Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Как изменить то, из–за чего мы испытываем эмоции






 

Прогулка по краю отвесной скалы может вызывать страх, несмотря на ясное понимание того, что установленное заграждение не даст вам упасть. Не важно, что дорожка совершенно нескольз- кая. а заграждение не кажется хрупким; ваше сердце все равно бьется быстрее, а ладони потеют. Само по себе знание того, что вам нечего бояться, не уничтожает наш страх. Даже несмотря на то, что большинство людей могут контролировать свои действия и твердо ступать по дорожке, они лишь изредка позволяют себе окинуть взором открывающиеся перед ними пейзажи. Опасность ощущается даже тогда, когда объективно ее не существует.48 Пример прогулки по скале показыва- ет, что наше знание не

всегда может перевесить оценки автооценивателей, которые генерируют эмоциональные ре-

акции. После того как возникают наши эмоциональные реакции, мы можем осознавать, что нам не

следует вести себя так эмоционально, однако наши эмоции могут сохраняться. Я полагаю, что это

обычно происходит тогда, когда триггер является темой эмоции, выработанной в процессе эволю-

ции, или усвоенным триггером, очень близким к этой теме. Когда усвоенный триггер находится в

более дальнем родстве с темой, то наше рациональное знание может успешнее прерывать эмоцио-

нальный опыт. Другими словами, если наши опасения имеют лишь отдаленное отношение к теме,

то мы можем подавить их по собственному усмотрению.

Но есть и другой, более опасный способ подавления эмоциями того, что мы знаем. Эмоции

могут препятствовать нашему доступу ко всему, что нам известно, к информации, которая была

бы в нашем распоряжении, если бы мы не были эмоционально возбуждены, но которая в случае

нашего эмоционального возбуждения становится для нас недоступной. Когда мы охвачены н епод-

ходящей эмоцией, мы интерпретируем происходящее в соответствии с тем, что мы чувствуем, и

игнорируем наше знание, которое не соответствует нашему чувству.

Эмоции изменяют то, как мы видим мир и как мы интерпретируем действия других людей.

Мы не пытаемся оспорить правильность причины, по которой мы испытываем конкретную эмо-

цию; напротив, мы стараемся подтвердить ее обоснованность. Мы оцениваем происходящее так,

 

 

48 Я благодарен Питеру Голди за то, что он привлек мое внимание к этому примеру, описанному Дэвидом Хьюмом.


 

как это согласуется с испытываемой нами эмоцией, и таким образом оправдываем и поддерживаем ее. Во многих ситуациях это может помочь нам концентрировать наше внимание, направлять на- ши решения относительно того, как реагировать на текущие проблемы, и понимать, что поставл е- но на карту. Но это может создать для нас сложности, так как, когда мы охвачены эмоцией, мы н е- дооцениваем или игнорируем уже имеющееся у нас знание, которое могло бы не соответствовать испытываемой нами эмоции, точно так же, как мы игнорируем или принижаем значение посту- пающей к нам извне новой информации, не соответствующей нашей эмоции. Другими слов ами, тот же самый механизм, который направляет и фокусирует наше внимание, может ослабить нашу способность использовать информацию и знания, уже накопленные в нашем мозгу. 49

Предположим, что кто–то приходит в ярость от нанесенного ему публичного оскорбления. Во время этого приступа ярости ему будет непросто оценить, действительно ли слова, сказанные в его адрес, носили оскорбительный характер. Доступность знания о прошлой жизни этого человека и о природе оскорблений будет носить избирательный характер; припоминаться будут ли шь те знания, которые оправдывают его ярость, а не те, которые указывают на ее необоснованность. Е с- ли человек, произнесший слова, воспринятые как оскорбление, дает разъяснения или приносит и з- винения, то разъяренный человек не всегда может немедленно отразить эту информацию (факт извинения) в своем поведении.

В течение какого–то времени мы находимся в состоянии невосприимчивости, когда наше сознание не может усвоить информацию, которая не соответствует, не подкрепляет или не оправ- дывает испытываемую нами эмоцию. Такое состояние невосприимчивости может оказаться скорее полезным, чем вредным, если оно будет очень недолгим, т. е. продолжаться одну–две секунды. В этом коротком промежутке оно фокусирует наше внимание на текущей проблеме, используя на и- более релевантное знание, способное направлять наши первоначальные действия и подготовку к дальнейшим действиям. Трудности или неподходящее эмоциональное поведение могут возни к- нуть тогда, когда состояние невосприимчивости сохраняется гораздо дольше – несколько минут

или даже часов. Слишком долгий период невосприимчивости способствует искажению того, как мы видим окружающий мир и самих себя.50

В случае потенциальной автомобильной аварии, которой нам чудом удалось избежать, мы не испытываем страха после того, как встречная машина проносится мимо. Мы быстро понимаем, что опасность миновала, и ждем, пока частота сердцебиений и дыхания возвращается к нормал ь- ному уровню, на что обычно требуется от пяти до пятнадцати секунд. Но предположим, что страх вызван причиной, ложность которой мы не можем осознать достаточно быстро. Предположим, что человек боится того, что причиной боли в пояснице является рак печени. Во время периода невос- приимчивости он будет отвергать не подкрепляющую его опасения информацию, игнорируя тот факт, что вчера он помогал другу перетаскивать мебель и надорвал спину.

Рассмотрим типичную семейную ситуацию: утром, перед уходом супругов на работу, Джим говорит своей жене Элен, что из–за изменившихся обстоятельств он не может забрать сегодня их дочку из школы и что это должна сделать Элен. Элен отвечает ему недовольным голосом и с вы- ражением гнева на лице, так как она крайне рассержена. «Почему ты не предупредил меня зар а- нее? У меня на это время назначена встреча с одним из моих менеджеров!» Элен не обдумывала свою реакцию сознательно, она вовсе не хотела выглядеть раздраженной. Это произошло потому, что ее автооцениватели интерпретировали сообщение мужа как мешающее достижению ее собст- венных целей (вероятная тема для гнева) независимо от нее самой.

Чувствуя по голосу и выражению лица жены, что она раздражена, Джим решает подвергнуть сомнению ее право на гнев. Теперь он начинает испытывать раздражение от поведения Элен, так как гнев часто порождает гнев. «Что ты так рассердилась? Я не мог сообщить тебе об этом вчера,

 

49 То, о чем я здесь говорю, очень похоже на представления психолога Джерри Фодора о том, как может инкапс ули- роваться информация. Он утверждает, что информация, которая не соответствует нашему способу интерпретации внешнего мира, информация, которую человек накапливает и знает, может на какое–то время становиться для него недоступной.

 

50 Дальнейшим размышлениям над этими вопросами способствовало обсуждение моих идей о деструктивных эмо- циях во время встречи с его святейшеством далай–ламой, состоявшейся в марте 2000 г. Подробнее об этой встрече см. в книге Дениэла Гоулмена, вышедшей в 2003 г.: Destructive Emotions: How Can We Overcome Them?. New York: Bantam Books. I am especially grateful to Alan Wallace for the problems he raised about my earlier formulation.


 

потому что мой босс позвонил мне несколько минут тому назад и сказал, что в нашем отделе с его- дня проводится внеочередное совещание, на котором я должен обязательно быть». Теперь Элен знает, что Джим не руководствовался только своими прихотями и что у нее нет причины рас- страиваться из–за неожиданного крушения ее планов, но если она по–прежнему находится в со- стоянии невосприимчивости, то борьба может продолжаться. Ее раздражение ищет возможности оправдать свое появление. Элен может пожелать оставить последнее слово за собой: «Ты сразу же должен был сказать мне об этом!» – но постараться держать себя в руках и не действовать под влиянием своего раздражения.

Если Элен сможет учесть информацию, полученную от Джима, то она изменит свое воспри-

ятие того, почему Джим сделал то, что он сделал. Затем она может отказаться от истолкования его

поведения как проявления неуважения к ней, и ее раздражение исчезнет. Однако есть много при-

чин, по которым период невосприимчивости может оказаться долгим, что будет вынуждать Элен

сохранять свой гнев и не сдавать позиций после предоставления Джимом информации, которая

должна была бы этот гнев ослабить. Возможно, она не выспалась. Возможно, она перегружена р а-

ботой и изливает свое недовольство на Джима. Возможно, они уже несколько месяцев спорят по

важному для них вопросу, например, заводить ли еще одного ребенка, и у Элен накопилось раз-

дражение по поводу позиции Джима, которая кажется ей эгоистичной. Возможно, Элен принад-

лежит к тому типу людей, у которых гнев играет в характере доминирующую роль. (Я расскажу о

своем обследовании людей, испытывающих неприязненные чувства к окружающим, в главе 6.)

Или же Элен могла действовать в этой ситуации по сценарию, заимствованному ею из другого п е-

риода ее жизни, – сценарию с высоким градусом эмоциональной напряженности, который она ра-

зыгрывает снова и снова.

 

Сценарий предусматривает наличие основных действующих лиц – человека, разыгрывающе- го сценарий вместе с другими необходимыми персонажами, – и историю их взаимодействий в прошлом. Не каждый «импортирует» в сегодняшние ситуации из своего прошлого те сценарии, которые не слишком подходят к этим ситуациям. Традиционные психоаналитические теории ли ч- ности утверждают, что сценарии импортируются тогда, когда люди имеют нереализованные чув- ства – чувства, которые никогда не были выражены до конца или с удовлетворительной по лнотой либо, если и были выражены, не привели к желаемому результату. Сценарии искажают р еаль- ность, вызывая неподходящие эмоциональные реакции и удлиняя период невосприимчивости.

Предположим, что Элен была младшим ребенком в семье, а ее брат Билл был часто обижав- шим ее забиякой. Если бы Элен была напугана таким жизненным опытом, если бы ее родители всегда принимали сторону Билла и считали бы, что Элен сгущает краски, то она могла бы част о импортировать сценарий «Я всегда нахожусь в чьем–то подчинении» в ситуациях, которые хотя бы отдаленно выглядели подобными ситуациям из ее детства. Одна из главных забот Элен состоит в том, чтобы ее никто не подавлял, и это заставляет ее ощущать чье–то доминирование, даже ко- гда в действительности оно отсутствует. Элен не хочет импортировать этот сценарий. Она умная женщина и благодаря обратной связи от тех, с кем она находится в близких отношениях, она знает о своей склонности к такого рода ошибочным интерпретациям и неадекватным реакциям. Но на протяжении периода невосприимчивости она мало что может с этим поделать. Она даже не знает, что находится в состоянии невосприимчивости. Только позднее, после серьезных размышлений, Элен понимает, что действовала неадекватно ситуации, и сожалеет о своем поведении. Она хотела бы извлечь триггер «он пытается надо мной доминировать» из своей базы данных эмоциональной готовности. Ее жизнь стала бы лучше, если бы она смогла устранить этот триггер; она утратила бы склонность к длительному проявлению гнева и не стала бы искажать мотивы поведения других людей с целью подогнать их под свои эмоции.

Многие люди хотели бы иметь возможность осуществлять именно такой контроль за тем, когда они проявляют эмоциональную реакцию. Одна из причин, по которой люди обращаются за помощью к психотерапевтам, состоит в том, что они не хотят больше испытывать эмоции по по- воду того, что вызывает у них эмоции сейчас. Но никто из нас не хочет полностью и безвозвратно избавляться от всех наших эмоций. Если бы мы смогли это сделать, наша жизнь стала бы унылой, скучной, неинтересной и, возможно, менее безопасной.

Страх действительно охраняет нас; нам удается спасать нашу жизнь, потому что мы без раз- мышлений можем отвечать на угрозы причинения нам вреда с помощью защитных реакций. Реак-


 

ции отвращения удерживают нас от совершения действий, которые могут быть вредными в пр я- мом и переносном смысле. Печаль или отчаяние по поводу понесенной утраты могут обесп ечить получение помощи от других людей. Даже гнев – эмоция, которую большинство людей хотели бы подавлять, – также полезен для нас. Он предупреждает других и нас самих, когда что –то мешает исполнению наших намерений. Такое предупреждение может вызвать изменение, хотя оно может также вызвать и ответный гнев. Гнев побуждает нас пытаться изменить мир, добиваться социаль- ной справедливости, бороться за права человека.

Захотели бы мы в действительности устранить такие виды мотивации? Без возбуждения, чувственного наслаждения, гордости за свои достижения и достижения детей, удовольствия от причудливых и неожиданных событий, происходящих вокруг нас, стала бы наша жизнь привлека- тельной настолько, чтобы мы хотели жить? Эмоции не похожи на аппендикс. Эмоции находятся в центре нашей жизни. Они делают нашу жизнь живой.

Вместо того чтобы подавлять эмоции полностью, большинство из нас хотело бы уметь изби-

рательно сдерживать наши эмоциональные реакции на конкретные триггеры. Мы хотели бы и с-

пользовать нечто наподобие клавиши «delete«для ликвидации одного или нескольких триггеров,

сценария или заботы, хранящихся в нашей базе данных эмоциональной готовности. К сож алению,

мы не располагаем неопровержимым доказательством того, что это действительно можно делать.

Один из выдающихся исследователей человеческого мозга и эмоций, психолог Жозеф Леду,

недавно написал: «Условное научение страхом является особенно эластичным и фактически м о-

жет представлять собой форму неизгладимого научения…51 Неизгладимость усвоенного страха имеет свои положительную и отрицательную стороны. Очевидно, что она очень помогает нашему мозгу хранить информацию о тех стимулах и ситуациях, которые ассоциировались с опасностью в прошлом. Но эти важные сведения, обычно усваиваемые в травматических обстоятельствах, могут также находить свой путь в нашу повседневную жизнь, вмешиваясь в ситуации, в которых они оказываются не слишком полезными…»52

Я получил счастливую возможность поговорить об этом с Леду в то время, когда я писал эту главу, и попросил его высказаться немного точнее по поводу того, что он имел в виду и насколько он уверен в правильности своих слов. Во–первых, я должен сразу же заявить, что Леду обращается только к усвоенным триггерам, которые я называю вариациями. Темы, являющиеся продуктом нашей эволюции, и Леду, и я считаем неустранимыми. Иллюстрацией такой темы является, к при- меру, открытие того факта, что крысы, родившиеся в лабораторных условиях и никогда не в идев- шие кошек, увидев кошку в первый раз в жизни, проявляют страх. Это врожденная тема, три ггер страха, не требующий научения. Способность темы вызывать эмоцию может быть лишь ослабле- на, но не устранена окончательно. Но можем ли мы забыть о вариациях, т. е. тех триггерах, о ко- торых мы узнали в процессе нашей жизни?

Не углубляясь в технические детали исследований мозга, выполненных Леду, скажем лишь, что, когда создается триггер эмоций, т. е. когда мы учимся бояться чего –то, возникают новые свя- зи между группами клеток в нашем мозгу, формируя то, что Леду называет скоплением клеток. 53

Те скопления клеток, которые содержат память о таком усвоенном триггере, по–видимому, пред-

ставляют собой перманентные физиологические записи того, что мы усвоили. Они образуют то,

что я называю базой данных эмоциональной готовности. Однако мы можем научиться разрывать

связь между скоплениями клеток и нашим эмоциональным поведением. Триггер по–прежнему ак-

тивирует существующее скопление клеток, но связь между скоплением клеток и нашим эмоцио-

нальным поведением может быть разорвана, по крайней мере на какое–то время. Мы боимся, но

мы не действуем так, как будто мы испытываем страх. Мы можем также научиться разрывать

связь между триггером и этими скоплениями клеток таким образом, чтобы эмоция не приводилась

в действие, скопление клеток сохранялось, база данных не разрушалась, ее потенциал заново св я-

 

 

51 LeDoux, J. E. 1996. The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. New York: Simon and

Schuster. См. с. 204.

 

52 Там же. См. с. 146.

 

53 Леду отмечает, что Дональд Хебб впервые использовал этот термин в своей книге: The Organization of Behavior.

1949. New York: John Wiley & amp; Sons.


 

зывался с триггером, а реакция оставалась внутри нас. При определенных обстоятельствах, когда мы испытываем тот или иной вид стресса, триггер опять становится активным, устанавливается его связь со скоплением клеток и эмоциональная реакция возникает снова.

Хотя все исследования Леду были посвящены эмоции страха, мы считаем, что они вряд ли принесут разные результаты для страха или печали. Это соответствует моему личному опыту и тому, что я наблюдал у других; поэтому я полагаю, что его выводы можно распространить и на другие эмоции, возможно, даже на те, которые воспринимаются позитивно.54

Наша нервная система не позволяет легко менять то, что заставляет нас испытывать эмоции, забывать связь между скоплением клеток и реакцией или между скоплением клеток и триггером. База данных эмоциональной готовности представляет собой открытую систему, в которую посто- янно добавляются новые вариации, но это не та система, которая позволяет легко удалять однаж- ды введенные в нее данные. Наша эмоциональная система создана для того, чтобы поддерживать наши триггеры в рабочем состоянии, а не сдерживать их, и позволяет приводить в действие наши эмоциональные реакции без размышления. Биологически мы созданы таким образом, что мы не можем легко прерывать наши эмоциональные реакции.

Давайте теперь снова вернемся к примеру потенциального столкновения с другой машиной, чтобы узнать, как результаты Леду помогают нам понять, что происходит, когда мы пытаемся и з- менить то, что заставляет нас испытывать эмоции. Каждый водитель может припомнить ситуа- цию, когда он, сидя на сиденье пассажира, непроизвольно пытался нажимать ногой на несущест- вующую тормозную педаль, когда видел другую машину, внезапно возникающую впереди. Нажатие на тормозную педаль – это условная реакция на страх, вызванный возможностью столк- новения с другой машиной. Усвоенными являются не только реакция – нажатие на тормозную пе- даль, но и триггер. Автомобили не были частью внешнего окружения наших предков; машина, возникающая перед нами, – это не изначально присутствовавшая в нас тема, а усвоенная вариация. Мы усваиваем ее очень быстро, потому что она очень близка к одной из вероятных тем страха – чего–то, что внезапно появляется в поле нашего зрения и приближается к нам, как будто пытаясь нанести нам удар.

Хотя большинство из нас, сидя на сиденье пассажира, будет непроизвольно нажимать на не- существующую тормозную педаль при возникновении ощущения опасности, инструкторы по во- ждению учатся не делать этого. Они могут учиться прерывать реакцию и в таком случае будут по – прежнему испытывать страх, но не будут реагировать на него физически. (Я подозреваю, что можно будет заметить следы страха на их лицах или в звуке их голоса.) Или они могут учиться разрывать связь между триггером (внезапно появляющаяся впереди машина) и скоплением клеток в мозгу, которая была создана для этого триггера страха.55 Возможно, они тонко настраивают связь между триггером и скоплением клеток таким образом, чтобы возникал страх, а защитная р е- акция в виде нажатия на тормозную педаль активировалась только тогда, вероятность опасного события была высокой. Но если они плохо спали прошлой ночью или размышляли о незакончен- ном споре с супругой, начавшемся этим утром, то они снова пытались бы нажимать ногой на то р- мозную педаль подобно всем тем, кто не является инструктором по вождению и не учился прер ы- вать действие этого триггера. Связи между триггером, скоплением клеток и реакцией не уничтожались, а только ослаблялась.

Далее в этой главе мое внимание будет сосредоточено на ослаблении триггеров эмоций, со з- даваемых либо непосредственно научением, либо косвенно, через связь с одной из тем эмоций. В следующей главе я объясню, как мы можем ослабить связь между вызывающим эмоцию событием

 

 

54 Однако не все, что вызывает у нас эмоции, является результатом научения. Фрейда указывает на то, что некото- рые эмоциональные стимулы имеют «мало общего с переживанием аверсивных или приятных последствий, сопрово- ждающих конкретный стимул». «Эмоции вытекают из подразумеваемых последствий или причин… Потеря работы, полученные критические замечания, воспринимаемые знаки пренебрежения, похвалы, наблюдаемые нарушения норм (действия, попирающие наши базовые ценности) лишь косвенно или очень отдаленно связаны с реальными аверсив- ными или приятными условиями, о которых они каким–то образом сигнализируют и которые обеспечивают им эмо- циональную жизнь». Я рассматриваю все это как примеры вариаций, напоминающих универсальные темы, даже при- том, что некоторые из них имеют к ним лишь отдаленное отношение.

 

55 Мы могли бы выяснить, какую именно, измерив их физиологические параметры в момент наступления такого со- бытия, но для объяснения моей точки зрения это совершенно не обязательно.


 

и нашими эмоциональными реакциями. И то и другое сделать непросто. Позвольте мне объяснить, как это может происходить, с помощью другого примера.

Предположим, что мальчика – давайте назовем его Тимом – постоянно поддразнивает его отец, замечания которого, хотя и выглядят внешне как безобидные шутки, больно ранят Тима, так как высмеивают его слабое физическое развитие. Довольно рано, возможно, еще до пятилетнего возраста, сценарий властного человека, унижающего ребенка своими шутками, вводится в базу данных эмоциональной готовности Тима. Со временем Тим стал реагировать на шутки неме длен- ными вспышками гнева, даже когда они были вполне безобидными. Это нравилось его отцу, кото- рый с удовольствием продолжал выводить сына из себя своими остротами. Двадцать лет спустя Тим по–прежнему реагирует вспышками гнева на первые признаки того, что кто –то его поддраз- нивает. Это не означает, что Тим всегда проявляет гнев, но он чувствовал бы себя комфортнее, ес- ли бы ему не надо было бороться со своими импульсами «к нанесению ответного уд ара», когда кто–то подшучивает над ним.

Шесть разных факторов влияют на то, насколько успешно каждый из нас может снижать

«температуру», заметность и силу триггера эмоции, и сокращать продолжительность периода н е-

восприимчивости – периода, когда мы можем использовать только ту информацию, которая по д-

держивает испытываемую нами эмоцию. Первым фактором является близость триггера к вырабо-

танной в процессе эволюции теме. Чем ближе усвоенный триггер к изначально присутствующей

теме, тем труднее будет ослабить его силу. Гнев за рулем является примером события, которое

очень похоже на тему, а не на усвоенную вариацию. Декан нашего факультета по дороге в универ-

ситет проезжает место, где две полосы движения сливаются в одну. Существует неписаное прав и-

ло, согласно которому машины в каждой полосе встают в очередь, но иногда бывает, что кто –то

пытается проскочить без очереди. В таких случаях мой декан приходит в ярость, хотя причина для

этого совершенно ничтожна, так как из–за такого нарушителя неписаного правила он приезжает в

университет всего лишь на несколько секунд позже. Однако на работе, когда кто –то из профессо-

ров критикует его планы развития факультета, он раздражается крайне редко. Почему же он при-

ходит в ярость из–за пустяка, но не испытывает гнева в более серьезных случаях?

Это происходит потому, что действия водителя напоминают универсальную, развившуюся в

ходе эволюции тему гнева, вызванного возникшими помехами – помехами не в виде слов, а в виде

реальных действий, затрудняющих продвижение к поставленной цели. Действия невежливого во-

дителя намного ближе к этой теме, чем критические слова коллеги. (Тем, кто удивляется таким

частым проявлениям гнева водителями, я хотел бы сказать, что, на мой взгляд, проявления такого

гнева происходили и прежде, но не с такой частотой по причине меньшей интенсивности доро ж-

ного движения. К тому же масс–медиа уделяют этим событиям много внимания.)

Применяя эти идеи к проблемам Тима, мы можем ожидать, что Тим мог бы облегчить свое

положение, ослабляя триггер, который является скорее удаленным от универсальной темы, чем

близким к ней. Унизительные насмешки отца, выражаемые с помощью язвительных слов, отстоят

от темы дальше, чем возможные физические действия, как, например, в том случае, если бы отец

положил Тиму руки на плечи и лишил его возможности сдвинуться с места. Став взрослым, Тим

имел бы больше возможностей ослабить триггер, если бы его детский опыт пережитого унижения

ассоциировался только с язвительными словами, а не с физическими ограничениями.

Второй важный вопрос заключается в том, насколько тесно текущие обстоятельства прово-

цирующего события напоминают исходную ситуацию, в которой впервые был усвоен триггер.

Именно отец безжалостно дразнил Тима – сильный и властный мужчина. Если человека дразнит

женщина, сверстник или подчиненный, то это оказывается не так близко к исходной ситуации, как

когда это делает мужчина, обладающий властью над этим человеком, и поэтому Тиму было бы

легче ослабить триггер, если бы его дразнило лицо, обладающее над ним меньшей властью.

Третий вопрос сводится к тому, на каком этапе взросления человека был усвоен триггер. По –

видимому, чем раньше был усвоен триггер, тем труднее его ослабить. В частности, это обусловле-

но тем, что в начале жизни способность контролировать эмоциональные реакции на любой эм о-

циональный триггер развита не так хорошо. Таким образом, эмоциональная реакция, ассоциируе-

мая с триггерами, усвоенными в начале жизни, будет более сильной, чем реакция на триггеры,

усвоенные позднее. Отчасти это также происходит из–за высокой вероятности (предполагаемой

многими эволюционными психологами и всеми психоаналитиками и подкрепляемой все большим


 

количеством исследований мозга и эмоций56) того, что период раннего детства имеет ключевое значение для формирования личности и для дальнейшей эмоциональной жизни человека. То, что усваивается в этот период, оказывается более прочным и с большим трудом поддается изменени ю. Триггеры, усвоенные в таком критически важном возрасте, могут создавать более длительный п е- риод невосприимчивости.

Четвертым ключевым фактором является исходный эмоциональный заряд. Чем сильнее эмо- ция, переживавшаяся при первом усвоении триггера, тем труднее ослаблять ее влияние. Если бы поддразнивание осуществлялось в более мягкой форме, если бы чувства унижения и возмущения своим бессилием были бы более слабыми, то тогда было бы проще «остудить» триггер.

Пятый фактор – плотность опыта – влияет на силу и прочность триггера. Плотность опыта подразумевает повторение эпизодов с высоким эмоциональным зарядом в течение короткого пр о- межутка времени, которые оказывают подавляющее воздействие на человека. Таким образом, если бы в какой–то период Тима регулярно дразнили жестоко и безжалостно, то ослабить триггер было бы очень трудно. Когда исходный эмоциональный заряд оказывается очень сильным и плотным, период невосприимчивости на этот триггер при последующих реакциях будет продолжительным, что может помешать человеку понять в первые одну–две секунды, что он реагирует ненадлежа- щим образом. Если этот исходный эмоциональный заряд был очень сильным, то одного этого мо- жет оказаться достаточным для увеличения периода невосприимчивости для данного триггера, даже если эмоциональный заряд не был плотным или если опыт не создавался благодаря частому повторению эпизодов.

Шестым фактором является аффективный стиль. 57 Все мы различаемся по скорости и ин-

тенсивности наших эмоциональных реакций и по тому, сколько времени нам требуется, чтобы

восстановиться после вызвавшего эмоцию эпизода. Мои исследования в последние десять лет бы-

ли посвящены именно этим вопросам. (В заключении описываются четыре других аспекта а ффек-

тивного стиля помимо скорости, силы и длительности.) Индивидам, обычно имеющим более бы-

стрые и сильные эмоциональные реакции, намного труднее охлаждать свои горячие триггеры.

Давайте теперь рассмотрим, как Тим мог бы ослабить поддразнивающий триггер. Первый

шаг Тима предусматривает идентификацию того, что вызывает его гнев. Он может не знать, что

поддразнивание, осуществляемое сильным и властным человеком, является очень горячим три гге-

ром гнева. Автоматическая оценка происходит в тысячные доли секунды – прежде, чем это делает

сознание, и прежде, чем сам Тим понимает, что вызывает у него такой гнев. Возможно, он знает,

что гнев вызывает поддразнивание, но он не знает, что оно должно осуществляться кем –то, кто

имеет власть над ним. Он может не понимать, что гнев связан с его детским опытом страдания от

безжалостных шуток отца. Тим может занимать оборонительную позицию и не проявлять готов-

ности признать, что он начинает испытывать гнев или что его отец обходился с ним жестоко. С а-

мый первый шаг заключается в понимании того, что он испытывает гнев, в осознании соответс т-

вующих ощущений в его собственном теле (о том, как достичь этого, рассказывается в главе 6,

посвященной гневу) и в понимании эффектов, оказываемых им на других людей.

Предположим, что Тим начинает осознавать, что временами он бывает чрезмерно разгневан,

но не понимает, когда и как это происходит. В таком случае Тим должен начать вести дневник

эпизодов, вызвавших его гнев. Ему следует отмечать вызвавшие его гнев события, о которых было

известно ему самому и о которых ему рассказали другие люди. Записи в дневнике должны содер-

жать как можно больше информации о том, что проявлялось в моменты, предшествующие во з-

никновению гнева. Близкий друг или психотерапевт могли бы помочь Тиму понять из рассказов

об этих эпизодах, что именно поддразнивание, воспринимаемое как форма унижения, является го-

рячим триггером. К счастью, когда Тим думает об этом, он может осознавать, какой сценарий он

«импортирует» – те ужасные сцены, которые происходили у него с отцом. Я не уверен, действи-

тельно ли ему нужно знать это, чтобы ослабить действие этого сценария. Возможно, Тиму будет

достаточно понять, что он чрезмерно реагирует на поддразнивание, что он трактует его так, как

 

 

56 Davidson, R. J. Forthcoming. «Affective style, psychopathology and resilience: Brain mechanisms and plasticity».

American Psychologist.

 

57 Ekman, P. & amp; Davidson, R. (eds.). 1994. The Nature of Emotion: Fundamental Questions. New York: Oxford

University Press.


 

будто оно всегда ассоциируется с унижением.

Может показаться, что теперь простейшее решение для Тима состоит в том, чтобы про сто

избегать любых ситуаций, в которых его могли бы дразнить. Это предполагает, что он перестанет

обедать в обществе друзей, которые могут отпускать в его адрес беззлобные шутки, и что он будет

легко предвидеть любые ситуации, в которых он сможет оказаться объектом насмешек. Поэтому

более правильный подход состоит в том, чтобы попытаться охладить триггер.

Тиму нужно проанализировать, как часто ему казалось, что его дразнят, когда в действ и-

тельности его не дразнили или по крайней мере не имели намерения его унизить. Ему нужно по-

нять, как переоценить то, что мотивирует поддразнивание. Такой тщательный анализ может ока-

заться очень полезным, если его проводить регулярно.58 Тим может делать это, размышляя о каждом эпизоде поддразнивания позднее, тщательно рассматривая альтернативные объяснения мотивов, по которым его дразнили, помимо желания его унизить. Со временем он может научит ь- ся делать такую переоценку быстрее, непосредственно во время происходящего эпизода. Он мо- жет также научиться понимать, когда появляется возможность его подразнить, и не трактовать шутки в свой адрес как оскорбления или попытки унижения. Через какое–то время поддразнива- ние может стать более холодным триггером. В крайнем случае, если Тим в процессе такого обуче- ния узнает, что поддразнивание является триггером и что этот триггер срабатывает в случае пред- намеренной попытки унизить Тима, он сможет лучше контролировать свой гнев, когда действительно рассердится на обидчика.59 (Подробнее о контроле эмоциональных реакций см. в главе 4.)

Если то, что я предложил, не работает, если триггер эмоции продолжает снова и снова при-

водить в действие трудноконтролируемые эмоциональные реакции, то можно рассмотреть другие

подходы. Психотерапия является одним из вариантов, хотя, по моим наблюдениям, она не всегда

помогает человеку полностью осознать, каким является триггер и какой сценарий импортируется,

что затрудняет ослабление триггера. Другими возможными подходами являются бихевиоральная

терапия и медитативный тренинг.60

Предположим, что Тим определил триггер, потратил время на анализ различных ситуаций, в

которых он ощущал насмешки над собой, когда в действительности их не было, и научился заново

оценивать ситуации с тем, чтобы воспринимать поддразнивание как шутку, а не как оскорбление

или попытку унижения. Допустим, что сделать это было проще, потому что прежде в жизни Тима

было всего несколько эпизодов с поддразниванием в течение многих месяцев и ни один эпизод не

продолжался долго, т. е. и заряд, и плотность были низкими. Далее предположим, что гнев у Тима

проявляется не быстро и не в сильной форме. Теперь Тиму редко приходится бороться с собой,

чтобы не разгневаться на человека, который его дразнит. Но он может разгневаться – и часто

именно так и происходит, – когда по какой–то причине находится в раздраженном настроении.

Здесь нужно провести различие между эмоцией и настроением. У всех людей есть и то и

другое, но эмоция и настроение различаются между собой, даже несмотря на то что они ассоци и-

руются с чувствами. Самое очевидное различие состоит в том, что настроение сохраняется доль-

ше, чем эмоция. Настроение может сохраняться целый день, иногда два дня, в то время как эмоции

могут появляться и исчезать в течение нескольких минут или даже секунд. Настроение напомин а-

ет легкое, но непрерывное эмоциональное состояние. Если оно раздраженное, то раздражение бу-

дет умеренным все время и может легко перерасти в гнев. Если речь идет о грустном настроении,

то мы слегка опечалены и можем быстро перейти в состояние глубокой печали. Пренебрежител ь-

ное настроение предполагает эмоции отвращения и презрения, эйфорическое или приподнятое на-

строение – приятное возбуждение и удовольствие, а тревожное настроение – страх.

Настроение активирует конкретные эмоции. Когда мы раздражены, то ищем возможности

 

58 Lazarus, R. 1991. Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press. Gross, J. J. 1998. «Antecedent –and response–focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression and physiology». Journal of Personality and Social Psychology, 74: 224–237. Gross, J. J. 1998. «The emerging field of emotion regulation: An integrative review». Review of General Psychology, 2: 271–299.

 

59 Более подробное обсуждение этого метода см.: Gross, «The emerging field of emotion regulation».

 

60 Segal, Z. V., Williams, J. M. G. & amp; Teasdale, J. D. 2002. Mindfulness–based–Cognitive Therapy for Depression: A New Approach to Preventing Relapse. New York: The Guilford Press.


 

разгневаться; мы интерпретируем мир таким способом, который позволяет нам или даже требует от нас проявления гнева. Мы проявляем гнев в отношении чего –то обычного, а когда мы прихо- дим в разгневанное состояние, наш гнев оказывается более сильным и продолжительным, чем в том случае, когда мы не находимся в раздраженном настроении. Настроение не предполагает по- дачи особого сигнала через лицо или голос. Мы можем сказать, что человек находится в конкрет- ном настроении, потому что видим признаки эмоции, окрашивающей это настроение. Настроения уменьшают нашу гибкость, так как они делают нас менее способными к быстрым реакциям на и з- меняющиеся нюансы внешней среды, искажая нашу интерпретацию происходящего и нашу реак- цию на него. Эмоции также вызывают этот эффект, но лишь в течение нескольких мгнов ений, на- строение же может сохраняться часами.

Другое отличие настроения от эмоций состоит в том, что как только возникает эмоция и мы

осознаем это, то обычно можем указать на вызвавшее ее событие. Но мы редко знаем, почему ок а-

зались в том или ином настроении. Кажется, что оно просто возникло само собой. Утром мы мо-

жем проснуться в хорошем настроении, а днем можем обнаружить, что без видимой причины и с-

пытываем уныние. Однако здесь должны происходить автономные нейрохимические изменения,

вызывающие и поддерживающие настроение. Я уверен, что настроение может быть также вызвано

получением интенсивного эмоционального опыта. Интенсивный гнев может вызвать раздражен-

ное настроение, так же как бурная радость может создать эйфорическое или приподнятое настрое-

ние. Таким образом, мы все же знаем, почему мы находимся в том или ином настроении.

Ранее я утверждал, что эмоции необходимы для нашей жизни и что мы не хотели бы жить без них. Но я гораздо меньше убежден в том, что настроения приносят нам какую–то пользу.61 На-

строения могут быть непреднамеренным проявлением наших эмоциональных структур, не отби- раемых в процессе эволюции, поскольку они являются адаптивными.62 Настроения сужают выбор альтернатив, искажают наше мышление и затрудняют контроль того, что мы делаем, причем обычно безо всяких причин, имеющих для нас какой–либо смысл. Кто–то может утверждать, что когда настроения вызываются насыщенным эмоциональным опытом, они выполняют функцию поддержания нашей готовности к получению такого опыта еще в больших объемах. Возмож но, это так, но, на мой взгляд, это незначительная выгода по сравнению с теми неприятностями, кото- рые создают настроения. Если бы я мог, то навсегда отказался бы от возможности снова вызвать у себя любое испытанное мной в прошлом настроение и предпочел бы жить с моими эмоциями. Я охотно отказался бы от эйфорических настроений ради того, чтобы избавить себя от раздраженно- го или грустного настроения. Но никто из нас не имеет такой возможности.

Триггеры, которые в результате упорной работы стали холодными, разогреваются снова, ко-

гда человек находится в настроении, соответствующем данному триггеру. Когда Тим находится в

раздраженном настроении, то поддразнивание снова может вызвать у него гнев. Как утверждал

Леду, не только стрессовая ситуация, но и настроение может воссоздавать связь между триггером

и эмоцией. Несмотря на то что триггер может оказаться ослабленным или охлажденным настоль-

ко, что не будет приводить в действие эмоцию, он вновь станет горячим, когда возникает соотве т-

ствующее настроение.

Даже когда наша уязвимость, обусловленная настроением, оказывается не очень высокой,

многие из нас хотя бы какое–то время по–прежнему имеют активированные эмоции, под влиянием

которых мы не хотели бы совершать никаких действий. В следующей главе рассматриваются н е-

произвольные эмоциональные реакции и то, насколько хорошо мы можем контролировать свои

действия, когда испытываем какую–то эмоцию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.044 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал