Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование хоровых партий.






Хоровое пение как вид искусства.

Содержание, формы, средства выражения.

Роль и значение хорового пения в обучении и воспитании участников хорового коллектива.

Хоровое пение – «коллективное исполнение вокальной музыки» - относится к древнейшим видам искусства.

В древности церковное культовое пение было единственной формой профессиональной хоровой культуры.

До X в. хоровое пение было одноголосным.

X – XII вв. – появляются зачатки многоголосия (разделение голосов на высокие и низкие)

Возрождение – усиление светского начала. Появление крупных вокально-симфонических жанров: мессы, оратории, кантаты. Расцвет хоровой музыки в творчестве О. Лассо, Дж. Перголези, Дж. Палестрины и др.

С появлением оперы (16 – 17 вв.), хор стал неотъемлемой частью оперных представлений (Ж.Бизе, Дж. Верди, М. Глинка, К. Глюк, В. Моцарт, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.).

Романтизм – “господство” камерных вокально-хоровых жанров.

Мастера хоровой миниатюры – Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон,

рус.- Вик. Калинников, Ц. Кюи, М. Иппалитов-Иванов, С. Танеев, П. Чайковский и др.

К. XIX – XX вв. – хоровая культура постоянно обогащается произведениями новых жанров и стилистических направлений, появление синтетических жанров хоровой музыки (симфония-кантата, опера-оратория, поэма-кантата и др.).

 

Хоровое пение как вид музыкального искусства имеет свои отличительные особенности:

· синтетический вид искусства (взаимосвязь поэзии и музыки);

· процесс сотворчества дирижера, участников хора и слушателей;

· интерпретация (каждый дирижер-хормейстер трактует произведение по-своему);

· качество исполнения зависит от профессиональной подготовки как участников хора, так и дирижера;

· коллективная основа (успех деятельности хора зависит от работы каждого участника в отдельности и от коллектива в целом).

 

Двуединая задача обучения и воспитания в хоре – научиться петь каждому певцу и научиться петь в коллективе – способствует формированию не только вокально хоровых навыков (обучение), но и глубоких нравственных, личностных качеств: гуманизма, взаимной ответственности, дружбы и взаимоуважения ( воспитание ).

 


2.

Хор как вокальная организация.

Определение понятия «хоровой коллектив».

Формирование хоровых партий.

Существует много различных определений понятия «хор»:

П. Г. Чесноков: под хором понимается «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»;

А. Егоров: «своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми красками идейно-художественные образы музыкального произведения»;

Г. Дмитриевский: «коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено качественное и количественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществление стоящих перед ним исполнительских задач»;

Н. Романовский: «хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку»;

В. Соколов: «такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

Т.О. все авторы отмечают коллективную основу хорового пения в единстве ее технических и художественных сторон.

ХОР – ЭТО коллектив певцов, исполнительская деятельность которого связана с единством технических и художественных задач, позволяющих слушателям полноценно воспринимать идейно-смысловое и эмоционально-образное содержание хорового произведения.

Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию называются хоровой партией.

· хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном и сходностью тембрового звучания.

· Классический вариант смешанного хора: певцы с высокими и низкими женскими и мужскими голосами (низкие: басы, альты; высокие: тенора, сопрано).

Детский хор (аналогично женскому): высокие – сопрано, низкие – альты.

В хоремальчиков высокие голоса – дисканты.

· Каждая пария делится на два голоса - первый и второй (в смешанном хоре – сопрано I, сопрано II, альт I, альт II и т.д.). – такое деление носит название divisi – «разделение» - временное разделение хоровых партий на 2, 3 и более голосов.

 

 


3.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал