Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римский.






В Риме и его союзниках по Римско-италийской конфедерации (складывание - с V - нач. III в. до н.э.) - тот же процесс: заморские завоевания обернулись разорением массы рядовых граждан.

В Риме наемной армии не возникает, т.к. Римское государство - не единое государство, продолжение римско-италийской конфедерации => племена и народы, кот. добровольно сдались Риму, становились подданными => сформировались в систему провинций (управлялись римлянами, платили прямые налоги). Эксплуатация провинций делала римскую казну самой полной в античности. Сер. II в. до н.э. - крах реформы Гракхов (попытки восстановить зем. максимум):

Тиберий Гракх - предложение ограничить твердой нормой количество земли, кот. могли брать в аренду отдельные граждане у государства - земля, захваченная сверх этой нормы, возвращалась гос-ву и распределялась между безземельными и малоземельными)

Гай Гракх - попытка продолжения аграрной реформы. Но реформы рухнули, т. к. нобилитет воспротивился, он привык считать гос. земли своими.

С 107 г. до н.э. - реформы Гая Мария (вышла за пределы классич. полисных поземельных отношений): 1) окончательно разрешено формировать римские легионы из разорившихся граждан (содержание брала на себя казна). 2) после достижения ветеранского возраста гражданин мог претендовать на участок земли из гос. фонда. Для наделения ветеранской категории легионеров нужно постановление НС => его надо созвать кому-то из высших должностных лиц (нобилитет), а нобилитет сопротивляется => сопротивляется Сенат => часть армии противопоставлена гос-ву. Выход: созыв НС брало на себя какое-то должностное лицо, кот. было заинтересовано в поддержке легионеров (полководец) => часть армии связывалась с конкретным лицом-полководцем => угроза гражд. войны, установления диктатуры и империи. Эта реф. вызвала союзническую в-ну, на терр. Италии, т.к. они то тоже воевали, но ничего не получили. Чтобы успокоить восст. НС приняло решение о присвоении гражданства части союзникам. Т. о. полит. сист. Рима перестала соответствовать нов. гражданству, отсюда и кризис полиса и кризис республики.

 

23. Раннее христианство Идеологический кризис античного общества.В идеол-ой сфере жизни антич. об-ва уже намечались значит. изменения. Прежде единая для всех римских граждан идеология и к-ра нач. раскалываться под действием различных соц. конфликтов. Провозглашенная идеологами принципата Августа завершенность «миссии Рима», вечность установленных порядков, по существу, лишали людей тех колл-ых целей, которые некогда давал им «римский миф», теперь ставший краеугольным камнем офиц. пропаганды и все более терявший свою власть над умами, тем более что «золотой век» отнюдь не принес людям ожидаемого счастья. Напротив, несмотря на довольно значит. соц. мобильность во всех слоях общества росло чувство неуверенности в завтрашнем дне и зависимости от всякого, кто занимает более высокую ступень в социальной иерархии. На этот же период (1-2вв) приходится распр-ние и на Западе христианства, наиболее полно отвечавшего чаяниям и умонастроению «маленьких людей». Оно обращалось к бедным и обездоленным, провозгласив тезис «Не трудящийся да не ест», отвергало мудрость, считавшуюся высшими классами непременным условием добродетели, и проповедовало простодушие, кротость, милосердие, к-е так ценились простыми людьми. Оно санкционировало духовный уход от мира зла, порока, насилия и впервые решилось отвергнуть основную ценность тогдашнего мира - императорский культ. И, что очень важно, оно дало своим адептам новый миф взамен утратившего свое значение «римского мифа» и новые цели: коллективные - достижение царства божьего на земле - и индивид-е - обретение загробного блаженства в раю. Люди снова обретали идею, ради которой, как им казалось, стоит жить, бороться и погибать. Причины зарождения христ-ва. Хр-во зародилось не просто как отрицание языческих религий, а одна из наиболее плодотворных форм идеологического обеспечения преодоления гражданской замкнутости остаточных явлений классического полиса. Античный полис был основной единицей др средиз-морского мира. Кризис и распад гражданской общины как основы античной системы преодолевался созданием системы авторитарных круп. держав, в к-х полисы теряли внешнюю автономию и существенно уменьшалась внутренне. Античный полис = территориальная община в условиях классического гр. Об-ва, от которой отстранялись все неграждане – замкнутая система. Замк-ть проявлялась и в религиозной сфере, были личные боги-покровители. Утарта автономии => личные боги бессильны. В период складывания авторитарных держав. набл-ся закономерности: 1) классич мир – рационален, формальная логика и пр => вместо рац-ма – иррацион-зм, религиозная фил-ия. 2) в области политики полис оставался ячейкой об-ва, превращ-ся в ее филиал => бюрократизация => автоматич. устранение из полит. жизни огр. масс граждан => самореализация их в псевдополитических объединениях (религионых и пр). Полит. жизнь заменяется религиозной. Т. к. слабый резерв этических и религ. идей => резерв стал заполняться идеологическим материалом древ. восточного происхождения. Синтез идеологических массивов: др-восточные мессианские учения (о спасителе мира), учения эсхатологические (о мех-зме и рез-х конца света), учения сотерологические (эллинистический вариант мессианской идеи, Сотер – Спаситель). В рез-те возникал опред. синтез близких др. иррациональных идей, к-е на почве Рим. Имп. оказались под влиянием примитивизир. формальной логики. В зарождении ран. хр-во д. б. пройти этап, похожий на этап языческих религий. 1 этап – закан-ся во 2/2 1 в. н. э. – иудео-хр-во (палестино-малоазийский этап актуальной эсхатологии) Отношения между офиц иудаи-м и иуд. сектами очень напряженные, среди них были иуд-хр-не (считали себя истинными хр-ми, в соц плане – неполноправ. свободные, рабов мало). Для них хар-но: 1. гражданско-племенная изоляция (т. е. только д/иудеев кумранской общины), от других общин хр-не отличались только идеей об искупительной жертве Христа: он – спаситель только для иудеев, поверивших в него (еванг. от Иоанна – сюжет с девочкой, к-ю отказался излечить, борьба за чистоту иуд-ма). Раннехрист общины дост-но долго воспринимали себя как иуд общины. Очень четко проводится идея избранного народа (те, кто уверовал и по крови иудеи). 2. актуальная эсхатология: конец света ожидался при жизни этого поколения, нужно макс-но удалиться от мирских дел и готов-ся к концу света 3. жёсткие требования по соблюдению правил 4. неприятие греко-римской сист. ценностей. Идея избран-ва приводит к тому, что хр-во стан-ся очень замкнутой сектой иуд-ма. + первые христ. общины следуют антиримскую направленность (апокалипсис Иоанна Богослова). 68 г – поражение антиримского иудейского восстания -? отношения к властям. Дальнейшая история хр-ва определена идейной борьбой Линии Петра и Павла в нач 2 в.(Петр – требование соблюдения иуд-ой обрядности и пр., Павел – все наоборот. Линия Павла победила – Павлинистские реформы.3 направления: 1. на место хар-ного для иудео-хр-ва строгого следования религ з-ну приоритет отдавался «оправданию верой» (гл – внутр вера чел-ка). => Исполнение обрядов было крайне затруднено, но это было и разрывом с иудейскими корнями. 2. Полностью разрыв с исключительностью– проповедь открывается всем людям без исключения. Павел утверждает рав-во этносов, религий и соц. уровней: " Всё и во всём Христос". 3. Формир-е церковной хр-ой организации – наступает 2 фаза развития хр-ва – неактуальной эсхатологии. Павел отказался от антиримской напр-ти, к-я ярко видна в Апокалипсисе: " Нет власти не от Бога". Начало превращения хр-ва в мировую религию. Отличия иудео-хр-ва от нового хр-ва: теперь конец света наступит в неведомом будущем, не нужно отдаляться от дел, а нужно уделять время своей семье и пр. Иуд-хр – мессия ожидался, а в христ-ве – мессия уже был на Земле, изложил свое учение, создал комп. Учеников. Второе пришествие ожидалось в неопределенном будущем. Лютая ненависть к рим смен-ся принятием их (но языч. культ абсолютно отрицается, это мешало распр-ию нового учения, хр-не – незарегистр. обществ. орг-ию). Резкое изменение соц. состава общин, осуждение бог-ва. Усиливается проповедь покорности господину, формула «блаженны нищие духом». В отличие от языческих религий хр-во как мировая религия отрицает этнические, сословно-социальные границы для приобщения прозелитов к своему вероисповеданию + верующие-прозелиты получают мировоззрение, снимающее острый соц-психологический дискомфорт, и сплоченную организацию (церковь), к-я их поддерживает морально и материально. (в яз-ве церкви нет). Взаимоотношения христ. Ц. и Рим. гос-ва. Антич. авторы 1 в. н.э. не упоминают о христ-ве: век. молчания. Почему? Тацит: " Христ-во – зловредное суеверие". Эта позиция выходит из того, что 1-е христиане б. из городских низов. С сер. 2 в. в христ-во вступает элита => угроза греко-римскому образованному миру => античная критика христ-ва. 1-е представители к-й появл-ся во 2/2 2 в.: Цельс " Правдивое слово" критика с позиций античной философии. К. 3 – 4 вв. – расцвет критики. Юлиан Отступник ведёт анализ христ-ва с т. зр. логики. Порфирий " Против христ-ан", тоже научный анализ. Вобщем антич. критика высветила больное место христ-ва: оно взяло из современных идей т. одну – монотеизм, а всё ост. из языч. мифологии. В ответ на критику в христ-ве возникает апологетика (защитничество): Юстин, Ориген " Против Цельса".

К нач 4 в. в Римской империи созд-ся предпосылки для союза между церковью и гос-вом: 1) гос-во в условиях перехода к военно-бюрократической монархии нуждалось в уст-ии идеологического и рел-го единства + организации, контр-щей взгляды подданных. 2) Церковь нуждалась в поддержке гос-ва для преодоления догматических и организ-х расколов в своей среде.

При императоре Константине Великом 306-337 хр-во стало полноправной и покровительствуемой религией. В 381 г оно стан-ся гос-ой, обязательной для исповедания, религией империи. 325 г – Никейский собор, Константинопольский собор 381 г –принимается «символ веры» (краткое изложение главных догматов, составляющих основу вероучения).Окончательно символ утвержден только на 4 Вселенском соборе в Халкидоне в 451г. Догматика формировалась в острой богословской и соц-пол борьбе, толки хр-ва, не принявшие решения собора, часто объявлялись еретическими. Некоторые из них формировали самостоятельные церкви: ариане (гос-ют в ряде варварских королевств), несториане (в странах, восточнее Византии), монофиситы (Сирия, Палестина, Египет). Еретические секты, союзы и церкви, будучи религиозными по форме, обретали политическую природу и усложняли политическую систему средневековья.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал