Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президентское вето






В той или иной форме большинство президентских и смешанных систем предусматривают право вето президента на принятые парламентом законодательные акты. Из 52 президентских и смешанных режимов в применямой типологии оно существует в 37 системах. Такое вето может быть «пакетным» (т.е. президент имеет право отклонить только весь законодательный акт в целом), или «частичным» (иначе – «постатейным»), когда вето накладывается лишь на отдельные нормы закона. Очевидно, что второй случай является более сильным инструментом влияния президента на законодательный процесс, поскольку постатейное вето может разрушить компромисс, достигнутый парламентом в процессе обсуждения законопроекта, т.е. президент может заветировать уступку, сделанную дружественной ему парламентской партией ради достижения согласия оппозиции на принятие соответствующего закона. Не случайно, такое право предусматривалось лишь в 17 политических режимах.

Что же касается пакетного вето, то его действенность зависит от того, насколько трудно парламенту его преодолеть. Диапазон разброса полномочий по преодолению вето колеблется от единичных (ныне практически не встречающихся) случаев абсолютного вето (=4) до повторного утверждения законопроекта простым парламентским большинством (=0).

По этому параметру Россия применяет наиболее распространенное ( в 22 режимах из 52) решение – преодоление вето 2/3 голосов, что в рассматриваемой классификации оценивается в 2 балла. Правда, в российском случае это формальное правило имеет два обременения: во-первых, принцип подсчета большинства в российском парламенте исчисляется не от участвующих в голосовании (как принято в большинстве парламентов мира), а от списочного состава палаты, т.е. в данном случае Дума должна набрать 300 голосов; во-вторых, для преодоления президентского вето необходимо и квалифицированное большинство в верхней – невыборной, а потому в целом более «пропрезидентской» палате Федерального Собрания. При первых двух созывах Государственной думы случаи преодоления президентского вето были достаточно часты, и тогда именно согласие президента и большинства Совета Федерации обеспечивали Б.Ельцину возможность блокирования неугодных законов, принятых оппозиционно настроенной нижней палатой. Добавим, что единственный конфликтный случай (формально не подпадающий под категорию вето), когда президент отказывался подписать конституционный закон «О Правительстве РФ», принятый квалифицированным большинством обеих палат (т.е. не подлежащий ветированию), разрешился в конечном итоге в пользу Федерального Собрания.

По совокупности факторов следует признать, что в реальности по данной позиции президентские полномочия несколько выше стандартных для категории, имеющей балл «2».

По отдельно рассматриваемому в данной классификации параметру частичного вето, Россия имеет показатель «0», поскольку такое право российским законодательством не предусмотрено.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал