Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникация как общение
Рассмотренные нами модели коммуникации в большей мере раскрывают внешние факторы, влияющие на коммуникацию. Однако на процесс коммуникации оказывают влияние и внутренние факторы. Следует отметить, что коммуникация, или общение, — это тоже деятельность со своей целью, предметом и средствами (рис. 7). Общение как взаимодействие двух людей может осуществляться на трех уровнях: когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом. Оно может иметь инструментальную направленность: на выполнение социально значимой задачи, на дело, а также личностную направленность — на удовлетворение личных потребностей. В процессе общения можно решать следующие задачи (иногда они выступают как цели общения): Глава 3. Коммуникация как деятельность 1) социальную: засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения, создать хорошие отношения и т. д.; 2) информативную: обменяться информацией, фактическими сведениями; выяснить факты, обстановку; сообщить факты, планы; 3) экспрессивную: выразить чувства, мнения; высказать обиду, недовольство; 4) побудительную: заставить что-то предпринять, сделать; потребовать; попросить о чем-то: изменить мнение, сделать, дать и т. д. Общение включает два процесса: передачу и получение информации. Взаимодействие между людьми может осуществляться на формальном и неформальном уровнях, то есть с разной степенью психологической близости. Общение может проходить в позитивном или негативном эмоциональном тоне. Все перечисленное и определяет умение общаться, которому, как и любой деятельности, нужно обучаться. Рис. 7. Компоненты диадного взаимодействия Раздел 2. Теоретико-методологические основы... Таким образом, в умение общаться включаются умения: □ поставить цель беседы; П определить предмет обсуждения; О владеть средствами общения: вербальными, эмоциональными, поведенческими; О понимать собеседника по вербальным, эмоциональным и поведенческим проявлениям; П сохранять направленность на решение задачи; □ конструктивно вести деловую беседу; О удовлетворять личностные потребности в процессе общения; □ быть спонтанным, естественным, непринужденным; □ придерживаться социальной роли; □ вести доверительную, откровенную беседу; □ регулировать психологическую дистанцию; □ передавать, сообщать информацию; □ получать, выяснять информацию; О снижать напряженность в беседе; П устанавливать благоприятную, доброжелательную атмосферу; П терпеть, выносить негативное отношение собеседника; П определять уровень общения: деловой, личностный, формальный, доверительный; □ перестраиваться в зависимости от ситуации; П побуждать что-то сделать: заставить, потребовать, попросить и др. Практически все перечисленные компоненты умения общаться рассматриваются в следующей главе при описании деловой беседы.
|