![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Важно отметить, что некоторые качества, которые считаются не-бходимыми для каждого из руководителей
Во всем наборе качеств, необходимом для руководителя, они но-: ят личностную окраску и не все из них являются рядоположными, гапример: черты характера, знания, умения, способности и др. не > тносятся к понятиям одного уровня. Как показывает управленческая практика, совсем не обязательной может быть связь между на-шчием этих качеств и успешностью деятельности руководителя. Очевидным является то, что простое перечисление качеств не 1вляется универсальной оценкой. За рубежом давно отказались от гакого подхода в оценке руководителей, поскольку не было получено сколько-нибудь достоверных данных о корреляциях между набором определенных качеств, которыми гипотетически должен облагать руководитель, и эффективностью его деятельности. В этой связи предлагался другой подход, согласно которому принимались во внимание не только личностные и деловые качества, но и результаты труда. Однако в психологии неизвестно до сих пор ни одной методики оценки степени сложности труда руководителя. На практике сложилась ситуация, при которой оценка труда руководителя требует комбинации различных параметров. Отечественные психологи (В.Г. Агеев, Т.Ю. Базаров, В.В. Скворцов) пришли к выводу, что существует определенная связь между личностными особенностями и степенью успешности выполняемой профессиональной роли. Это означает, что для оценки кадров управления нужен комплексный интегративный показатель. Деятельность по оценке управленческих Оценка управлен- кадров в целом связана с решением двух ви- ческого персонала | дов задач: а) обеспечением организации квалифицированными кадрами управленческой сферы и б) повышением эффективности труда руководителя. Важной психологической задачей является работа по снижению степени субъективизма в оценках и ее негативного влияния на личность обследуемого. Сложность оценки управленческого персонала заключается также и в том, что к выполнению основных функций управления добавляется также исполнительская деятельность персонала и принятие решений. Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
Нет также четких критериев, по которым анализируется управленческая деятельность. В оценке управленческих кадров трудно избежать субъективности, источник которой кроется в участии людей (экспертов, психологов) при применении самой процедуры оценки. Объективизировать эти данные, казалось бы, можно с помощью ЭВМ, но при этом качественно мало что меняется, так как саму оценку качеств опять же должен производить человек. Использование ЭВМ с целью решения кадровой проблематики выступает лишь как хранилище данных, средство сортировки и формальной обработки. Поэтому не следует создавать иллюзии значительного повышения объективности информации при использовании ЭВМ в вопросах оценки кадров. При оценке руководителей всех звеньев управления применяют различные методы, одним из которых является беседа. Это — особый инструмент отбора, носящий психологический характер. Согласно зарубежным исследованиям, применение структурированного интервью со стандартизированными вопросами и ответами повышает точность данного метода /1/. Беседа Для проведения оценочной беседы психологи предла- гают рекомендации, среди которых выделяются: а) пожелание не увлекаться монологами; б) не доминировать в разговоре; в) проявлять искреннюю заинтересованность в собеседнике; г) не увлекаться " позами"; д) никогда не ущемлять чувство собственного достоинства оцениваемого лица. Однако результаты оценочной беседы не следует переоценивать, так как применение только одной беседы не дает возможности оценить другое лицо. В методическом плане психологи рекомендуют также обратить серьезное внимание на ряд факторов, характеризующих поведение оцениваемого лица. К таким факторам относятся: 1. Речь (особенности словарного запаса, грамотность в изложении мыслей, скорость высказываний. 2. В. А. Розанова
Данные, которые не удалось получить в процессе беседы, могут быть получены с помощью других методов. Часто при этом используют метод тестов. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения. Но научно обоснованным считается применение только таких тестов, которые прошли специальную проверку на надежность и валидность. В противном случае результаты оценки не будут считаться достоверными. ~-------------- 1 При оценке управленческих кадров используется так- же метод экспертных оценок В качестве экспертов обыч-но привлекаются практические или социальные психо- логи, имеющие достаточный опыт такой работы. Метод экспертных оценок применяется, главным образом, для оценки коммуникативных способностей претендента на управленческую должность. При этом используются шкальные оценки в баллах. В рамках социальной психологии этот метод применяется для подбора малых групп. Методом оценки управленческих кадров является Деловые „ использование деловых игр. Они имитируют конкрет- ные условия управленческой деятельности. В игре про- являются коммуникативные способности ее участников. В этом методе используется язык имитационной модели, который в достаточной мере воспроизводит образ рассматриваемой ситуации. Поэтому деятельность участников деловой игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения. В деловой игре взаимодействуют три важных фактора: —ощущение вероятности достижения успеха в деятельности; —положительная мотивация поведения как личностного фактора; —преобладание успеха (или неуспеха) в решении профессио Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
Ключевой проблемой для западноевропейских и
|