![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Власть покупателей и поставщиков
Покупатели и поставщики конкурируют в отрасли из-за влияния на величину прибыли. Чем значительнее власть первых, тем более вероятно, что прибыль будет меньше. Власть покупателей и поставщиков в отрасли зависит от целого ряда характеристик положения на данном рынке. По Г. Джонсону и К. Скулзу, власть покупателей, вероятнее всего, будет велика при следующих обстоятельствах[147]: — когда покупатели сконцентрированы; - когда имеются альтернативные источники снабжения; - если стоимость сырья составляет значительную часть общей стоимости. В этом случае покупатели будут более разборчивы в цене и окажут давление на поставщиков. Точно так же Г. Джонсон и К. Скулз выводят обстоятельства, при которых властьпоставщиков, вероятно, будет велика: - когда поставщики сконцентрированы; - когда стоимость смены одного поставщика на другого велика; - когда покупатели поставщика не имеют для него большого значения. В этом случае поставщик не будет придавать особого значения дальним перспективам в отношении своих покупателей. Таким образом, структурный анализ показывает, что покупатели и поставщики имеют значительное воздействие на конкурентную среду и поэтому важно анализировать их власть и любые вероятные изменения в их составе и положении, которые могут произойти.
Угроза заменителей В общем смысле все фирмы данной отрасли конкурируют с отраслями, производящими товары-заменители. Как подчеркивает М. Портер, заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли производства, устанавливая потолок на те цены, которые фирмы данной отрасли могли бы выгодно для себя установить. Анализ товаров-заменителей включает выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью. Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений: — может производиться прямая замена, т.е. один товар прямо заменяет другой (например, компьютеры Арр1е заменяют компьютеры; — возможна косвенная замена, т.е. один товар опосредованно заменяется другим, который способен выполнять сходные функции (так, например, искусственные ткани заменяют натуральные). Отдельно от подобного разграничения возникают важнейшие, с точки зрения стратегического планирования, вопросы: — Какова степень угрозы, что заменители (прямые или косвенные) повлияют на деятельность организации? — Что должна делать организация, чтобы избежать подобных заменителей?
|