Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психоаналитический подход в тренинге руководителей
Используя психоаналитический подход, одну из важнейших задач тренинга руководителей можно сформулировать как возможность осознать то, что находится в бессознательном или предсозна-тельном психики. «И там, где было Ид, будет Эго» (3. Фрейд). Следовательно, в процессе тренинга расширяется и укрепляется Эго. Известно, что осознание бессознательного материала (чувств, инстинктивных драйвов, травматичных событий, находящихся в ИД; поведенческих дезадаптивных поведенческих паттернов, выработанных когда-то Эго; идеалов, запретов, идущих из Супер-Эго) — процесс болезненный. Поэтому на пути к осознанию возникают сопротивления, встают психологические защитные механизмы, с которыми приходится иметь дело ведущему. Ведущий (или тренер), не обладающий необходимыми знаниями и опытом работы с сопротивлением, может резко снизить возможности личностного развития руководителей, а значит, и их профессионального роста. В целях облегчения процесса осознания бессознательных мотивов, чувств, импульсов и поведения мы предлагаем использовать психоаналитические принципы, техники и интервенции. Например, нами придается большое значение созданию безопасного пространства для взаимодействия с руководителями, где они чувствуют себя достаточно комфортно и испытывают доверие к ведущему (Винникот, 1982). Для преодоления сопротивления вводим правила для обмена мнениями между руководителями. Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТруководителей Характер интервенций, глубина проработки личностных и профессиональных проблем участников тренинга во многом определяется их личностными особенностями: готовностью к получению новой информации о себе, от силы их Эго, способности вынести отрицательные болезненные переживания в связи с осознанием. Вводится большое количество упражнений, основанных на психоаналитических техниках. Большое значение придается не только вербальным коммуникациям, но и невербальным проявлениям. Невербальное поведение и его интерпретация рассматривается как путь к осознанию прежде неосознаваемого в поведении руководителей. Признается, что процесс тренинга в основном является рациональным, осознаваемым процессом, но при этом мы считаем, что происходящие в группе процессы могут интроецироваться на бессознательном уровне. Поэтому большое значение в тренинге руководителей по предлагаемой нами программе имеет личность ведущего, то, насколько он (она) сознает себя, свое оказываемое на руководителей влияние. Таким образом, в основе обучения лежат процессы идентификации, интроекции, заражения. При этом вероятны проекция, вытеснение, рационализация и другие защитные механизмы, препятствующие процессу обучения.
|