Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии развития группы
Групповому развитию посвящено достаточно много исследовательских работ (Хек, 1975; Whitaker, 1985; Lieberman, Yalom & Miles, 1973; de Mare, 1972). Авторы пишут о трех фазах развития психотерапевтической группы. Мы в свое время в диссертационной работе также исследовали этот вопрос и выявили инвертированные U-образные кривые по групповым процессам, которые можно разбить на три фазы в развитии группы. Кроме того, мы изучали влияние на эффективность групповой психотерапии разных типов интервенций со стороны психотерапевта на группу на разных фазах развития группы (Бакирова, 1983). Выяснилось, что это тесно взаимосвязанные аспекты функционирования группы любого направления. Характер и содержание групповой деятельности имеет второстепенное значение, инвариантой выступает сам процесс взаимодействия членов группы между собой и между формальным лидером и группой. В социальной психологии также выделяют три основные стадии развития группы (Robbins, 1993). Итак, идеи в разных научных сферах смыкаются, что подтверждает универсальность внутренних механизмов развития группы как целого организма. Обычно в социальной психологии выделяют следующие стадии развития группы: 1. Формирование (принадлежности). На этой стадии члены группы решают следующие задачи: Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей П ориентация и знакомство; О формулирование правил; □ принятие решения об участии в группе. 2. Становление («Бурная», контроля). На этой стадии можно наблюдать: □ расширение и присвоение ролей индивидуумами; □ межличностные и внутриличностные конфликты; □ сопротивление контролю. Члены группы пытаются ответить на вопросы: □ Кто руководит? Кто лидер? □ Насколько я желаю контроля? 3. Нормирование (общности). На этой стадии: □ разрешаются конфликты; □ достигаются единство и гармония в группе; □ устанавливаются роли, нормы; П определяется лидер; □ повышается сплоченность, идентификация себя с группой; П распределяется ответственность. 4. Исполнение. На этой стадии для членов группы характерно: □ фокусирование своей деятельности на разрешении проблем; П достижение поставленных перед группой целей. 5. Завершение деятельности. Эту фазу характеризуют: О роспуск группы в связи с достижением цели; □ высокая сплоченность; □ удовлетворение от выполненной работы; □ грусть, переживание в связи с расставанием с членами группы. Две последние стадии фактически являются стадиями функционирования развитой или зрелой группы, которая, решив все вопросы взаимоотношений между членами группы, может перейти к решению задач, поставленных перед ней. В группанализе существует модель, в которой развитие группы рассматривается как развитие отдельного человека. В этом случае стадии развития группы сопоставимы со стадиями развития человека: это — включение, контроль, принятие нежности. 1. На стадии включения определяется, насколько другие члены принимают каждого. Раздел 2. Теоретико-методологические основы.. 2. На стадии контроля решаются проблемы статуса, господства. Наблюдается критика группаналитика, игнорирование того, что он говорит. 3. На стадии нежности члены группы начинают доверять друг другу, возникает близость. Поведение членов группы на разных фазах. 1. Уход членов группы возможен на первой фазе, так как они могут бояться, что их отвергнут. 2. Стремление занять место в иерархии групповых отношений появляется на второй фазе. 3. Возможность почувствовать близость к группе появляется на третьей фазе. Как видно, первая социально-психологическая и вторая груп-паналитическая модель фактически разными словами описывают одни и те же процессы, задачи, которые на разных стадиях должна решить группа. О том, какие именно проблемы лежат в основе группового развития, вполне определенно пишет Бион (1961), говоривший о трех допущениях, или, точнее, потребностях, которые относятся к власти и силе. Из-за них группа, собравшаяся для решения задачи, ведет себя не соответствующим задаче образом. В соответствии с этими потребностями группа проходит три стадии в своем развитии. 1. Зависимость. Группа ждет лидера, который должен направить. На этой фазе группа или очень пассивна, или бросается на того, кто проявляет активность. Никто не хочет брать на себя ответственность, члены группы обвиняют друг друга. 2. Борьба или уход. Это две стороны одной модели. Обе предполагают наличие врага. Группа одновременно ведет себя противоречивым образом: с одной стороны, она готова напасть на врага, а с другой — готова от него убежать. Врагом может быть ведущий, член группы, враг может быть вне группы. 3. Образование пар. Здесь следует обратить внимание на наличие сильного сексуального компонента. О стадии образования пар можно судить по чувствам, присутствующим в группе. На этой фазе в паре начинается разговор, а другие — сидят и наблюдают за ними. Образование пар снижает ценность группы. Данная модель дает возможность глубже посмотреть на групповые процессы, она дополняет другие и ни в коей мере им не противоречит. Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей Таким образом, можно говорить о разных уровнях развития и функционирования группы. Более глубокое рассмотрение групповых процессов, которое дает группанализ, позволяет эффективнее управлять этими процессами и использовать их. Очень важным аспектом в развитии группы является проявление деструктивных, разрушительных процессов (Nitsun, 1991). Ведущему группы необходимо помнить об этом, контролировать их проявление, возможно, брать под защиту отдельных членов группы.
|