Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ внешней обстановки
Вторым компонентом стратегического анализа является учет внешней обстановки, в которой действует организация. Принципы анализа внешней обстановки были рассмотрены в предыдущей главе, поэтому сделаем лишь краткое обобщение: организация существует на фоне сложной внешней обстановки, которая включает множество элементов (политические, технологические, социаль-> ные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией важнейшие стратегические вопросы. Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации. Микросреда — это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ей соответствует понятие " ближнее окружение" организации. Она включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организация, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда специфична: каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов.
Рис.6.4. Процесс стратегического управления.
Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций. Внешняя обстановка должна быть определена в точных и ясных терминах. Добиться этого можно, соответствующим образом формулируя вопросы, на которые необходима ответить в процессе исследования. Такое исследование должно затронуть следующие аспекты: Покупатель и рынок. Необходимо ответить на следующие вопросы: - Является ли покупатель конечным пользователем продукции? — Какова ценовая чувствительность различных видов продукции фирмы? — Насколько стабильны отношения " производитель-покупатель" в данной отрасли промышленности? — Каково распределение покупателей в аспекте географии, объема продаж и т.п.? Атмосфера деятельности. Полезная информация может быть получена с помощью следующих вопросов: — Находится ли деятельность в состоянии расширения, сокращения или спада? — Легко или трудно получить денежные средства? — Каков относительный уровень процентных ставок, ожидается их рост или снижение? — Велика ли стоимость акций, легко ли выпустить новые акции? Конкуренты. Приведенные ниже вопросы помогут разработчикам стратегии оценить конкурентное положение организации: — Каков уровень конкуренции в отрасли? — Каковы масштабы конкуренции? — Как быстро в настоящее время растут другие фирмы в отрасли? — Какой процент от выручки конкуренты тратят на такие статьи, как реклама или исследования и разработки? — В какой степени конкуренты вовлечены в интеграцию?
Правительство. Вопросы подобного типа помогут определить настоящую и прогнозируемую степень влияния государства и его органов: — Какие действия государства повлияли на компанию в прошлом? —— В какой степени действуют регламентации правительства в таких областях, как реклама, безопасность, качество, контроль загрязнения и т.п.? — В какой степени государственные власти допускают или ограничивают деятельность иностранных конкурентов? Ответы на вышеуказанные или подобные, учитывающие специфику действия фирмы, вопросы дадут общее представление о внешней обстановке. Внешняя обстановка может создавать возможности или угрозы для организации. Развивая эту мысль, американские теоретики менеджмента Г. Джонсон и К. Скулз указывают, что внешняя среда представляет две основных проблемы с точки зрения перспективы стратегического управления. Первая — формирование аналитически обоснованной точки зрения на общее или основное воздействие внешней обстановки. Вторая — сложность попыток проанализировать влияние каждой переменной среды.
|