Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распознавание страха у других людей
Подпись к этому снимку, появившемуся в журнале «Life» в 1973 г., гласила: «В Нью–Йорке падение становится проявлением грации. Глаза вылезают из орбит, восемь колес и десять пальцев загребают воздух. Чарли О'Коннел из «Сан–Франциско Бэй Бомбер» принимает такую фантасти- ческую позу, принять которую боится самый отчаянный участник гонок на роликовых коньках
«Роллер Дерби». Еще свежо в памяти его столкновение с Биллом Гроллом из «Нью–Йорк Чифс» на чемпионате мира в минувшем мае. В результате О'Коннел и его команда выбыли из бо рьбы».
О'Коннел демонстрирует такое же выражение ужаса, как и водитель грузовика, хотя лицо О'Коннела вы можете разглядеть намного лучше. Его верхние веки приподняты настолько, н а- сколько это возможно, его брови приподняты и сведены вместе, губы сжаты и вытянуты по гори- зонтали, а подбородок выдвинут вперед. Подпись к этой фотографии, появившейся в журнале «Life» в 1963 г., гласила: «Даллас, 24 ноября 1963 г. Акт исторического возмездия: Джек Руби стреляет в Ли Харви Освальда – убийцу президента Кеннеди». Детектив Дж. Ливелл (мужчина, стоящий слева) только что услышал звук выстрела. Его л и- цо выражает одновременно и страх, и гнев. Его брови опущены и сведены вместе и почти сопр и- касаются с поднятыми верхними веками. В результате у него появляется «свирепый в згляд» – вы- ражение гнева, о котором я рассказывал в главе 6. Нижняя половина его лица и положение головы говорят об испытываемом страхе. Губы растянуты по горизонтали в направлении ушей, подборо- док оттянут назад, так как голова отклоняется назад при звуке выстрела.
Попытайтесь закрыть нижнюю часть его лица рукой так, чтобы вы могли видеть в верхней части его лица только гнев. Затем закройте только верхнюю часть его лица, чтобы увидеть в ни ж- ней части выражение страха. Вполне естественно, что Ливелл мгновенно почувствовал страх при виде пистолета, опаса- ясь, что следующий выстрел будет сделан в него. (По выражению боли на лице Освальда мы мо- жем догадаться, что выстрел уже был сделан, и испуганная реакция на громкий звук уже появ и- лась на лице Ливелла.) Детектив Ливелл также разгневан на стрелявшего Руби, так как его задача заключалось в том, чтобы не допустить подобных нападений на Освальда. Ранее я упоминал, что нет ничего необычного в том, что мы одновременно испытываем и гнев, и страх, когда ощущаем
явную угрозу, и именно это мы видим на лице Ливелла. Теперь давайте взглянем на фотографии, показывающие легкие признаки страха и удивления на лице. Глаза играют важнейшую роль в выражениях удивления и страха и именно глаза позволяют нам правильно различать эти выражения. На снимке А верхние веки слегка приподняты по срав- нению с нейтральным выражением, показанным на снимке Б. Это могло бы быть признаком уди в- ления, но возможно, это просто знак внимания или интереса. На снимке В верхние веки подняты сильнее, и теперь вполне вероятно, что лицо выражает удивление, беспокойство или испуг; что именно – будет зависеть от того, что происходит на остальной части лица. (Ни на одном снимке лицо Евы не выражает ужаса – крайнего выражения страха, демонстрируемого водителем грузо- вика и участником забега на роликовых коньках.)
А
Б
В Если бы выражения создавались только за счет изменений в области глаз, как на снимке В,
то тогда то, что сообщает лицо, зависело бы от длительности этих изменений. Если расширенные глаза появятся на секунду или две, то вероятнее, что лицо будет скорее удивленным, чем обеспо- коенным или испуганным. С первого взгляда должно быть очевидно, что теперь лицо Евы выражает страх в глазах. Хо- тя обычно принято говорить о выражении эмоции в глазах, как правило, мы имеем в виду не глаз- ные яблоки, а то, что мы видим благодаря изменениям положения век. Здесь мы видим указание на то, что нижние веки говорят не об удивлении или внимании, а о страхе. Когда напряженные нижние веки дополняются поднятыми верхними веками при нейтральном положении остальных элементов лица, то это почти всегда является признаком страха. При последовательном переходе от снимка Г к снимку Е можно наблюдать постепенное уси- ление страха. Это происходит благодаря тому, что верхние веки по днимаются все выше и выше. На снимке Е верхние веки находятся в предельном верхнем положении, которое может обеспечить им Ева. Это выражение может быть выражением ужаса, а не испуга или беспокойства, но ужаса контролируемого, при котором человек, имеющий такое выражение лица, всеми силами старается не показать, что он чувствует на самом деле. Теперь давайте посмотрим, как выражают удивление и страх брови. Когда брови просто подняты вверх, как на снимке Ж, то такой сигнал оказывается неоднозначным. Чаще всего такое движение является признаком подчеркнутого внимания к конкретному произнесенному слову. Е с- ли это так, то тогда выделяемое слово
Г
Д Е
Ж
З будет произнесено более громким голосом. Лицо на снимке Ж может также служить знаком вопроса, поставленным в конце вопросительного предложения. В предыдущей главе я уже упоми- нал, что опускание и сведение бровей, как это показано на снимке Г на с. 205, может использо- ваться человеком как вопросительный символ. Некоторые наши исследования позволяют предпо- ложить, что если человек знает ответ на задаваемый им вопрос и использует движение бровей, то, вероятно, у него появится выражение, подобное показанному на снимке Ж; если человек не знает ответа на задаваемый им вопрос, то, вероятно, он сведет брови и опустит их вниз, как это было показано в главе 6. Снимок Ж может также демонстрировать восклицание или недоверие, особен- но когда такое выражение появляется у человека, слушающего, что ему говорит его собеседник. Снимок З показывает очень надежный признак беспокойства или испуга: когда такое выра- жение появляется на лице, то остается мало сомнений в том, что человек испытывает страх. Но ни одно выражение лица не может считаться обязательным проявлением конкретной испытываемой эмоции; например, человек может испытывать страх, но не иметь поднятых, сведенных вместе бровей, показанных на снимке З. Разумеется, иногда отсутствие какого –то выражения может быть результатом попытки его подавления, но, даже когда не предпринимается никаких усилий для контроля выражения лица, не каждый демонстрирует все признаки испытываемой им эмоции. Так как пока что мы не можем объяснить, почему это происходит, то мы даже не знаем, будет ли чел о- век, неполно выражающий страх, так же неполно выражать и другие эмоции. Но именно этой пр о- блемой я занимаюсь в настоящее время. Однако выражение, показанное на снимке З, крайне редко появляется на лице, когда человек не испытывает страха. Обычно верхние веки приподнимаются, нижние веки становятся напряженными и дополн я- ются испуганными бровями, как это показано на снимке К. Сравните снимок И со снимком К, на котором брови слегка приподняты, но не настолько, как на снимке Ж, а глаза широко раскрыты благодаря поднятым верхним векам. Сравнение позволяет увидеть важность век и бровей для оп- ределения различий между страхом и удивлением. Мы знаем, что снимок И показывает удивле- ние, а не страх, потому что нижние веки на нем не напряжены, а брови, хотя и приподняты, но не
сведены вместе; оба этих признака можно увидеть на снимке К. Теперь давайте рассмотрим признаки удивления и страха в нижней части лица. В случае удивления нижняя челюсть опускается, как видно на снимке Л, а в случае страха губы оттягив а- ются назад в направлении ушей, как показано на снимке М. (Отметьте, что снимок М – это состав- ная фотография, потому что Еве было трудно выполнить
И
К
Л
М это испуганное движение губами без того, чтобы не напрячь свои нижние веки.) Ранее вы уже видели, что брови и веки сами по себе способны сигнализировать о страхе, как на снимке К, или об удивлении, как на снимке И. Когда движения век дополняются движениями рта, то эти эмоции также могут отразиться на лице, даже без движений бровями. На снимке Н по- казано удивление, на снимке О – обеспокоенность или страх; на обоих снимках движения бровями при выражении этих эмоций отсутствуют. Снимок П показывает, насколько важны поднятые верхние брови для распространения сиг- нала о страхе. Даже при том что нижние веки не напряжены, а брови и рот выполняют движения, обычно наблюдаемые при удивлении, все же на этом снимке верхние брови подняты настолько высоко, что это создает впечатление испытываемого страха. (Это также составная фотография, на которой брови со снимка Ж были перенесены на другую фотографию.)
Н
О
П
Р
С Так как люди часто путают выражения страха и удивления, два снимка, приведенные выше, позволяют сравнить выражения этих двух эмоций, интенсивно проявляющихся на всем лице: на снимке Р показано удивление, а на снимке С – страх.
|