Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ стратегических групп.
Более 20 лет назад американский исследователь М. Хант, изучая отрасли бытовой техники, ввел понятие " стратегические группы" для описания моделей или паттернов конкуренции, наблюдаемых в данной отрасли. Он обнаружил различия в характеристиках фирм и их стратегиях, а также выяснил, что многие фирмы следуют схожим стратегиям. М. Хант обозначил группы компаний, следующих одинаковым стратегиям, как стратегические группы. Идея этого метода состоит в более точном определении групп, с тем чтобы в каждой из них были организации со сходными стратегическими характеристиками, конкурирующие, вероятно, на сходной основе. Формально стратегическая группа есть группа фирм в отрасли, следующих одной или схожей стратегии в (одинаковых) стратегических условиях. Эти стратегические условия включают уровень технологического лидерства, степень качества продукции, ценовую политику, выбор каналов дистрибуции, уровень и тип обслуживания потребителей. Таким образом, членство в отдельной стратегической группе определяет существенные характеристики стратегии самой фирмы. Несмотря на то что стратегии компаний в рамках группы схожи, они отличны от стратегий, осуществляемых фирмами, входящими в другие стратегические группы. Понятие стратегических групп часто используется для анализа конкурентной структуры отрасли. Популярности этого понятия способствует утверждение М. Портера о том, что анализ стратегических групп является базовой конструкцией, которая должна использоваться при диагностике конкуренции, позиционировании и прибыльности фирм в рамках данной отрасли[150]. М. Портер считает, что такие группы могут выявляться за счет использования небольшого количества ключевых характеристик: — размеры; — структура собственности; — масштабы географического охвата; — способность к исследованиям и разработкам. Необходимо иметь в виду, что не все характеристики могут относиться к каждой отрасли. Их уместность обычно определяется типом фактора, который в настоящее время доминирует в организационном окружении. Использование стратегических групп для анализа отраслевой структуры требует, чтобы были выбраны величины, релевантные деятельности фирмы в рамках отрасли (цена и имидж, см. табл. 7.1). Положение фирмы с этих позиций помогает идентифицировать группы компаний, конкурирующих в схожих направлениях. В примере, отраженном в таблице, Dodge, Chevrolet и Toyota сформировали одну стратегическую группу, также как Mercedes, Porsche и Lincoln— другую. Продукты в рамках каждой из этих групп схожи по цене и внешнему виду. Табл. 7.1. Стратегические группы для ряда автомобилестроительных корпораций
Несколько соображений относительно применения концепции стратегических групп. Во-первых, главные конкуренты некой конкретной фирмы действуют в рамках ее стратегической группы, и поскольку компании, входящие в данную группу, продают одни и те же продукты одним и тем же покупателям, конкуренция среди них может быть напряженной. Чем более напряженной является конкуренция, тем выше угроза получению прибыли для каждой фирмы. Во-вторых, интенсивность воздействия факторов или сил конкуренции различна относительно разных стратегических групп. Например, большие респектабельные рестораны привлекают более богатых покупателей, чем маленькие, локальные учреждения питания. В результате фирмы, входящие в разнообразные стратегические группы, проводят разную ценовую политику. В-третьих, чем более сплоченной является стратегическая группа с точки зрения стратегии, которой фирмы придерживаются, и условий, на которые они обращают внимание, тем более вероятна острая конкуренция между группами. Например, Nissan и Рontiac с большей вероятностью будут конкурентами для Dodge, чем для Мегсеdes и Рогsch. Напротив, стратегические группы, которые значительно различаются с позиции стратегических условий и стратегий, не конкурируют прямо. Мегсеdes и Dodge, таким образом, не являются непосредственными конкурентами. Анализ стратегических групп как метод конкурентного анализа обладает рядом преимуществ: 1) он подходит для коммерческих и некоммерческих организаций; 2) он, видимо, даст лучшее понимание конкурентных характеристик конкурентов; 3) он может ответить на вопрос, насколько вероятен переход организации из одной стратегической группы в другую. Существует широкий спектр характеристик, которые может использовать планировщик, стратегии для изучения различий между организациями. Он может включать: 1. Финансовые характеристики: — уровень финансовой зависимости; — политика в области цен; — положение в вопросе затрат. 2. Структурные и стратегические характеристики: — размеры организации; — структура собственности; — количество держателей акций; — тип стратегии; — технологическое лидерство. 3. Характеристики рынка: — пределы разнообразия продукта; — географический охват; — количество сегментов рынка; — используемые каналы распределения; — наличие торговых марок; — качество продукта или услуг.
|