Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение для исполнения и удовлетворения






Положительное подкрепление — сильный инструмент модификации поведения. Идентифицируя и вознаграждая за поведение, которое связано с исполнением работы, руководство увеличивают вероятность повторения желаемого поведения.

Наше знание о научении также предполагает, что подкрепление является более эффективным инструментом, чем наказание. Наказуемое поведение скорее будет только временно подавлено, чем искоренено. Люди, получившие наказание, возмущаются, обижаются на того, кто их наказал. Хотя наказание исключает нежелательное поведение быстрее, чем это делает негативное подкрепление, эффект его лишь временный, и позже оно может вызвать неприятные побочные эффекты, такие как снижение морального духа/настроения, рост уровня абсентеизма или текучести кадров. По этим причинам менеджерам рекомендуется использовать подкрепление, а не наказание.

Итак, именно использование бихевиорального подхода делает возможным включение эмоциональной сферы руководителей. Играя определенные роли в упражнениях, участники тренинга так или иначе переживают, испытывают разные чувства, эмоции по отношению к себе и другим участникам тренинга.

Возникшие в ходе тренинга переживания создают дополнительную мотивацию к участию в тренинге. Так, например, неудача, неуспешное достижение цели в упражнении может вызвать желание справиться с заданием в следующий раз, в другой игровой ситуации. Положительная обратная связь со стороны тренера и членов группы вызывает повторение успешного паттерна поведения в аналогичных ситуациях, способствует его закреплению.

Достигнутая атмосфера безопасности, доверия друг к другу среди участников тренинга позволяет рисковать, экспериментировать, вести себя иначе, чем обычно. В этом смысле тренинг создает уни-

Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей

кальные для руководителей возможности, которых нет в жизни. Руководители могут экспериментировать, получать обратную связь от своих коллег и либо отказываться от тех или иных способов общения, либо, наоборот, оставлять их, закреплять, использовать чаще.

Именно использование бихевиорального подхода с самого начала тренинга обусловливает продвижение по трем вышеописанным этапам тренинга (см. рис. 4). На первом этапе руководители сначала взаимодействуют, проявляют себя в поведении, и лишь после этого происходит осознание своих поведенческих паттернов с помощью обратной связи, осознание негативных последствий некоторых из них, что создает мотивацию к обучению. На втором этапе руководители пробуют использовать новые более эффективные поведенческие приемы в различных упражнениях и заданиях, получают позитивную обратную связь, позитивное подкрепление. На третьем этапе происходит закрепление вышеназванных приемов благодаря их частому использованию. Итак, поведенческий подход буквально пронизывает социально-психологический тренинг руководителей.

Чрезвычайно важна роль тренера как модели. Наблюдая за поведением тренера, члены группы обучаются, идентифицируясь с ним. Для этого тренер должен стать привлекательным, желательным образцом, «достаточно хорошим родителем» или выступить в качестве нового объекта, с которым и идентифицируются участники тренинга, здесь мы тесно соприкасаемся с психоаналитическим подходом в тренинге.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал