Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование полученной информации. Теперь давайте выясним, как вы могли бы использовать информацию, которую предоставля- ет вам выражение страха






 

Теперь давайте выясним, как вы могли бы использовать информацию, которую предоставля- ет вам выражение страха, появляющееся на лице другого человека. (Я не буду рассматривать удивление, так как по большей части у нас не возникает вопросов о том, как реагировать на уди в- ление другого человека, если только вы не имеете дело с рассмотренным нами выше сценарием, в


 

котором человек оказывается удивленным тем, о чем он должен был бы знать.146) Я буду исполь- зовать преимущественно те же ситуации, которые я описывал в предыдущих главах, чтобы под- черкнуть, как по–разному мы можем пытаться использовать информацию о том, что человек исп у- ган, и информацию о том, что человек испытывает печаль или гнев.

В предыдущих двух главах я обращал внимание на опасность возникновения у нас необо с-

нованной уверенности в том, что нам известен источник появления выражения эмоции. Выраж е-

ния эмоций не говорят нам, что было причиной их возникновения; обычно, но не всегда, мы мо-

жем узнать это из ситуационного контекста, в котором они появляются.

В главе 3 я описал то, что я назвал «ошибкой Отелло».147 Эта ошибка возникает у нас, когда

мы решаем, что знаем причину эмоции, не учитывая возможности существования многих других

причин. Наше эмоциональное состояние, наши установки, наши ожидания, то, во что мы хотим

верить, и даже то, во что мы не хотим верить, – все это может исказить нашу интерпретацию вы-

ражения, или, говоря конкретнее, наше представление о том, что вызвало эмоцию, отразившуюся

на лице. Учет ситуации, в которой появилось выражение, может помочь ослабить эти влияния, но

даже тогда вы не обязательно будете знать причину этого выражения наверняка. Отелло учитывал

ситуацию, но это ему не помогло. Но если вы помните о том, что выражения эмоции не раскрыв а-

ют их причины и что могут быть причины помимо той, которую вы считаете очевидной, то тогда

вы сможете избежать ошибки Отелло.

Давайте рассмотрим выражения, показанные на снимках Г, Д, Е, З, И, Л и О. Каждое из них

могло бы быть признаком обеспокоенности, но вы бы не узнали по этому выражению, является ли

угроза немедленной или только приближающейся. Вы также бы не узнали, насколько силен испы-

тываемый страх, так как эти выражения могут возникнуть тогда, когда сила эмоции находится в

диапазоне от слабой до умеренной или когда эмоция оказывается более сильной, но предпринима-

ется попытка контролировать ее выражение.

Представьте, что вы как начальник сообщаете своему подчиненному плохую новость о том,

что повышение получит не он, а кто–то другой. Если он демонстрирует одно из этих выражений

перед тем, как вы сообщаете ему новость, то это будет означать, что он предвидит свою неудачу.

Если выражения появляются во время или после того, как вы сообщили ему эту информацию, то

это будет указывать на его озабоченность тем, как эта новость повлияет на его будущее. Хотя я не

буду предлагать вам открыто говорить о замеченном вами на его лице выражении страха, все же

этот замеченный страх может подтолкнуть вас к тому, чтобы уверить вашего подчиненного в н а-

дежности его будущего в организации, если только его будущее действительно не находится под

угрозой, или поднять вопрос о том, когда он хотел бы рассмотреть свои планы на перспективу.

Однако возможно, что его страх не имеет ничего общего с его надеждой на получение повышения,

а вызван ожиданием того, что вы сообщите ему какую–то другую неприятную новость. Возможно,

он брал больничный во время отпуска и боится, что вам стало это известно; возможно, он допус-

тил перерасход выделенных ему средств. А может быть, его беспокоит мысль о предстоящем в и-

зите к врачу, и он не может думать ни о чем другом. Наиболее консервативный способ отреагиро-

вать на эту ситуацию состоит в том, чтобы спросить: «Хотели бы вы поговорить со мной о чем –

нибудь еще с учетом сложившейся ситуации?» Или вы могли бы пойти еще дальше и сказать: «Я

чувствую, что нам надо поговорить об этом подробнее».

Теперь давайте зеркально изменим ситуацию: вы являетесь подчиненным, а ваш начальник

демонстрирует выражение обеспокоенности или страха перед тем, как сообщить вам новость о

вашем несостоявшемся повышении. Беспокоится ли он из–за вашей реакции? Проявляет ли он со-

чувствие к вашему положению, показывая, что он видит, как вы переживаете за свое будущее?

Или же его занимает что–то другое, о чем он вспомнил в данный момент? Вы не можете узнать

это только по выражению его лица, но при рассмотрении возможных вариантов вы по крайней ме-

 

 

146 Подробнее см.: Ekman, P. 1985. Telling Lies. New York: W. W. Norton. Третье издание выпустило «W. W. Norton»

в 2001 г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал