмоций. Я обследовал пациентов психиатрических клиник, нормаль- ных, здоровых взрослых и детей в США и во многих других странах, наблюдая, как эти люди пр о- являют чрезмерную, недостаточную или неадекватную эмоциональную реакцию, как они лгут и как говорят правду. В главе 1 «Эмоции в разных культурах» излагаются результаты этих исследований, обра- зующих фундамент для моих дальнейших рассуждений. В главе 2 я задаю вопрос: «Почему мы становимся эмоционально возбужденными?» Если мы собираемся изменять то, что вызывает наше эмоциональное возбуждение, мы должны знать ответ на этот вопрос. Что приводит в действие каждую эмоцию? Можем ли мы устранить каждый такой триггер (эмоциональный раздражитель. – Примеч. науч. ред.)? Если вы ведете машину, а ваша же- на говорит вам, что вы выбрали не самый удачный маршрут, то вы можете испытать приступ раз- дражения или даже гнева из–за того, что она пытается руководить вашими действиями и критик у- ет ваши навыки водителя. Почему мы не можем спокойно воспринимать информацию, не впадая в эмоциональное возбуждение? Почему оно охватывает нас? Можем ли мы изменить себя таким об- разом, чтобы не перевозбуждаться по пустякам? Эти вопросы рассматриваются в главе 2 «Когда мы начинаем испытывать эмоции?». В главе 3 объясняется, как и когда мы можем изменить то, что вызывает наши эмоции. Пер-
вый шаг заключается в выявлении тех триггеров, под воздействием которых мы совершаем по- ступки, не вызывающие у нас впоследствии ничего, кроме горьких сожалений. Нам нужно также уметь определять, будет ли конкретный триггер затруднять проведение изменения или же его де й- ствие может быть ослаблено. Мы не всегда добиваемся здесь успеха, но за счет понимания того, как возникают триггеры эмоций, мы можем повысить вероятность изменения того, что вызывает наши эмоции. В главе 4 объясняется, как организуются наши эмоциональные реакции – выражения лица, действия и мысли. Можем ли мы контролировать наше раздражение настолько, чтобы оно не пр о- являлось в нашем голосе или на нашем лице? Почему иногда наши эмоции нарастают подобно л а- вине, и мы не в состоянии управлять ими? У нас не будет возможности контролировать эмоции, если мы не научимся лучше понимать, когда мы действуем под их влиянием; очень часто мы не знаем этого до тех пор, пока кто–нибудь не выскажется против нашего эмоционального поведения или пока мы сами не задумаемся о своих поступках позднее. В главе 4 рассказывается, как мы мо- жем стать более внимательными к возникающим у нас эмоциям и таким образом направлять наше эмоциональное поведение в конструктивное русло. Чтобы сократить число деструктивных и увеличить число конструктивных случаев эмоцио- нального поведения, нам нужно знать предысторию и причину возникновения каждой эмоции. Изучение триггеров как наших внутренних эмоций, так и тех эмоций, которыми мы обмениваемся с другими людьми, позволит нам ослабить действие этих триггеров или, по крайней мере, узнать, почему некоторые из них настолько сильны, что могут затруднять любые попытки ослабить их влияние на нашу жизнь. Каждая эмоция порождает также уникальный набор ощущений в нашем теле. Лучше понимая эти ощущения, мы можем заранее узнавать о наших эмоциональных реакци- ях, чтобы по собственному усмотрению решать вопрос о том, воздействовать или не воздейство- вать на возникающую эмоцию. Каждая эмоция имеет также свои уникальные сигналы, которые наиболее отчетливо прояв- ляются у нас на лице и в нашем голосе. Необходимо провести еще немало исследований голосо- вых сигналов эмоций, но фотографии в главах книги, посвященных отдельным эмоциям, показ ы- вают наиболее тонкие и малозаметные выражения лица, сигнализирующие о том, когда эмоция только начинает проявляться или когда она подавляется. За счет раннего обнаружения эмоций мы можем успешнее взаимодействовать с людьми в самых разных ситуациях и управлять нашими собственными эмоциональными реакциями на чувства других людей. Отдельные главы посвящены печали и горю (глава 5), гневу (глава 6), удивлению и страху (глава 7), отвращению и презрению (глава 8) и различным проявлениям удовольствия (глава 9); в каждой из этих глав имеются разделы, посвященные: • наиболее типичным триггерам эмоций; • функции эмоции: что эта эмоция дает нам и как она может создать нам неприятности; • роли эмоции в различных психических расстройствах; • упражнениям, помогающим читателям лучше узнать о своих телесных ощущениях, св язан- ных с возникновением эмоций, и повысить вероятность того, что читатели смогут выбирать, как им следует действовать в моменты эмоционального возбуждения; • фотографиям самых тонких проявлений эмоций на лицах других людей, позволяющие чи- тателям лучше разбираться в чужих чувствах; • объяснениям того, как использовать информацию о чувствах других людей – коллег по ра- боте, членов семьи и друзей. В приложении содержится тест, который вы можете выполнить прежде, чем приступать к чтению книги, чтобы выяснить, насколько хорошо вы умеете распознавать самые тонкие выраже- ния лица. Вы можете выполнить тест еще раз, когда закончите чтение книги, чтобы оценить до с- тигнутый вами прогресс. Возможно, вы захотите спросить, почему какая–то из эмоций, представляющих для вас ин- терес, не рассмотрена в этой книге. На это я могу ответить, что решил рассматривать лишь те эмо- ции, которые мы знаем как универсальные, т. е. испытываемые всеми людьми. Смущение, вину, стыд и зависть, вероятно, испытывают все люди, но я сконцентрировался на тех эмоциях, которые имеют очевидные универсальные проявления. Я рассматриваю любовь в главе, посвященной эмо- циям, доставляющим удовольствие, а ярость, ненависть и ревность – в главе, посвященной гневу. Наука по–прежнему занимается изучением того, как каждый из нас переживает те или иные
эмоции – почему кто–то имеет более насыщенный эмоциональный опыт или быстро приходит в состояние эмоционального возбуждения, и я завершаю книгу рассказом о том, что мы изучаем, что мы можем изучать и как мы можем использовать эту информацию в нашей собственной жи з- ни. Трудно переоценить то значение, которое имеют для нас наши эмоции. Мой наставник, по- койный Сильван Томкинс, говорил, что эмоции мотивируют нашу жизнь. Мы организуем свою жизнь таким образом, чтобы максимизировать опыт позитивных эмоций и минимизировать опыт негативных эмоций. Нам это не всегда удается, но именно так мы стараемся поступать. Он утвер- ждал, что эмоции мотивируют выбор всех наших самых важных начинаний. Это утверждение, сделанное в 1962 г., когда бихевиоральные науки полностью игнорировали эмоции, носи т преуве- личенный характер, так как для нашего выбора могут быть и другие мотивы. Но тем не менее эм о- ции играют важную, и очень важную, роль в нашей жизни. Эмоции могут оказаться сильнее того, что большинство психологов наивно считают более сильными основополагающими мотивами, направляющими ход нашей жизни: голода, полового влечения и стремления к выживанию. Люди не станут принимать пищу, которая вызывает у них отвращение. Они могут даже умереть от голода, если им не дадут ничего другого, хотя кому–то та же самая пища может показаться очень аппетитной. Таким образом, эмоции могут пересилить стремление утолить голод! Половое влечение печально известно своей уязвимостью к влиянию эмоций. Из–за испытываемого страха или отвращения человек может никогда не решиться всту- пить в интимные отношения или же постоянно оказываться не в состоянии довести половой акт до завершения. Эмоции способны пересилить половое влечение! А отчаяние способно подавить ж е- лание жить и привести человека к самоубийству. Эмоции способны пересилить стремление к жиз- ни! Проще говоря, люди хотят быть счастливыми, и большинство из нас не желает испытывать страх, гнев, отвращение, печаль или горе, если только эти негативные чувства не вызывают у нас герои спектакля, который мы смотрим, или романа, который мы читаем. Однако, как будет пока- зано позднее, мы не можем прожить без таких эмоций; вопрос заключается в том, как жить с н и- ми, нанося себе как можно меньше вреда.
Предисловие ко второму изданию
Я особенно рад тому, что это, второе, издание «Психологии эмоций» дает мне возможность поделиться новыми идеями, догадками и результатами исследований, которые могут помочь чита- телю сделать его эмоциональную жизнь более комфортной. С момента выхода первого издания книги прошло уже четыре года. Я обновил выводы и послесловие и добавил новую 10–ю главу, посвященную лжи и эмоциям, в которой попытался дополнить последние размышления о роли эмоций в выявлении лжи своими наблюдениями за тем, как признаки эмоций помогают оценить правдивость слов человека. Эта глава отражает мой опыт исследований последних нескольких лет, в ходе которых я уделял много времени вопросам возможности использования полученных ре- зультатов в решении задач повышения национальной безопасности. Моя цель при написании «Психологии эмоций» состояла в том, чтобы помочь людям усо- вершенствовать четыре важных навыка, и поэтому я включил в эту книгу предложения и упраж- нения, которые, как я надеюсь, вы найдете и полезными, и стимулирующими ваши дальнейшие усилия. Этими четырьмя навыками являются: 1. Умение осознавать, когда вы начинаете испытывать эмоцию, до того как вы начинаете го- ворить или действовать. Приобрести этот навык труднее всего; в главе 2 объясняется, почему это так, а упражнения, призванные помочь вам улучшать осознание испытываемых вами эмо ций, со- держатся в главе 3 и в соответствующих разделах глав с 5–й по 8–ю, посвященных конкретным эмоциям. Выработка этого навыка позволит вам лучше понимать, когда вы начинаете испытывать эмоциональное возбуждение. 2. Умение выбирать, как вести себя, когда вы испытываете эмоцию, чтобы достигать своих целей, не причиняя вреда другим людям. Назначение каждого эмоционального эпизода состоит в том, чтобы помочь нам быстро достичь наших целей, например убедить других людей в необхо- димости утешить нас, напугать нападающего на нас преступника или добиться многих других же- лаемых результатов. Самые удачные эмоциональные эпизоды не причиняют вреда и не создают
проблем тем людям, с которыми мы имеем дело. Выработать это умение также непросто, но бла- годаря постоянной тренировке оно может стать частью вашего Я. (Информация по этой теме и не- обходимые упражнения содержатся в главах с 4–й по 8–ю.) 3. Умение чувствовать, какие эмоции испытывают другие люди. Так как эмоции лежат в о с- нове всех самых важных отношений, возникающих у нас с другими людьми, то мы должны быть восприимчивы к чувствам других людей. Если вы захотите узнать больше, чем написано в этой книге, то вы можете воспользоваться моими разработками, которые помогут вам быстро развить это умение. Информацию о них смотрите на веб–сайте https://www.paulekman.com 4. Умение правильно использовать получаемую вами информацию о том, что чувствуют другие люди. Иногда это означает задавание человеку вопросов о замеченной вами эмоции, пр и- знание того, что он чувствует, или корректировку вашей реакции в свете того, что вы выяснили. Ваша реакция будут зависеть от того, кем является другой человек и какова история ваших отн о- шений с ним. Как может варьироваться ваша реакция в отношениях с членами семьи, коллегами по работе и друзьями, объясняется в последних разделах глав с 5–й по 8–ю.
|