Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удовольствие






Лучший способ рассеять сомнения оппонентов заключался в том, чтобы полностью повто- рить все исследования в другой примитивной изолированной культуре. В идеале, повторить и с- следования должен был кто–то другой – кто хотел бы доказать мою неправоту. Если бы такой че- ловек обнаружил бы то же самое, что обнаружил я, то это бы очень укрепило мои позиции.


 

Благодаря другому счастливому стечению обстоятельств эту задачу блестяще выполнил антропо- лог Карл Хайдер.

Хайдер недавно вернулся из Индонезии, точнее из той части страны, которая называется т е- перь Западным Арианом. Там он в течение нескольких лет занимался изучением другой изолиро- ванной группы туземцев из племени дани. 13 Хайдер сказал мне, что в моих исследованиях что–то не так, потому что люди племени дани даже не имеют слов для обозначения эмоций. Я познако- мил его со всеми материалами моих исследований и предложил повторить мои эксперименты при следующем посещении этого племени. Его результаты в точности совпали с моими – даже в от- ношении не–способности четко различать удивление и страх.14

Тем не менее даже сегодня не все антропологи убеждены в правильности моих выводов. Не- сколько известных мне психологов, занимающихся главным образом вопросами языка, указывают на то, что наши исследования среди грамотных людей, во время которых мы просили респонден- тов называть эмоцию, соответствующую конкретному выражению лица, не подтверждают при н- цип универсальности, так как слова, определяющие каждую эмоцию, не имеют идеального пере- вода на другие языки. То, как эмоции отображаются в языке, является, разумеется, продуктом культуры, а не эволюции. Но результаты обследования более чем двадцати грамотных культур За- пада и Востока говорят о том, что мнение большинства представителей культуры о том, какая эмоция проявляется в данном выражении лица, оказывается одинаковым. Несмотря на проблему перевода, у нас никогда не возникало ситуации, в которой большинство людей в двух культурах приписывало бы разные эмоции одному и тому же выражению лица. Никогда! И разумеется, наши выводы опирались не только на те исследования, в ходе которых люди должны были описать фо- тографию каким–то одним словом. В Новой Гвинее мы использовали истории для описания собы- тия, вызвавшего эмоцию. Мы также просили их изображать эмоции. А в Японии мы фактически измеряли движения самого лица, показывая таким образом, что когда люди находятся в одиноче- стве, то при просмотре неприятного фильма у них работают одни и те же мышцы лица, кем бы эти люди ни были – японцами или американцами.

Другой критик с пренебрежением говорил о наших исследованиях в Новой Гвинее на том

основании, что мы использовали не конкретные слова, а истории, описывающие социальные си-

туации.15 Он утверждал, что эмоции – это слова, хотя в действительности это не так. Слова явля-

ются лишь обозначениями эмоций, а не эмоциями как таковыми. Эмоция – это процесс, особый

тип автоматической оценки, несущей на себе отпечаток нашего эволюционного и индивидуальн о-

го прошлого; в ходе этой оценки мы ощущаем, что происходит что–то важное для нашего благо-

получия и совокупность физиологических изменений и эмоциональных реакций вступает во взаи-

модействие с текущей ситуацией. Слова – это лишь один из способов отображения эмоций, и мы

действительно используем их, когда испытываем эмоциональное возбуждение, но мы не можем

сводить эмоции только к словам.

Никто не знает наверняка, какое сообщение мы автоматически принимаем, когда видим чье–

то выражение лица. Я подозреваю, что такие слова, как «гнев» или «страх», не относятся к числу

обычно передаваемых нами сообщений, когда мы оказываемся в соответствующей ситуации. Мы

используем эти слова, когда говорим об эмоциях. Гораздо чаще сообщение, которое мы получаем,

очень напоминает то, которое мы получали благодаря нашим историям, – не абстрактное слово, а

определенное ощущение того, что человек собирается делать в следующий момент, или того, что

заставило человека испытывать какую–то эмоцию.

Еще один совершенно другой тип доказательств также поддерживает утверждение Дарвина о

том, что выражения эмоций на лице универсальны и являются результатом нашей эволюции. Если

выражения не нужно усваивать, то тогда те, кто рождаются слепыми, должны демонстрировать те

же выражения эмоций, как и те, кто родились зрячими. Многие исследования на эту тему были

 

 

13 Карл в то время был женат на Элеоноре Рош, подруге моей первой жены Дианы, и через Диану узнал от своей жены о сделанных мной заявлениях.

 

14 Ekman, «Universals and cultural differences in facial expressions of emotion».

 

15 Wierzbicka, A. 1999. Emotions Across Languages and Cultures: Diversity and Universals. Paris: Cambridge University

Press.


 

проведены за последние шестьдесят лет, и их результаты неизменно подтверждали это предполо- жение, особенно в отношении спонтанных выражений лица.16

Результаты наших кросскультурных исследований стимулировали поиск ответов на множе- ство других вопросов о выражениях эмоций: сколько выражений могут придавать своему лицу люди? Предоставляют выражения лица достоверную или же вводящую в заблуждение информа- цию? Могут ли люди «лгать лицом», подобно тому, как они лгут словами? Нам предстояло так много сделать и так много узнать. Теперь же мы имеем ответы на все эти вопросы, как и на многие другие.

Я выяснил, сколько выражений может принимать наше лицо: оказалось, что более десяти

тысяч, и я определил те из них, которые имеют наиболее важное значение для наших эмоций. Бо-

лее двадцати лет тому назад мы с Уолли Фризеном составили первый атлас человеческого лица,

который состоял из словесных описаний, фотографий и последовательностей кинокадров и давал

возможность измерять движения лица в анатомических терминах. Работая над этим атласом, я

научился тому, как выполнять любые мышечные движения на моем собственном лице. Иногда для

проверки того, что выполняемое мной движение было вызвано сокращением конкретной мышцы,

я протыкал кожу лица иглой, чтобы обеспечить электростимуляцию и сокращение мышцы, соз-

дающей нужное выражение. В 1978 г. описание нашей методики измерения движений лица –

FACS (Facial Action Coding System) «Система кодирования движений лица» – было выпущено от-

дельной книгой. С тех пор этот инструмент широко используется сотнями ученых из разных стран

для измерения движений лица, а специалисты по компьютерам активно работают над тем, как ав- томатизировать и ускорить такие измерения.17

За прошедшие годы я использовал FACS для изучения тысяч фотографий и многих тысяч выражений лиц, заснятых на кино–и видеопленку, и измерял каждое мышечное движение для ка- ждого выражения эмоции. Я стремился узнать об эмоциях как можно больше, измеряя выражения лиц пациентов психиатрических клиник и людей с сердечно–сосудистыми заболеваниями. Я изу- чал также нормальных людей, которые показывались в выпусках новостей CNN или были участ- никами моих лабораторных экспериментов по провоцированию эмоций.

За последние двадцать лет я сотрудничал с другими учеными для выяснения того, что про- исходит в нашем теле и нашем мозге, когда выражение какой–то эмоции появляется на нашем ли- це. Подобно тому, как имеются разные выражения для гнева, страха, отвращения и печали, им е- ются и разные профили физиологических изменений в органах нашего тела, генерирующие для каждой эмоции свои уникальные ощущения. Наука только сейчас начинает определять модели ра- боты головного мозга, лежащие в основе проявления каждой эмоции.18

 

 

16 Thompson, J. 1941. «Development of facial expression of emotion in blind and seeing children». Archives of Psychology,

37. Fulcher, J. S. 1942. ««Voluntary» facial expression in blind and seeing children». Archives of Psychology, 38. Eibl

Eibesfeldt, I. 1970. Ethology, the Biology of Behavior. New York: Holt, Reinhart and Winston. Galati, D., Scherer, K. R.

& amp; Ricci–Bitti, P. E. 1997. «Voluntary facial expression of emotion: Comparing congenitally blind with normally sighted encoders». Journal of Personality and Social Psychology, 73: 1363–1379.

 

17 Ekman, P. & amp; Friesen, W. V. 1978. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press. Второе издание в электронном виде появилось в 2002 г. Ekman, Р. & amp; Rosenberg, Е. L. 1997. What the Face Reveals: Basic and Applied Studies of Spontaneous Expression Using the Facial Action Coding System (FACS). New York: Oxford University Press. Cohn, J. F., Zlochower, A., Lein, J. & amp; Kanade, T. 1999. «Automated face analysis by feature point tracking has high concurrent validity with manual FACS coding». Psychophysiology, 36: 35–43. Bartlett, M. S., Viola, P. A., Sejnowski, T. J., Golomb, B. A., Larsen, J., Hager, J. C. & amp; Ekman, P. 1996. «Classifying facial action». In D. Touretzky, M. Mozer, & amp; M. Hasselmo (eds.), Advances in Neural Information Processing Systems 8. Cambridge, Mass.: MIT Press. См. c. 823–829.

 

18 Дополнительную информацию можно найти в следующих книгах и статьях: Levenson, R. W., Ekman, P., Heider, К.

& amp; Friesen, W. V. 1992. «Emotion and autonomic nervous system activity in the Minangkabau of West Sumatra». Journal

of Personality and Social Psychology, 62: 972–988. Levenson, R. W., Carstensen, L. L., Friesen, W. V. & amp; Ekman, P.

1991. «Emotion, physiology, and expression in old age». Psychology and Aging, 6: 28–35. Levenson, R. W., Ekman, P. & amp;

Friesen, W. V. 1990. «Voluntary facial action generates emotion–specific autonomic nervous system activity».

Psychophysiology, 27: 363–384. Ekman, P., Levenson, R. W. & amp; Friesen, W. V. 1983. «Autonomic nervous system

activity distinguishes between emotions». Science, 221: 1208–1210. Ekman, P. & amp; Davidson, R. 1994. The Nature of

Emotion: Fundamental Questions. New York: Oxford University Press. Ekman, P. & amp; Davidson, R. J. 1993. «Voluntary

smiling changes regional brain activity». Psychological Science, 4: 342–345. Davidson, R. J., Ekman, P., Saron, C., Senulis, J.

& amp; Friesen, W. V. 1990. «Emotional expression and brain physiology I: Approach/with drawal and cerebral asymmetry».


Используя FACS, мы научились выявлять на лице признаки, указывающие на то, что человек лжет. То, что я назвал микровыражениями, т.е. очень быстрые движения лица, продолжающиеся менее 1/5 секунды, являются важными источниками утечки информации, позволяющей узнать, какую эмоцию человек пытается скрыть. Неискренние выражения лица могут разоблачать себя разными способами: обычно они слегка асимметричны и их появление и исчезновение с лица про- исходит чересчур резко. Мои исследования по выявлению признаков лжи стали причиной моего сотрудничества с судьями, адвокатами и полицейскими, а также с ФБР, ЦРУ и с другими подоб- ными организациями из дружественных нам стран. Я учил всех этих людей тому, как можно то ч- нее определить, говорит ли человек правду или лжет. Эта работа помогла мне получить возмож- ность изучить выражения лиц и эмоции шпионов, убийц, растратчиков, зарубежных национальных лидеров и многих других людей, с которыми профессор психологии обычно нико- гда не встречается лично.19

Когда я написал уже больше половины этой книги, мне была предоставлена возможность

провести пять дней в обществе его святейшества далай–ламы, чтобы обсудить с ним проблему де-

структивных эмоций. В наших беседах принимали участие еще шесть человек – ученые и филосо-

фы, которые также излагали свои воззрения.20 Знакомство с их воззрениями и участие в дискуссии позволило мне познакомиться с новыми идеями, которые я отразил в этой книге. Тогда же я впе р- вые узнал о взглядах на эмоции тибетских буддистов, и эти взгляды оказались совсем не похожи- ми на те, которые выработались у нас на Западе. Я с удивлением обнаружил, что идеи, изложен- ные мной в главах 2 и 3, оказались совместимыми с воззрениями буддистов, а взгляды буддистов предполагали расширение и уточнение моих идей, что и заставило меня существенно и зменить эти главы. Я узнал от его святейшества далай–ламы о многих разных уровнях познания, от эмпи- рического до интеллектуального, и поверил в то, что моя книга существенно выиграет от п олу- ченных мной знаний.21 Эта книга не о буддистских взглядах на эмоции, но я действительно время от времени указываю на имеющиеся совпадения наших взглядов и на те моменты, когда благодаря этим совпадениям у меня возникли оригинальные идеи.

Одна из новых областей исследований, представляющих особый интерес для ученых, связа- на с изучением механизмов возникновения эмоций.22 Многое из того, о чем я здесь писал, основы- вается на результатах таких исследований, но мы еще не столько знаем о нашем мозге, чтобы о т-

ветить на многие из вопросов, обсуждавшихся в этой книге. Мы действительно много знаем об эмоциональном поведении – вполне достаточно, чтобы ответить на самые главные вопросы о роли

 

Journal of Personality and Social Psychology, 58: 330–341. Ekman, P., Davidson, R. J. & amp; Friesen, W. V. 1990.

«Emotional expression and brain physiology II: The Duchenne smile». Journal of Personality and Social Psychology, 58: 342–

353.

 

19 Ekman, P. 1985. Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Marriage, and Politics. New York: W. W. Norton. A third edition was published by W. W. Norton in 2002. Ecoff, N. L., Ekman, P., Mage, J. J. & amp; Frank, M. G. 2000. «Lie detection and language loss». Nature, 405: 139. Frank, M. G. & amp; Ekman, P. (submitted). «Appearing truthful generalizes across different deception situations». Bugental, D. В., Shennum, W., Frank, M. & amp; Ekman, P. 2000. ««True Lies»: Children's abuse history and power attributions as influences on deception detection». In V. Manusov & amp; J. H. Harvey (eds.), Attribution, Communication Behavior, and Close Relationships. Cambridge: Cambridge University Press. См. с. 248–

265. Ekman, P., O'Sullivan, M. & amp; Frank, M. 1999. «А few can catch a liar». Psychological Science, 10: 263–266. Ekman,

P. 1997. «Lying and Deception». In N. L. Stein, P. A. Ornstein, B. Tversky, & amp; C. Brainerd (eds.), Memory for Ever yday

and Emotional Events. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates. См. с. 333–347. Frank, M. G. & amp; Ekman, P. 1997.

«The ability to detect deceit generalizes across different types of high–stake lies». Journal of Personality and Social

Psychology, 72: 1429–1439.

 

20 Участниками этой встречи были Ричард Дэвидсон, Пол Экман, Оуэн Фланнаган, Дениэл Гоулмен, Марк Гри н- берг, Туптен Джинпа, Мэттью Рикард, Джейн Тсай, Франсиско Варела и Алан Уоллес.

 

21 Я благодарен фонду «Mind Life Foundation» за приглашение к участию в работе этой конференции и в особенно- сти Адаму Энглу, Ричарду Дэвидсону и Дэну Гоулмену.

 

22 LeDoux, J. Е. 1996. The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. New York: Simon and Schuster. Pankssepp, J. 1998. The Foundations of Human and Animal Emotions. New York: Oxford University Press. Damasio, A. R. 1994. Descartes' Error: Emotion, Reason and the Human Brain. New York: Putnam. Rolls, E. T. 1999. The Brain and Emotion. New York: Oxford University Press.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал