Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование хоровых партий.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Хоровое пение как вид искусства. Содержание, формы, средства выражения. Роль и значение хорового пения в обучении и воспитании участников хорового коллектива. Хоровое пение – «коллективное исполнение вокальной музыки» - относится к древнейшим видам искусства. В древности церковное культовое пение было единственной формой профессиональной хоровой культуры. До X в. хоровое пение было одноголосным. X – XII вв. – появляются зачатки многоголосия (разделение голосов на высокие и низкие) Возрождение – усиление светского начала. Появление крупных вокально-симфонических жанров: мессы, оратории, кантаты. Расцвет хоровой музыки в творчестве О. Лассо, Дж. Перголези, Дж. Палестрины и др. С появлением оперы (16 – 17 вв.), хор стал неотъемлемой частью оперных представлений (Ж.Бизе, Дж. Верди, М. Глинка, К. Глюк, В. Моцарт, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.). Романтизм – “господство” камерных вокально-хоровых жанров. Мастера хоровой миниатюры – Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, рус.- Вик. Калинников, Ц. Кюи, М. Иппалитов-Иванов, С. Танеев, П. Чайковский и др. К. XIX – XX вв. – хоровая культура постоянно обогащается произведениями новых жанров и стилистических направлений, появление синтетических жанров хоровой музыки (симфония-кантата, опера-оратория, поэма-кантата и др.).
Хоровое пение как вид музыкального искусства имеет свои отличительные особенности: · синтетический вид искусства (взаимосвязь поэзии и музыки); · процесс сотворчества дирижера, участников хора и слушателей; · интерпретация (каждый дирижер-хормейстер трактует произведение по-своему); · качество исполнения зависит от профессиональной подготовки как участников хора, так и дирижера; · коллективная основа (успех деятельности хора зависит от работы каждого участника в отдельности и от коллектива в целом).
Двуединая задача обучения и воспитания в хоре – научиться петь каждому певцу и научиться петь в коллективе – способствует формированию не только вокально хоровых навыков (обучение), но и глубоких нравственных, личностных качеств: гуманизма, взаимной ответственности, дружбы и взаимоуважения ( воспитание ).
2. Хор как вокальная организация. Определение понятия «хоровой коллектив». Формирование хоровых партий. Существует много различных определений понятия «хор»: П. Г. Чесноков: под хором понимается «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»; А. Егоров: «своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми красками идейно-художественные образы музыкального произведения»; Г. Дмитриевский: «коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено качественное и количественное соотношение голосов, обеспечивающее владение всеми элементами хоровой звучности, необходимое для осуществление стоящих перед ним исполнительских задач»; Н. Романовский: «хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку»; В. Соколов: «такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении». Т.О. все авторы отмечают коллективную основу хорового пения в единстве ее технических и художественных сторон. ХОР – ЭТО коллектив певцов, исполнительская деятельность которого связана с единством технических и художественных задач, позволяющих слушателям полноценно воспринимать идейно-смысловое и эмоционально-образное содержание хорового произведения. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию называются хоровой партией. · хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном и сходностью тембрового звучания. · Классический вариант смешанного хора: певцы с высокими и низкими женскими и мужскими голосами (низкие: басы, альты; высокие: тенора, сопрано). Детский хор (аналогично женскому): высокие – сопрано, низкие – альты. В хоремальчиков высокие голоса – дисканты. · Каждая пария делится на два голоса - первый и второй (в смешанном хоре – сопрано I, сопрано II, альт I, альт II и т.д.). – такое деление носит название divisi – «разделение» - временное разделение хоровых партий на 2, 3 и более голосов.
3.
|